Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.09.2019

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Веснина, М. М. Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре / М. М. Веснина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4469/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.

Диагностика является важным компонентом образовательного процесса, с помощью которой можно не только определить индивидуальные достижения учащимися планируемых результатов обучения, но и повысить их учебную мотивацию.

Под диагностикой обучения В. А. Сластенин понимает процедуру точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики [1]

По мнению Л. П. Крившенко, в понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса [2]

Таким образом, цель диагностирования — это своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Исходя из цели, выделяют следующие принципы диагностирования:

Систематичность — разнообразие, постоянство форм, методов, средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения.

Объективность — выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования педагогов, осуществляющих диагностирование.

Открытость — оценки по одним и тем же критериям, ученики должны знать эти критерии; рейтинги учащихся, которые носят наглядный, сравнимый характер.

Так как главной задачей мировой художественной культуры является формирование личности школьника, рост его духовного развития, эстетической воспитанности [3], то в практике преподавания мировой художественной культуры важную роль играет так называемая обратная связь. Обратная связь — это информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих этапах, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для учащихся, так как благодаря ей, они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по её корректированию. Ученики могут и должны сами получать информацию о своих успехах или неуспехах, что именуется внутренней обратной связью [4]

На основе обратной связи, учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения.

Охарактеризуем каждый их них.

Проверка — процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль — операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учёт — фиксирование и привидение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки — определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности

Перейдем к детальному рассмотрению функций диагностики.

Диагностика направлена на достижение следующих функций:

Образовательной, заключающейся в том, что проверка, контроль, учет остаются ограничены элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;

Стимулирующей, призванной развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности ученика, вдохновлять его, вселять уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

Аналитико-корректирующей, связанной с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция относится и к ученику, его способам преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;

Воспитывающей и развивающей, обеспечивающих формирование адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных свойств личности;

Контрольной, заключающейся в фиксировании уровня достижений учащихся, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения школьника к более высоким уровням овладения знаниями и развития личности.

Для успешной диагностики необходимо четко представлять планируемый результат.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования [5]:

Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

С учетом специфики содержания, предметы культурологического цикла должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации).

Для того, чтобы провести диагностику результатов обучения культурологии, необходимо также знать специфику предмета и его место в общей системе школьных предметов.

Мировая художественная культура — особый предмет, где собираются в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира. Навыки, которые приобретает учащийся в процессе освоения курса МХК двух родов — навыки восприятия и навыки анализа [6].

Исходя из этого, С. А. Ивлев выделяет три группы заданий, с помощью которых учитель способен контролировать учеников на уроке МХК. В первую группу входят задания информативного характера. Здесь ученики повторяют информацию, полученную от учебника или из книги. В таких заданиях можно проверить и оценить лишь общеучебные навыки.

Типы заданий информативного характера:

  1. Пересказ прочитанного текста.
  2. Пересказ рассказанного учителем или другим учеником на уроке.
  3. Составление плана рассказа учителя(другого ученика)в виде перечисления.
  4. «Угадайки» памятников ИЗО, музыки, кинофрагментов: эпоха, стиль, автор, название, сюжет.
  5. Дробление кинофрагмента на кадры.
  6. Составление и решение кроссвордов.
  7. Текст с ошибками.
  8. Определение характера тем в музыкальном произведении.

Во вторую группу входят задания с частичной творческой направленностью. Здесь ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства.

Типы заданий, имеющих творческую направленность:

  1. Выделение главного в прочитанном тексте.
  2. Выделение главного в рассказе учителя или другого ученика.
  3. Составление плана прочитанного текста в виде иерархии.
  4. Описание исторического события, лица, мифологического сюжета, на основе которого построено произведение.
  5. Нахождение символов: геометрических, линейных, цветовых, сюжетных.
  6. Определение стиля произведения.
  7. Сравнение одинаковых стилей в разных странах.
  8. Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм, темп, тембр, мелодия.)

Третья группа заданий — это творческие задания. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения прекрасного, а на уровне его осмысления. Именно этим мировая художественная культура как учебный предмет отличается от других.

Типы заданий творческого характера:

  1. Какое впечатление на вас произвело это произведение?
  2. Какими средствами художник добивается этого впечатления?
  3. Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи
  4. Проектирование зданий в определенных стилях.
  5. Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю
  6. Описание примет времени по произведению
  7. Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?)
  8. Организация активного диалога в классе.

Л. В. Пешикова, опираясь на принципы преподавания мировой художественной культуры как предмета искусства выделяет следующие формы диагностики уровня подготовленности учащихся по предмету [7]:

– высказывание учеников на уроке;

– «Дневник читателя, зрителя, слушателя»;

– беседы по чтению;

– викторины по изобразительному искусству и музыке;

– уроки творчества;

– защита курсовых работ;

– дискуссии по проблемам развития современной художественной культуры.

– турниры знатоков по мировой художественной культуре.

В учебном пособии «Искусство. Планируемые результаты» [8] авторы приводят примеры заданий различного уровня сложности, которые, в первую очередь, отвечают стандартам образования и дают возможность содержательно интерпретировать уровень развития художественной культуры учащихся. Такие задания позволят учителю сделать заключения о сформированности у школьников целостного представления об изучаемом предмете, уровне развития художественного восприятия, степени владения практическими умениями и навыками в разных видах традиционного и современного искусства. При этом, успешность выполнения задания свидетельствует о способности ученика применять полученные знания и умения при решении нестандартных художественно-творческих ситуаций и задач.

