Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре
Автор: Веснина Мария Михайловна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 29.09.2019
Статья просмотрена: 307 раз
Библиографическое описание:
Веснина, М. М. Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре / М. М. Веснина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4469/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.
Диагностика является важным компонентом образовательного процесса, с помощью которой можно не только определить индивидуальные достижения учащимися планируемых результатов обучения, но и повысить их учебную мотивацию.
Под диагностикой обучения В. А. Сластенин понимает процедуру точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики [1]
По мнению Л. П. Крившенко, в понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса [2]
Таким образом, цель диагностирования — это своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.
Исходя из цели, выделяют следующие принципы диагностирования:
Систематичность — разнообразие, постоянство форм, методов, средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения.
Объективность — выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования педагогов, осуществляющих диагностирование.
Открытость — оценки по одним и тем же критериям, ученики должны знать эти критерии; рейтинги учащихся, которые носят наглядный, сравнимый характер.
Так как главной задачей мировой художественной культуры является формирование личности школьника, рост его духовного развития, эстетической воспитанности [3], то в практике преподавания мировой художественной культуры важную роль играет так называемая обратная связь. Обратная связь — это информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих этапах, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для учащихся, так как благодаря ей, они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по её корректированию. Ученики могут и должны сами получать информацию о своих успехах или неуспехах, что именуется внутренней обратной связью [4]
На основе обратной связи, учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения.
Охарактеризуем каждый их них.
Проверка — процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.
Контроль — операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учёт — фиксирование и привидение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.
Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.
Выставление отметки — определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности
Перейдем к детальному рассмотрению функций диагностики.
Диагностика направлена на достижение следующих функций:
Образовательной, заключающейся в том, что проверка, контроль, учет остаются ограничены элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;
Стимулирующей, призванной развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности ученика, вдохновлять его, вселять уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;
Аналитико-корректирующей, связанной с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция относится и к ученику, его способам преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;
Воспитывающей и развивающей, обеспечивающих формирование адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных свойств личности;
Контрольной, заключающейся в фиксировании уровня достижений учащихся, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения школьника к более высоким уровням овладения знаниями и развития личности.
Для успешной диагностики необходимо четко представлять планируемый результат.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования [5]:
Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
Метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
С учетом специфики содержания, предметы культурологического цикла должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации).
Для того, чтобы провести диагностику результатов обучения культурологии, необходимо также знать специфику предмета и его место в общей системе школьных предметов.
Мировая художественная культура — особый предмет, где собираются в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира. Навыки, которые приобретает учащийся в процессе освоения курса МХК двух родов — навыки восприятия и навыки анализа [6].
Исходя из этого, С. А. Ивлев выделяет три группы заданий, с помощью которых учитель способен контролировать учеников на уроке МХК. В первую группу входят задания информативного характера. Здесь ученики повторяют информацию, полученную от учебника или из книги. В таких заданиях можно проверить и оценить лишь общеучебные навыки.
Типы заданий информативного характера:
- Пересказ прочитанного текста.
- Пересказ рассказанного учителем или другим учеником на уроке.
- Составление плана рассказа учителя(другого ученика)в виде перечисления.
- «Угадайки» памятников ИЗО, музыки, кинофрагментов: эпоха, стиль, автор, название, сюжет.
- Дробление кинофрагмента на кадры.
- Составление и решение кроссвордов.
- Текст с ошибками.
- Определение характера тем в музыкальном произведении.
Во вторую группу входят задания с частичной творческой направленностью. Здесь ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства.
Типы заданий, имеющих творческую направленность:
- Выделение главного в прочитанном тексте.
- Выделение главного в рассказе учителя или другого ученика.
- Составление плана прочитанного текста в виде иерархии.
- Описание исторического события, лица, мифологического сюжета, на основе которого построено произведение.
- Нахождение символов: геометрических, линейных, цветовых, сюжетных.
- Определение стиля произведения.
- Сравнение одинаковых стилей в разных странах.
- Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм, темп, тембр, мелодия.)
Третья группа заданий — это творческие задания. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения прекрасного, а на уровне его осмысления. Именно этим мировая художественная культура как учебный предмет отличается от других.
Типы заданий творческого характера:
- Какое впечатление на вас произвело это произведение?
- Какими средствами художник добивается этого впечатления?
- Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи
- Проектирование зданий в определенных стилях.
- Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю
- Описание примет времени по произведению
- Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?)
- Организация активного диалога в классе.
Л. В. Пешикова, опираясь на принципы преподавания мировой художественной культуры как предмета искусства выделяет следующие формы диагностики уровня подготовленности учащихся по предмету [7]:
– высказывание учеников на уроке;
– «Дневник читателя, зрителя, слушателя»;
– беседы по чтению;
– викторины по изобразительному искусству и музыке;
– уроки творчества;
– защита курсовых работ;
– дискуссии по проблемам развития современной художественной культуры.
– турниры знатоков по мировой художественной культуре.
В учебном пособии «Искусство. Планируемые результаты» [8] авторы приводят примеры заданий различного уровня сложности, которые, в первую очередь, отвечают стандартам образования и дают возможность содержательно интерпретировать уровень развития художественной культуры учащихся. Такие задания позволят учителю сделать заключения о сформированности у школьников целостного представления об изучаемом предмете, уровне развития художественного восприятия, степени владения практическими умениями и навыками в разных видах традиционного и современного искусства. При этом, успешность выполнения задания свидетельствует о способности ученика применять полученные знания и умения при решении нестандартных художественно-творческих ситуаций и задач.
