Социология в системе наук | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 2243 раза

Библиографическое описание:

Курбанова, М. Б. Социология в системе наук / М. Б. Курбанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 673-676. — URL: https://moluch.ru/archive/110/24797/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается социология как наука, формирование социологии и соотношение с философией.

Формирование социологии в самостоятельной области знания происходит на основе и в тесном взаимодействии с другими науками. Начнем с рассмотрения соотношения с философией занимающей особое место в процессе становления социологической науки. Возникновение социологии в современном понимании науки связывают с именем О. Конта и XIX веком, однако многие проблемы ставились и решались значительно раньше, в период зарождения научного знания, в рамках социальной философии.

Основоположником научного социологического знания известный советский философ Фролов считает Гераклита, который первый ставил вопрос о роли сознательного, творческого начала в развитии общества и культуры. Гераклит делал важные открытия о личностных качествах человека как социального существа. Первыми профессиональными социологами называют также софистов, которые не только выдвигали важный тезис о человеке как мере всех вещей, заключающий глубокий гуманистический и научный смысл, но и стремились выработать практические выводы относительно путей управления обществом. В целом социально-философская мысль античности явилась важным вкладом в разработку многих социологических проблем: о месте и роли личности в истории и обществе, о роли этико-эстетических норм, о характере и формах мышления человека и другие.

В средние века общественная мысль также не стоит на месте несмотря на общую теологическую направленность. Социальная философия углубляется субъективную сферу личностного сознания. Философы ставят и решают проблемы свободы выбора и свободы воли и веры, соотношения веры и разума, веры и истине. Центральное звено размышлений — вера, что дает импульс исследованиям чувственного восприятия, психологических процессов. Особенностью средневековой общественной мысли было отвлечение от эмпирической социальной действительности рассмотрение ее как предопределенной свыше.

Новое время знаменует новый этап и в развитии социально-философской мысли. Период XV-XVI столетия в Западной Европе называют «Эпохой Возрождения», имея в виду возрождение. В этом время античной культуры. В этом время делаются важные открытия, создаются естественно-научные методы познания, богословие отделяется от философии. Выделяются две линии в социальной мысли этого периода: естественно-научная утопическая. Первая основывается на открытиях законов вращения планет, формировании специально-научного знания. Законы механики переносятся на более широкую область явлений. Так возникает механицизм в философии. Общество представляется как с механический агрегат различных элементов, взаимодействующих между собою». Жизнь — есть движение механизмов,- писал Гоббс. В начале XVI века возникают утопическая учения Т. Мора и Т. Кампанеллы, в которых создаются идеальные проекты общественного устройства. В этот период появляется рационалистическая линия в социальной философии, суть которой в выдвижении разума, интеллектуальной деятельности познании, так и в общественном развитии. Известное изречение Декарта — «если я мыслю — существую», становится основой последующих социально-философских поисков.

XVIII век — век просвещения. Основной тезис просветительства — идеи правят миром, следовательно, необходимо, чтобы они пыли научные, высоконравственные и прекрасные. Именно на реализацию этого направлена вся научная и практическая деятельность просветителей. Немецкая классическая философия конца XVIII начала XIX века явилась вершиной развития философской мысли, дала толчок исследованию множества социальных проблем.

Она явилась новым этапом в разработке этико-эстетических, правовых, социально-политических проблем. И.Кант, Гегель разрабатывают важнейшие проблемы индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще, о свободе и необходимости, об отчуждении, о прогрессе. Немецкая классическая философия создает единую философскую систему, в которой вопросы философии природы, общества и познания представляют в единстве, в виде диалектического процесса. Идеи Канта и Гегеля не утратили своего значения и в наше время, переосмысляются и используются в построении социологических фундаментальных теорий.

Таким образом, краткий обзор развития социальной философии показывает, что многие проблемы социологии ставятся и решаются в рамках философского мышления, составляют неотъемлемую часть философской науки. Однако в XIX веке практическая ориентация науки приобретает главное значение. Социально-философские учения перестают удовлетворять мыслителей, т. к. они не отвечали этой потребности. Для процветания промышленности, организации и управления требовалась конкретная определенность и конструктивность. Именно поэтому основатель социологии О. Конт начинает свою творческую деятельность с критики философии и ставит задачу создания новой науки, сочетающей теоретический подход к явлениям со строгостью научного метода. В своем главном труде О. Конт пишет: «Положительная философия характеризуется подчинением воображения наблюдению»... «что дает широкое плодотворное поле для него, но ограничивает его фактами. «Само понятие «позитивный», давшее название его учению, означает переход от абсолютного к относительному, от умозрительных идей к эмпирическим фактам.