Анализ характера выполненных заданий позволит учителю сделать заключение о результатах и перспективах художественного развития каждого ученика, а также о возможности выбора профиля подготовки на завершающей ступени среднего (полного) общего образования.

Пример диагностических заданий:

  1. Задания имеют комплексный характер, предполагают непосредственное общение с художественными произведениями, последующие размышления о нём, и в ряде случаев подразумевают его исполнение, практическое воплощение.

Умения: Изучать истоки и своеобразие различных видов искусства (архитектуры, скульптуры, музыки, живописи, графики, дизайна, театрального и хореографического искусства, а также современных развивающихся его видов).

Выберите какой-либо вид искусства: музыку, живопись, архитектуру, театр или иной вид искусства. Исследуй историю его развития от истоков до наших дней. Подготовь небольшое сообщение (презентацию, рукописную или электронную книгу, фотоальбом, стенгазету, фотоколлаж) о самых интересных, на твой взгляд, фактах возникновения, развития и современного состояния данного вида искусства. Не забудь указать источники информации.

Описание правильного ответа:

  1. Подготовлена работа (сообщение, фотоальбом, видеорепортаж, книга) о возникновении искусства и каких-либо фактах его развития и современного его состояния (по выбору ученика).
  2. Дано название подготовленной работе.
  3. Указаны источники информации.

Критерии достижения планируемого результата:

Базовый уровень:

  1. В подготовленной работе дана интересная и содержательная информация о возникновении одного из видов искусства и каких-либо фактах его развития и современного состояния.
  2. Данное учеником название работы отражает своеобразие выбранного для представления вида искусства.
  3. Указано не менее двух источников информации, исключая учебник.

Повышенный уровень:

  1. В подготовленной работе дана интересная и содержательная информация о возникновении каких-либо фактах развития и современного состояния двух-трёх видов искусства (по выбору ученика: пространственных, временных или пространственно-временных).
  2. Данное учеником название работы отражает своеобразие видов искусства, выбранных для представления.
  3. Указано не менее четырёх источников информации, исключая учебник.

Таким образом, несмотря на то, что диагностика результатов обучения культурологии представляет определенную трудность, связанную с плохо разработанными критериями контроля, которые в свою очередь, зависят от специфики предмета, можно сделать вывод о том, что в настоящее время, существует множество разнообразных диагностических заданий, направленных на развитие таких знаний, умений и навыков, как: умение доказывать свою точку зрения, обосновывать свое высказывание относительно искусства, умение сравнивать, сопоставлять различные художественные явления и делать выводы из сравнений, умения, связанные с анализом художественных произведений различных видов и жанров, умения, связанные со знанием названий, имен, биографических сведений и другого фактического материала.

С помощью этого учитель сможет своевременно не только проверить знания учеников, но и выявить динамику их развития, и при необходимости скорректировать, выбрав оптимальный путь решения проблемы, уникальный для каждого ученика.

Литература:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001. — 192 с.
  2. Ивлев С. А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М., 2001. 80 с.
  3. Искусство. Планируемые результаты: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М., 2013. 69 с.
  4. Пешикова Л. В. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры. М., 2000. 72 с.
  5. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М., 2002. 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мировая художественная культура, ученик, вид искусства, задание, источник информации, обратная связь, прочитанный текст, развитие, современное состояние, тип заданий.

Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов

В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Методы обучения английскому языку в высших учебных заведениях

В данной статье рассматриваются методы преподавания английского языка, сравнение этих способов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Также приводятся примеры из опытов методистов-лингвистов в сфере преподавания иностранного языка.

Особенности диагностики и лечения эндометриоза

В данной статье авторы стараются подчеркнуть актуальность эндометриоза в настоящее время, выделить ведущие аспекты диагностики и лечения данного заболевания.

Применение логических задач на уроках математики для развития творческого мышления учащихся

В данной статье рассматриваются показатели, характеризующие творческое мышление, приводятся примеры логических задач, применяемые для развития творческого мышления учащихся на уроках математики.

Методические основы оценки имущественного комплекса предприятия

В статье рассматривается понятие имущественного комплекса предприятия, а также подходы и специфика основных методов оценки стоимости предприятия.

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи

В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы научных основ специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Стратегии для развития метапредметных навыков на уроках информатики

В статье рассматриваются стратегии и приемы для развития метапредметных навыков у учащихся на уроках информатики. Ключевые направления рассматриваемых приемов является развитие у учащихся навыков работать с большим объемом информации.

Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей

В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов

В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Методы обучения английскому языку в высших учебных заведениях

В данной статье рассматриваются методы преподавания английского языка, сравнение этих способов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Также приводятся примеры из опытов методистов-лингвистов в сфере преподавания иностранного языка.

Особенности диагностики и лечения эндометриоза

В данной статье авторы стараются подчеркнуть актуальность эндометриоза в настоящее время, выделить ведущие аспекты диагностики и лечения данного заболевания.

Применение логических задач на уроках математики для развития творческого мышления учащихся

В данной статье рассматриваются показатели, характеризующие творческое мышление, приводятся примеры логических задач, применяемые для развития творческого мышления учащихся на уроках математики.

Методические основы оценки имущественного комплекса предприятия

В статье рассматривается понятие имущественного комплекса предприятия, а также подходы и специфика основных методов оценки стоимости предприятия.

Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи

В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы научных основ специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Стратегии для развития метапредметных навыков на уроках информатики

В статье рассматриваются стратегии и приемы для развития метапредметных навыков у учащихся на уроках информатики. Ключевые направления рассматриваемых приемов является развитие у учащихся навыков работать с большим объемом информации.

Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей

В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Задать вопрос