Понятие общественно значимой проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 28.06.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Шаблиевский, М. Ю. Понятие общественно значимой проблемы / М. Ю. Шаблиевский, А. И. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — URL: https://moluch.ru/archive/525/116178/ (дата обращения: 30.06.2024).

Препринт статьи



В статье собрана теоретическая выдержка по теме общественно значимых проблем.

Ключевые слова: общественно значимая проблема, социальная проблема, социальная проблема.

Понятие социальной проблемы можно трактовать по-разному, на как правило, оно описывает трудности и ситуации, которые могут затрагивать не только одного человека, но и большие социальные группы. Данные проблемы являются очень серьезными и обширными для решения какой-то одной группой людей, поэтому требуют всеобщего освещения и осведомленности для коллективного решения.

Само понятие «социальна проблема» впервые было употреблено в Западной Европе начала XIX века. На то время данным термином обозначалась основная общественно значимая проблема, а именно неравномерное распределение финансовых средств среди населения стран или несправедливое расслоение общества.

Определение проблемы впервые было упомянуто в греческом языке в обозначении задач, которые необходимо решить. В широком смысле, данное понятие означает вопрос практического или теоретического характера, который требует рассмотрения и дальнейшего решения. Социальной проблемой также можно назвать явное несоответствие цели и желаемого результата для большого контингента людей. Такое несоответствие появляется в следствии малого количества внимания и освещенности со стороны социума и больших групп людей. Решение подобных проблем приводит к удовлетворению социальных потребностей.

Сама социальная или общественная проблема может быть вызвана явным несоответствием в потребностях больших групп людей, отсутствием знаний в решении проблемных крупных ситуаций в массах, а также различных путей, способов и ресурсов к решению данного несоответствия. Для реализации решения социальной проблемы необходимо объединение большого количества людей, знающих и понимающих наличие проблемы [2].

Ни для кого не секрет, что в нашем обществе достаточно много крупных проблем, которые требуют освещения. Такая ситуация касается не только нашей страны, но и других. Известный американский социолог Р. Миллс говорил, что, если в городе существует один безработный — это его личная проблема, но когда в городе существуют десятки тысяч безработных — это уже социальная проблема.

Для простого смертного, проблемы личного характера способны усложнить его жизнь, а для их решения необходимо тратить собственные ресурсы (будь то моральные или другие) или пользоваться помощью ближних. Друзья и родственники всегда помогают друг другу в решении подобного рода проблем, но вот с проблемами социального характера дела обстоят гораздо сложнее. Такие трудности уже не касаются человека лично, а нависают над всем социумом или определенными социальными группами, в зависимости от рода проблемы [3].

На данный момент, проблемы, касающиеся всего населения Земли, включают в себя: экологические, военные, перенаселения, пищевая промышленность, исчерпание ископаемых ресурсов, борьба с бедностью и многое другое [1].

Детская беспризорность является актуальной и острой проблемой современной России. Дети, находящиеся без присмотра старших это некая ответная реакция семьи на неблагоприятные или быстро изменившиеся жизненные условия. В таких семьях, воспитание детей отходит на второй план из-за преодоления разного рода трудностей, или по причинам алкоголизма, наркомании.

Проблема алкоголизма остро стоит во многих странах на планете. При неизлечимом, хроническом течении данной патологии происходит разложение и загнивание во всех аспектах жизни человека. Данная проблема имеет социальный характер и требует всяческого освещения в силу огромного количества людей, злоупотребляющих алкоголем.

Примерно также вопрос обстоит и с наркоманией. Ни для кого не секрет, что наркотики разрушают нервную систему организма человека и вызывают сильнейшее привыкание, заставляющее человека вести асоциальный образ жизни. Данная болезнь имеет пагубные последствия для самой личности человека, не говоря уже о физических проявлениях разрушений.

Проблема социального вандализма также весьма остро стоит в обществе в последнее время. Уголовное право РФ оперирует этим термином с точки зрения преступления против безопасности, которое заключается в:

  1. Осквернении архитектурных памятников, мест, сооружений;
  2. Порче частного или государственного имущества, недвижимости;
  3. Истребление предметов древней истории, искусства, человеческой культуры.

Наравне с вандализмом, проблема преступности занимает важное место среди проблем общественного характера. Сама преступность, это ничто иное как явление, социального характера, которое проявляется общественно опасным человеческим поведением, по отношению к другим людям. Такие люди имеют фактически совершенные противоправные действия, каждое из которых должно караться законом страны.

Актуальной социальной проблемой является детская игромания. Данная проблема получила огласку из-за серьезного урона психологическому здоровью детей и подростков. Такое влечение к компьютерным играм получило название «Лудомания».