Для того, чтобы отделить новую науку от философии О. Конт первоначально называет ее позитивной философией, а затем социологией и социальной физикой. «... Я употребляю слово философия в том смысле, который придавали древние, и в особенности Аристотель, и обозначаю им общую систему человеческих понятий; прибавляя слово положительная, я хочу сказать, что имею в виду особый способ философского мышления, который признает, что все теории, какой-бы области идей они не принадлежали, имеют целью согласование наблюдаемых фактов».. 1.С.2.

С переходом социального познания в положительную стадию по мнению французского мыслителя отпадает необходимость философии как общей умозрительной науки, каждая наука сама будет решать свои философские проблемы. Такое отношение к философии превалирует во второй половине XIX и начале XX века. Вероятно это был необходимый этап развития социологии и ее самоопределения. Вместе с тем уже Э. Дюркгейм — последователь и критик позитивизма, отмечает важность философии для социологии.

Социология по Дюркгейму это самостоятельная, общая, т. е. включающая данные других наук дисциплина.

Однако идеи Дюркгейма не смогли переломить негативного отношения к философии и социология продолжает развиваться согласно логике, заданной О. Контом. Стремясь создать эмпирический базис и эмпирические методы, выделить свой собственный предмет, она начинает утрачивать целостность, что приводит к так называемому «распредмечиванию» науки. Такие направления, как эмпиризм, бихевиоризм, символический интеракционизм начинают отвергать не только философию, но и вообще теоретическое знание. Хотя социология и продвигается по пути самоопределения, она утрачивает целостность охвата социальной жизни, превращается в совокупность ничем не связанных между собою направлений, изучающих различных сферы жизни общества. Возникает потребность в переосмыслении оснований социологии.

В середине XX века социология вновь обращается к философии в поисках общетеоретических оснований. Возникают экзистенциальное, феноменологическое и другие направления, опирающиеся на философию. Американский социолог Эдвард Тирикъян отмечает негативные последствия разрыва философии и социологии. Характеризуя пути развития философии и социологии, он пишет, что философия стремится создать всеобщее знание высокого уровня обобщения. Но пренебрежение социологией способствует тому, что философия становится антропологической, ибо опирается па антропологию. Что касается социологии, то она не исследует общих проблем, исследования носят накопительский характер. По его мнению необходимо восстановить связи философии и социологии на равноправных началах. Социология может получить от соединения новый способ концептуализации предмета как целого, строгий и всесторонний угол рассмотрения вещей, присущий философии. Философии это соединение даст новые перспективы в создании всеобщего знания, богатые факты о человеческом существовании в обществе. 2.С.4.

Социология, пройдя путь от полного отрицания философии к признанию ее важного значения, в настоящее время углубляет указанный процесс взаимодействия. Она стремится выработать новые теоретические основания используя самые различные философские идеи, пересматривая идеи Маркса, Вебера, других мыслителей. Это взаимодействие происходит на новом уровне, не за счет поглощения одной науки другой, а путем использования знания для плодотворного развития.

Важное место в процессе становления социологии имеют естественные науки: химия, физика и особенно биология. В XIX веке естествознание делает большие успехи. Ученые создают научные теории о строении химических элементов, о физических законах и о законах развития живых организмов. Эти открытия опираются па мощную эмпирическую базу, разработанные эмпирические методы: наблюдения, эксперименты. Естествознание представляет в это время своего рода идеал к которому должны стремиться социальные пауки. Естественные науки уже перешли, по мнению О. Конта, в стадию позитивных, этот процесс теперь следует осуществить и в отношении социальных наук. Вся теоретическая деятельность отцов социологии О. Конта и Г. Спенсера направлена на создание новой социальной науки, имеющей аналогичный с естественными науками эмпирический базис и располагающей эмпирическими методами. Все науки О. Конт делит на неорганические и органические и дает их классификацию с точки зрения потребностей человека, как он отмечает, а не с точки зрения необходимой логики развития. Неорганические науки: математика, астрономия, физика, химия, предшествуют органическим: биологии, физиологии, социальной физике. Социология как бы является завершением перехода наук в стадию положительных.

Согласно О. Конту социология ввиду ее сложности входит в данную стадию позже других наук. Но она является разновидностью естественных наук, изучая человеческую природу, лежащую в основе общества. Ей свойственно социальное чувство, ее развитие -это эволюция ума, умственный прогресс, определяющий общественный. Следовательно, социология первоначально должна развиваться на базе биологии, заниматься приложением биологических законов к социальной жизни.

В конце XIX — начале XX века социология стремится реализовать заданную Контом программу создания новой науки. Доминирующей тенденцией ее развития в это время является натурализм. Возникают позитивистско-натуралистические школы: социал-дарвинизм, расово-антропологическая, организм, географическая. Эти направления объясняют развитие общества и социальные процессы на основе естественно-природных факторов.

Таким образом, общество по Конту и Спенсеру мыслилось как организм, который необходимо рассматривать через призму биологических концепций.

