Возникновение русских домов моды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 03.01.2023

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Ходунова, Д. А. Возникновение русских домов моды / Д. А. Ходунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98548/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье будет рассмотрена история возникновения русских домов моды. Исследование заключается в том, чтобы проследить развитие и формирование модных домов.

Понятие «дом моды» ввёл французский модельер Чарльз Уорт. В 1858 году он совместил творческую мастерскую со светским салоном, где ежегодно проводил показы своих моделей. Чарльз Уорт стал первым кутюрье, который презентовал свою коллекцию не на манекенах, а на женщинах. Именно этот модельер один из первых смог создать лейбл. Он стал подписывать свои работы, пришивая ленточку с собственным именем [4].

Парижский журнал «Вог» писал 15 декабря 1920 года: «Невзгоды в России привлекли внимание к самобытным крестьянским костюмам. Все мы знаем о волне интереса к русским костюмам в мире элегантной моды» [1, с. 265]. Отделки мехом, шапки в форме кичек, вышитые рукава, косоворотки, высокие сапоги — далеко не весь перечень элементов «русской моды» в коллекциях больших домов на сезоны 1920–1923 годов.

В дореволюционной России было открыто множество домов мод. Обычно они располагались в Санкт-Петербурге, в Москве же их было не так много. Особенностью русских домов моды была их элитарность.

Известные модные салоны Москвы и Петербурга того времени по уровню исполнения и качеству изделий вполне сравнимы с парижскими. Русские мастера обычно ориентировались на английские и французские образцы. Если в начале XIX в. самые известные модные ателье обоих городов держали иностранцы, у которых работали русские портные и швеи, то к концу века русские модели ничем не уступали французским. Например, одеваться у Надежды Ламановой было не менее престижно, чем в парижских салонах [7].

Надежда Петровна Ламанова открыла собственную мастерскую на Большой Дмитровке, а к началу Первой мировой войны стала самым известным модельером в Москве. С 1901 г. она работала в костюмерной мастерской МХТ, с 1902 г. участвовала в международных выставках. Как большинство парижских кутюрье, Ламанова, определяя конструкцию и декор платья, накалывала ткань на фигуре клиентки или манекенщицы. Также по просьбе Станиславского она шила костюмы к спектаклям Художественного театра, одевала императрицу Марию Федоровну. После революции Ламанова осталась в России и руководила московским ателье [2].

Особое место в истории домов и ателье моды, созданных русскими аристократками, занимает шляпное ателье княгини Марии Алексеевны Путятиной под названием «Шапка», выполнявшее заказы дома Шанель. Дело «Шапка» процветало в 20-е годы, выпуская модные вышитые «шапо-клош». Работали здесь только русские мастерицы. Ведущей манекенщицей была княгиня Трубецкая, чей титул привлекал в то время клиентуру. Со временем дом «Шапка» открыл свой магазин в Лондоне, где приказчицей служила Елизавета Дмитриевна Зиновьева, урожденная княжна Голицына [1].

15 января 1922 года графиня Мария Михайловна Орлова-Давыдова открыла в Париже на бульваре Мальзерб, 114-бис русский дом «Мод». Сначала его специализацией были вязанные вручную вещи.

Помощницами основательницы были ее родная сестра Ольга Зографо и кузина графиня Орлова-Денисова. Вместе они решили специализироваться на ручной набойке шерстяных и шелковых тканей. Графиня Орлова-Денисова была главным экспертом по крашению, и они выпускали удивительные, ни с чем не сравнимые ткани, имитировавшие с помощью трафаретов старинные парчи. О них писал Французский журнал в 1925 году: «Оригинальность их рисунков, вдохновленных старинными орнаментами русских, коптов, египтян, персов и китайцев, а также стойкость и яркость употребляемых красителей позволили им достичь блистательного успеха у французских и иностранных клиентов» [1, с. 284]. Воодушевленная этим успехом, графиня Орлова-Давыдова перевела свое дело «Мод» в другое помещение на рю Фобур Сент-Оноре в дом 203, у нее работали 125 мастериц, в основном русские или армянские беженки. Почти все они были надомными работницами: брали ткани, краски, трафареты и приносили готовую продукцию. Дюжина рукодельниц вязала для «Мод» трикотажные вещи, введенные тогда в моду Шанель [1].