Анализ характера выполненных заданий позволит учителю сделать заключение о результатах и перспективах художественного развития каждого ученика, а также о возможности выбора профиля подготовки на завершающей ступени среднего (полного) общего образования.
Пример диагностических заданий:
- Задания имеют комплексный характер, предполагают непосредственное общение с художественными произведениями, последующие размышления о нём, и в ряде случаев подразумевают его исполнение, практическое воплощение.
Умения: Изучать истоки и своеобразие различных видов искусства (архитектуры, скульптуры, музыки, живописи, графики, дизайна, театрального и хореографического искусства, а также современных развивающихся его видов).
Выберите какой-либо вид искусства: музыку, живопись, архитектуру, театр или иной вид искусства. Исследуй историю его развития от истоков до наших дней. Подготовь небольшое сообщение (презентацию, рукописную или электронную книгу, фотоальбом, стенгазету, фотоколлаж) о самых интересных, на твой взгляд, фактах возникновения, развития и современного состояния данного вида искусства. Не забудь указать источники информации.
Описание правильного ответа:
- Подготовлена работа (сообщение, фотоальбом, видеорепортаж, книга) о возникновении искусства и каких-либо фактах его развития и современного его состояния (по выбору ученика).
- Дано название подготовленной работе.
- Указаны источники информации.
Критерии достижения планируемого результата:
Базовый уровень:
- В подготовленной работе дана интересная и содержательная информация о возникновении одного из видов искусства и каких-либо фактах его развития и современного состояния.
- Данное учеником название работы отражает своеобразие выбранного для представления вида искусства.
- Указано не менее двух источников информации, исключая учебник.
Повышенный уровень:
- В подготовленной работе дана интересная и содержательная информация о возникновении каких-либо фактах развития и современного состояния двух-трёх видов искусства (по выбору ученика: пространственных, временных или пространственно-временных).
- Данное учеником название работы отражает своеобразие видов искусства, выбранных для представления.
- Указано не менее четырёх источников информации, исключая учебник.
Таким образом, несмотря на то, что диагностика результатов обучения культурологии представляет определенную трудность, связанную с плохо разработанными критериями контроля, которые в свою очередь, зависят от специфики предмета, можно сделать вывод о том, что в настоящее время, существует множество разнообразных диагностических заданий, направленных на развитие таких знаний, умений и навыков, как: умение доказывать свою точку зрения, обосновывать свое высказывание относительно искусства, умение сравнивать, сопоставлять различные художественные явления и делать выводы из сравнений, умения, связанные с анализом художественных произведений различных видов и жанров, умения, связанные со знанием названий, имен, биографических сведений и другого фактического материала.
С помощью этого учитель сможет своевременно не только проверить знания учеников, но и выявить динамику их развития, и при необходимости скорректировать, выбрав оптимальный путь решения проблемы, уникальный для каждого ученика.
Литература:
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001. — 192 с.
- Ивлев С. А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М., 2001. 80 с.
- Искусство. Планируемые результаты: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М., 2013. 69 с.
- Пешикова Л. В. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура». Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры. М., 2000. 72 с.
- Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М., 2002. 512 с.
Похожие статьи
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе
В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.
Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов
В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.
Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе
В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.
Методы обучения английскому языку в высших учебных заведениях
В данной статье рассматриваются методы преподавания английского языка, сравнение этих способов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Также приводятся примеры из опытов методистов-лингвистов в сфере преподавания иностранного языка.
Особенности диагностики и лечения эндометриоза
В данной статье авторы стараются подчеркнуть актуальность эндометриоза в настоящее время, выделить ведущие аспекты диагностики и лечения данного заболевания.
Применение логических задач на уроках математики для развития творческого мышления учащихся
В данной статье рассматриваются показатели, характеризующие творческое мышление, приводятся примеры логических задач, применяемые для развития творческого мышления учащихся на уроках математики.
Методические основы оценки имущественного комплекса предприятия
В статье рассматривается понятие имущественного комплекса предприятия, а также подходы и специфика основных методов оценки стоимости предприятия.
Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи
В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы научных основ специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.
Стратегии для развития метапредметных навыков на уроках информатики
В статье рассматриваются стратегии и приемы для развития метапредметных навыков у учащихся на уроках информатики. Ключевые направления рассматриваемых приемов является развитие у учащихся навыков работать с большим объемом информации.
Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей
В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.
Похожие статьи
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе
В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.
Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов
В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.
Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе
В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.
Методы обучения английскому языку в высших учебных заведениях
В данной статье рассматриваются методы преподавания английского языка, сравнение этих способов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Также приводятся примеры из опытов методистов-лингвистов в сфере преподавания иностранного языка.
Особенности диагностики и лечения эндометриоза
В данной статье авторы стараются подчеркнуть актуальность эндометриоза в настоящее время, выделить ведущие аспекты диагностики и лечения данного заболевания.
Применение логических задач на уроках математики для развития творческого мышления учащихся
В данной статье рассматриваются показатели, характеризующие творческое мышление, приводятся примеры логических задач, применяемые для развития творческого мышления учащихся на уроках математики.
Методические основы оценки имущественного комплекса предприятия
В статье рассматривается понятие имущественного комплекса предприятия, а также подходы и специфика основных методов оценки стоимости предприятия.
Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи
В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы научных основ специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.
Стратегии для развития метапредметных навыков на уроках информатики
В статье рассматриваются стратегии и приемы для развития метапредметных навыков у учащихся на уроках информатики. Ключевые направления рассматриваемых приемов является развитие у учащихся навыков работать с большим объемом информации.
Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей
В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.