Неопозитивизм, как уже отмечалось, стоит па позициях методологического натурализма, считая, что хотя в основе социальных процессов и лежат природные факторы, вместе с тем, они обладают качественным своеобразием. Следовательно, необходимо, опираясь па естественно-научные методы, разрабатывать специально социологические понятия. Отстаивая идеал точной и строгой пауки, неопозитивизм разрабатывает математические методы в социологии, применение которых рассматривается как условие объективности и научности исследования.

Натурализм в социологии был справедливо подвергнут критике. Специфика общества по сравнению с природными процессами хорошо вскрыта марксизмом. Это целесообразная деятельность, труд, речь, и, наконец, сознание специфические черты, присущие человеку и отличающие его от животного. Вместе с тем, натурализм был важным этапом развития социологии. Он апробировал принципы и методы естественных наук в социальной сфере, позволил установить границы и возможности их применения, создал эмпирические методы. Главный недостаток натурализма сведение социальных процессов к эмпирически наблюдаемым явлениям, недооценка субъективных аспектов человеческого поведения и качественного отличия социальных процессов.

Именно на эти недостатки обращают внимание оппозиционные направления экзистенциальная, феноменологическая социология, которые исходят из того, что социальный мир это социокультурный мир, принципиально отличный от естественно-природного. Вследствие этого принципы и методы биологии, химии и физики неприменимы к исследованию социальных процессов.

Рассмотрим теперь соотношение социологии и точных наук. Как известно, О. Конт называл социологическую науку социальной физикой, тем самым подчеркивая ориентацию на создание таких же методов, какие выработаны в физике. В XIX веке возникает концепция энергетизма, представитель которой Освальд пытался применить физический закон сохранения и превращения энергии в объяснении социальных процессов. Еще раньше, В XVII веке, в связи с успехами классической механики, законы которой рассматривались как универсальные, социальные явления объяснялись механически, т. е. законами механики.

Последующее развитие науки показывает несостоятельность и ограниченность этих концепций. Но некоторые отголоски этих подходов доходят до XX века. Неопозитивизм, разрабатывая эмпирические методы в социологии, ставит вопрос о применимости математических методов, о понятиях науки и роли физических терминов. В это время, в период широкого распространения эмпирических исследований, наблюдается увлечение точными науками, применение которых считается гарантией истинности. Концепция, согласно которой истинность науки ставится в зависимость от возможности применения языка физики называется физикализмом.

Процессе интеграции наук идет по многим направлениям. Социология должна полнее использовать научный потенциал всех их для разработки собственной теории, методологии и методики.

Литература:

  1. О. Конт. Курс положительной философии. СПб., 1910, т. 1.
  2. Е. А. Tirykian, Sociologism and existentialism. Two perspectives on the individual and society. Prenticehall, n-y, 1962.
  3. Р. С. Карпинская, С. А. Никольский. Социобиология: Критический анализ. М., 1988.
  4. Ю. В. Арутюнян. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., Наука, 1984.
  5. Ю. Борев. Эстетика. М., Полит, л-ра, 1988.
  6. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. ЛГУ, 1979
Основные термины (генерируются автоматически): наука, социология, философия, социальная философия, век, время, процесс, социальная физика, всеобщее знание, социальная жизнь.


Похожие статьи

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Современное состояние социальной рекламы в России

В статье рассмотрено понятие социальной рекламы, состояние социальной рекламы в России.

Сущность социального предпринимательства в современных условиях

В статье рассматривается социальное предпринимательство как направление эффективного решения социальных задач государства за счет предпринимательства.

Метрология как наука

В статье рассматриваются вопросы изучения основных понятий метрологии: измерение, поверка и способы обеспечения единства измерения.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.

Философские основы динамики в художественном произведении

В статье рассматриваются вопросы отражения философского анализа системы движения в произведениях изобразительного искусства.

Национальная идея и проблема патриотического воспитания молодежи

В статье рассматривается структура и специфика социологии, а также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Социальные факторы репродуктивного здоровья женщины

В статье рассматриваются социальные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье современной женщины.

Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей

В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Похожие статьи

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Современное состояние социальной рекламы в России

В статье рассмотрено понятие социальной рекламы, состояние социальной рекламы в России.

Сущность социального предпринимательства в современных условиях

В статье рассматривается социальное предпринимательство как направление эффективного решения социальных задач государства за счет предпринимательства.

Метрология как наука

В статье рассматриваются вопросы изучения основных понятий метрологии: измерение, поверка и способы обеспечения единства измерения.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.

Философские основы динамики в художественном произведении

В статье рассматриваются вопросы отражения философского анализа системы движения в произведениях изобразительного искусства.

Национальная идея и проблема патриотического воспитания молодежи

В статье рассматривается структура и специфика социологии, а также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

Социальные факторы репродуктивного здоровья женщины

В статье рассматриваются социальные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье современной женщины.

Роль философии в подготовке студентов инженерных специальностей

В статье формулируется роль философии как учебной дисциплины в подготовке студентов инженерных специальностей.

Задать вопрос