В 1924 году в Париже Наталья Николаевна Лазарева, урожденная Маркова, открыла вместе с дочерью Ириной Федоровой дом моды «Анели» [1]. Первый свой дом моды «Феражаль» Наталья Николаевна открыла в Константинополе, а затем перебралась в Париж. Одна из графинь Толстых помогала Лазаревой в доме «Анели», о котором парижский обозреватель писал в 1925 году: «Подобно всем другим домам моды, основанным великосветскими дамами из России, дом «Анели» очень молод. Благодаря смелости и вкусу его создательницы госпожи Лазаревой он находится на почетном месте в парижском мире моды» [1, с. 288]. Самой верной помощницей Лазаревой была ее старшая дочь Ирина Федорова, которая в дальнейшем стала личным секретарем известной французской актрисы Франсуаз Розе, а затем секретарем князя Римского-Корсакова в бытность его директором дома «Нина Риччи». Дом «Анели» не пережил Великой депрессии, начавшейся в 1929 году. Хозяйка дома Наталья Николаевна Лазарева открыла в 30-е годы домашний пансион на бульваре Распай в Париже.

Еще одним популярным домом моды, основанным русскими эмигрантками, был дом «Мария Новицкая». Открытый около 1924 года, он специализировался на элегантных шелковых пижамах, прочно вошедших в арсенал женской моды в 20-е годы отчасти благодаря шумному успеху Марии Новицкой [1]. Изделия ее дома, директором которого был Владимир Порецкий, были идеально сшиты, часто декорировались росписью по шелку. В доме Новицкой делали также свитеры из джерси, отличавшиеся от изделий других домов оригинальностью отделки и цветовых сочетаний. Как известно, слово «пижама» произошло от названия индийского штата Пенджаб. Дом Новицкой использовал индийскую экзотику в оформлении пижам. Одной из звезд, позировавших в моделях этого дома, была дягилевская балерина Вера Немчинова. Успех Новицкой был необычаен, ведущие журналы мод того времени «Вог», «Ревю де ла фам», «Искусство и мода» отводили много места ее моделям свитеров, пижамам и купальным костюмам. Так, в начале 1928 года о показе дома Новицкой пишут в Париже: «В этой коллекции, полностью посвященной спорту, домашним и пляжным туалетам, отметим забавные и оригинальные жакеты с неровно обрезанными подолами. Эти жакеты спускаются до бедер, до колен или клиньями и никогда не покажутся привычными для глаза, четкими или ясными. Другая причина интереса к этой коллекции связана с необычным кроем пляжных панталончиков, ширина которых создается с помощью защипов, расходящихся от талии. Большая часть спортивных ансамблей и легких платьев сделана из набивного марокена и фламенко, и катного шелка и набоек Дюшарне, шелка с рисунком, напоминающим шерстяное плетение, из рисунчатой тафты, шелковой ткани каша дома «Родье», из набивных джерси, натуральной или крашеной чесучи, тяжелого шелкового полотна или жоржета. Сочетания цветов отличаются яркостью и фантазией. Это белый горох по черному или зеленому полю, желтые полосы по серому фону или розовые по синему. Один из ее черных джемперов был показан с юбкой и труакаром из креп-жоржета персикового цвета. Пижамы и неглиже отличаются, в частности, гармонией и смелостью сочетаемых расцветок» [1, с. 308].

Выйдя замуж, Мария Новицкая после 1930 года эмигрировала в США, где продолжала свое дело с завидным успехом, занимаясь также и обувью. Конкурентами Новицкой в среде русских были дом пижам и белья Меликовых и другой небольшой дом Марии Йодко, специализировавшийся на спортивной одежде.

В 20-е годы русские эмигрантские дома моды возникали и в Лондоне. Небольшое ателье «Надя и Рина» открыла здесь княгиня

Екатерина Ивановна Лобанова-Ростовская. Эмигрировав из России, княгиня Екатерина Ивановна с маленьким сначала оказалась на Мальте и лишь затем добралась до Лондона, где с подругой Надей Беккер открыла небольшое модное ателье. Оно специализировалось на летних, украшенных вышивкой платьях. «Надя и Рина» было закрыто в связи со смертью княгини 25 января 1927 года в Лондоне [1].

Одной из первых русских, начавших пропаганду отечественной моды во Франции была госпожа Полякова. О ней писал журнал «Фемина» в Париже 1 марта 1921 года: «Она позирует в двух вышитых блузах, цвет и форма которых вдохновлены русским искусством. Блузы сшиты в целях благотворительности. Таким образом высшее славянское общество посвящает себя помощи несчастным беженцам» [1, с. 280].

Понятие «Советский Дом мод» появилось в 1930-е годы. Это были модные ателье или опытно-технические лаборатории: Дом моделей Мосторга, отдел модельных платьев при Центральном универмаге Наркомвнутторга СССР, Дом моделей треста «Мосбельё», отдел модельных платьев опытно-технической фабрики треста «Мосшвея».