Экологическая обстановка на планете также требует освещения и коллективного решения. Реклама в области экологии рассматривает как крупные проблемы, касающиеся всего земного шара, так и локальные, городские. Сама экология занимается изучением влияния человеческого существования в симбиозе с природой, а также защитой последней от посягательств. Проблемы экологии стоят остро в наше время из-за перенаселения, озоновых дыр, загрязнения почвы и воздуха, вырубка лесов, использования ядерного оружия и многого другого. И каждая подобная проблема требует общественного решения.

Заболевания, передающиеся половым, путем относятся к общественной проблеме, требующей не только решения, но и особенной профилактики. Данные патологические процессы необходимо контролировать и вести серьезную пропаганду населения по путям распространения подобных заболеваний, а также методам профилактики.

Проблема суицида также требует особого внимания общественности по отношению к своим родным и близким. Данный вопрос требует как профилактических, так и вторичных мер, если у человека уже происходили попытки самоубийства. Для помощи в таких ситуациях специалисты рекомендуют посещать тренинги и групповые занятия с психологами и психотерапевтами, а также регулярная запись на индивидуальное консультирование.

Также к социальным проблемам можно отнести отношение гражданских к армии, а также к военнослужащим. В нашей стране данный институт общества хорошо развит, но важным вопросом остается отношение гражданских к подобным профессиям. Людям свойственно недоверчиво относиться к силовым структурам по разным причинам, из-за этого стоит лучше раскрывать деятельность армии, а также освещать тонкости работы.

Тематическая направленность любой социальной рекламы вне зависимости от страны ее использования неизменна, оставляя единые цели. В такой рекламе чаще всего меняется только сфера, к которой она относится, и функция, которую она выполняет. «Помни о колесах! В 1925 году под трамваем погибло 200 человек» — гласила социальная реклама первой четверти ХХ века. «Пешеходный переход? Стоит воспользоваться!». Подобные заявления были продемонстрированы дорожной службой безопасности по телевидению в нашем веке. Тем временем организация занятости населения предлагает рекламу по выдаче каждому рабочего места. Эта реклама имела большой социальный резонанс, хоть и сильно отличалась от социальной рекламы другой государственной компании.

Источником большого количества социальных проблем в обществе является семья, как ячейка или группа. Конечно, семья в обычном и правильном понимании должно являться мирным пристанищем и скрывать от внешних штормов, однако, к сожалению, не все придерживаются подобных норм. Семейные отношения всегда пристально изучаются и исследуются с давних времен психологами и социологами с точки зрения как общественных наук, так и сам феномен создания семьи. Семья является фундаментом создания социального устройства. Так, она рассматривается в работах многих авторов, таких как К. Маркс, Ф. Энгельс, Т. Мор. Вопросы семьи и сохранения семейных отношений остаются актуальными и по сей день, ведь существует большое количество маргинальных и неблагополучных семей [15].

Для решения проблем социального характера многие советуют использовать религию и веру, которая поможет преодолеть любые невзгоды. Однако, не смотря на благие намерения подобной идеи, не все религиозные принципы можно использовать по отношению к разным проблемам. Как инструмент решения проблем общественного характера, религия не может быть универсальным решением. Однако попытки православной церкви урегулировать многие семейные конфликты и другие общественные проблемы, не заканчиваются. Поэтому методы были объединены со светскими знаниями в области социологии и психологии [5].

Литература:

  1. Албегова И. Ф., Социология социальных проблем как инновационное научно-практическое направление исследования современного Российского общества, / И. Ф. Албегова // Вестник социально-политических наук. — 2007. — № 7. — С. 5–8. С-5
  2. Бурцева И. В. Социальная реклама как технология профилактики и разрешения социальных проблем / И. В. Бурцева, В. А. Михайлов [Электронный ресурс]/https://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-sovremennykh-obshchestvennykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodn/sektsiya-16-sotsialnaya-struktura-sotsialnye-instituty-i-protsessy-spetsialnost-22–00–04/sotsialnaya-reklama-kak-tekhnologiya-profilaktiki-i-razresheniya-sotsialnykh-problem/
  3. Верминенко Ю. В., Трансформация значимости социальных проблем в общественном сознании современного Российского общества / Ю. В. Верминенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2008. — № 3. — С. 312–318. С-312
  4. Нуреева, М. Р. Правовые основания современной политики в области регулирования социальной рекламы в Российской Федерации и Европейских странах / г. Москва, — 2015 г. — [Электронный ресурс]/ https://elibrary.ru/download/elibrary_25359055_23271157.pdf 15
  5. Шибанова Н. А., Современная православная семья в контексте актуальных социальных проблем Российского общества / Н. А. Шибанова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2011. — № 4. — С. 202–207. С-202


Задать вопрос