Первый в СССР Дом моделей был создан в 1934 году, его художественным консультантом долгое время являлась Н. П. Ламанова, а руководителем стала модельер Надежда Макарова, племянница Ламановой. В 1938 году, после объединения Дома моделей с опытно-технической швейной фабрикой треста «Московшвей», появился Московский Дом моделей. В Доме моделей работали талантливые мастера: Надежда Сергеевна Макарова, Фёкла Антоновна Гореленкова, Елена Федотова, Елена Райзман, Александра Лямина [3].

В 1944 году в Москве, по адресу: улица Кузнецкий мост, дом № 14, открылся новый Дом моделей, который разрабатывал перспективные модели одежды для советских людей. Швейные фабрики изготавливали одежду по лекалам успешных модельных образцов. Московский Дом моделей шил небольшими партиями новые модели одежды и реализовывал их через коммерческие магазины [9].

В 1945 году Московский Дом моделей начал проводить показы мод для населения. С 1948 года Дом моделей переведён на государственное финансирование, вследствие чего прекратилось мелкосерийное и экспериментальное производство новых моделей модной одежды. В этом же году Московский Дом моделей реорганизован в Общесоюзный Дом моделей одежды.

К 1949 году организовано 12 республиканских и областных Домов моделей, которые были объединены в единую систему во главе с Общесоюзным Домом моделей одежды. Единая система модельных домов существовала до 1990-х годов. В Доме моделей на Кузнецком мосту работали талантливые руководители и мастера: Анна Бланк, Вера Аралова, Антонина Донская, Людмила Турчановская, Валерия Горовиц, Татьяна Ксенофонтова, Татьяна Осмеркина, Вячеслав Зайцев, Александр Игманд и многие другие [9].

В 2002 году владельцем Дома моделей стала группа МДМ, большинство из 150 сотрудников было уволено. В январе 2003 года Дом моделей закрыли, архивы частично утеряны, здание продано и в настоящее время в нём располагается магазин одежды «Podium concept store» [6].

На сегодняшний день Вячеслав Зайцев — дизайнер с мировым именем. Первым в стране Вячеслав Зайцев открыл собственный Дом моды. В 1982 году он возглавил Дом моды, созданный на базе фабрики № 19, занимавшейся индивидуальным пошивом, долгое время был единственным модельером. Дом моды Вячеслава Зайцева каждый год создаёт сезонные коллекции, представляет их на российских и иностранных подиумах. В нынешнее время Дом моды Вячеслава Зайцева — это экспериментальный цех, салон индивидуального пошива с использованием эксклюзивных тканей, демонстрационный зал, Театр моды. С 1997 года существует «Лаборатория моды», в которой обучаются талантливые студенты — будущие модельеры. Дом моды Вячеслава Зайцева моделирует одежду для «первых леди», российских артистов, спортсменов и многих других представителей [6].

Дом моды с демонстрационным залом и небольшим музеем «Валентин Юдашкин» открылся в Москве в 1993 году. В 1996 году Дом моды В. Юдашкина стал первым Домом высокой моды Haute Couture в России. В Доме моды Валентина Юдашкина проходят практику студены — будущие дизайнеры. Кутюрье планирует открыть Академию моды, создать российский Музей костюма, где можно будет увидеть платья ручной работы. Дом моды Валентина Юдашкина проектирует костюмы для олимпийских сборных, форму для российской армии, шьёт одежду для политиков, артистов [5].

По данным различных модных сайтов, например, «Мода и стиль», «История и современность» на сегодняшний день самыми популярными в России, помимо Домов моды «Слава Зайцев» и «Валентин Юдашкин», являются следующие Дома моды: «Вемина» (художественный руководитель Елизавета Романюк, основан в 1991 году), «Александра Серова» (основан в 2011 году), «Чапурин» (основан в 1998 году дизайнером Игорем Чапуриным), «Лидия Соселия» (основан в 1987 году), «Вива Вокс» (основан в 1997 году), «Татьяна Парфёнова» (основан в 1995 году), «Виктория Андреянова».

Популярные российские Дома моды одевают не только звёзд кино и шоу-бизнеса, телеведущих, политиков, банкиров, а также изготавливают качественную и модную одежду класса pret-a-porter, то есть готовую одежду для массового производства. В декабре 2016 года в Москве, в торгово-гостиничном комплексе «Киевский», открылся «Дом Российской Моды» — bu Russian Fashion Roots. Это не просто магазин, в котором представлены коллекции более 400 дизайнеров из России и стран СНГ, предполагается, что здесь будут проходить регулярные мероприятия — показы новых коллекций, фотосессии, презентации, выставки, акции. По замыслу автора проекта компании «Russian Fashion Roots» «Дом Российской Моды» объединит «модных людей, сильнейших дизайнеров, молодые дарования, талантливых стилистов, успешных предпринимателей и вообще всех тех, кто неравнодушен к русской моде» [8].

Таким образом, данная статья позволяет представить человеку полную картину о формировании модных домов в истории России и их первых создателях, провозвестниках моды, которые своим упорным трудом и талантом заставили заговорить о себе мир.

Литература:

  1. Васильев А. А. Красота в изгнании. Mini / Александр Васильев. — М.: СЛОВО / SLOVO. 2011. — 704 c.; — ISBN 978–5–387–00281- 6 (в пер).
  2. Две капли «КОТИ» // Новая газета № 17 от 06 Марта 2003 г. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2003/03/06/19230-dve-kapli-koti (дата обращения: 14.12.2022)
  3. Дом моделей на Кузнецком мосту [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.casual-info.ru/wiki/ (дата обращения: 15.12.2022)
  4. Ермилова Д. Ю., История домов моды, М., «Академия», 2003 г., с. 14. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://vikent.ru/enc/7429/ (дата обращения: 15.12.2022)
  5. Картавая, М. Н. Российские дома моды: история и современность / М. Н. Картавая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 373–375. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39535/ (дата обращения: 14.12.2022).
  6. Лукьянов Алексей. Вячеслав Зайцев — кутюрье, художник, поэт [электронный ресурс] / Режим доступа: http://subscribe.ru/archive/history.suchistory/200909/03213306.html (дата обращения: 10. 12.2022)
  7. Мода и модельеры/ ред. груша: М. Шипкарук, Т. Евссева, О. Леспяк. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. — 183, [1] с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые).
  8. Открытие Дома Российской Моды [электронный ресурс] / Режим доступа: http://fason.club/2016/12/31/dom-rossijskoj-mody-by-russian-fashion-roots/ (дата обращения: 13.12.2022)
  9. Потемкина О. Ф. Создание общесоюзного Дома моделей //Информпространство. -2014 — № 186 [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.informprostranstvo.ru/N186_2014/olgapotemkina.html (дата обращения: 14. 12.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): дом моды, дом, Дом моделей, Россия, Париж, Москва, Лондон, Московский Дом моделей, русский, Кузнецкий мост.


Похожие статьи

Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре

В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.

История Великобритании в архитектуре

В статье автор рассказывает об особенностях строительства и архитектуры домов в Великобритании.

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников

В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Современное состояние социальной рекламы в России

В статье рассмотрено понятие социальной рекламы, состояние социальной рекламы в России.

Законодательная техника в законодательном процессе

В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью законодательной техникой и ее влиянием на законодательный процесс.

Основные направления развития автотранспортного комплекса Китая

В данной статье будут изучены основные направления развития автотранспортного комплекса Китая, в сравнении предприятий, а также усовершенствование производственного процесса предприятий и услуг.

Роль женского предпринимательства в социально-экономическом развитии

В этой статье авторы разбирают текущую роль женского предпринимательства, говорят о женском капитале, успешных примерах женского предпринимательства.

Особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России

В статье авторы пытаются определить особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России.

К вопросу биометрической идентификации

В статье рассмотрены вопросы создания биометрических идентификационных систем.

Похожие статьи

Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре

В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.

История Великобритании в архитектуре

В статье автор рассказывает об особенностях строительства и архитектуры домов в Великобритании.

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников

В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Современное состояние социальной рекламы в России

В статье рассмотрено понятие социальной рекламы, состояние социальной рекламы в России.

Законодательная техника в законодательном процессе

В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью законодательной техникой и ее влиянием на законодательный процесс.

Основные направления развития автотранспортного комплекса Китая

В данной статье будут изучены основные направления развития автотранспортного комплекса Китая, в сравнении предприятий, а также усовершенствование производственного процесса предприятий и услуг.

Роль женского предпринимательства в социально-экономическом развитии

В этой статье авторы разбирают текущую роль женского предпринимательства, говорят о женском капитале, успешных примерах женского предпринимательства.

Особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России

В статье авторы пытаются определить особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России.

К вопросу биометрической идентификации

В статье рассмотрены вопросы создания биометрических идентификационных систем.

Задать вопрос