Возможности социальной рекламы в развитии экологического сознания у населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рудаков, Я. Е. Возможности социальной рекламы в развитии экологического сознания у населения / Я. Е. Рудаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83596/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлены инструменты формирования экологического сознания населения района, посредством использования новых возможностей социальной рекламы, на основании полученных результатов апробировать самый эффективный.

Ключевые слова: экология, проект, экологическое сознание, социальная реклама, социальный видеоролик.

В настоящее время, ухудшение экологической обстановки в мире неоспоримо, и это является реальной проблемой для нашего района. Экологическая обстановка в Верхнебуреинском районе − важном промышленном районе Дальнего Востока страны, представляется достаточно сложной. В настоящее время её формирует деятельность предприятия АО «Ургалуголь», организации ЖКХ и транспортной составляющей посёлков. Федеральный закон и послания президента РФ говорят нам об экологической безопасности населения и тема ухудшения экологической обстановки в районе широко представлена во многих исследовательских работах и научных статьях, экспертизах и статистических данных. Но в реалиях посёлка лишь небольшой процент населения имеет полное представление о текущем состоянии некоторых объектов природы района, что может способствовать совершению грубых экологических ошибок людьми в повседневной жизни. В связи с этим, экологическое просвещение имеет исключительно важное значение. И как следствие, экологическое просвещение в самых различных формах является важным условием демократического развития нашего государства.

Таким образом, с одной стороны возникает потребность быстрого и правдивого информирования населения об актуальных проблемах экологии района, а с другой стороны, наблюдается слабое использование современных инструментов доведения информации до широкого круга общественности, поэтому возникла практическая необходимость создания данного исследовательского проекта. Я предполагаю, что если использовать новые возможности социальной рекламы для массового оповещения населения о экологическом состоянии района, то это будет способствовать развитию экологического сознания населения.

Целью исследования изучить инструменты формирования экологического сознания населения района, посредством использования новых возможностей социальной рекламы, на основании полученных результатов апробировать самый эффективный.

Чтобы достигнуть поставленные перед собой задачи, в течение учебного года был проведен ряд мероприятий, которые можно назвать этапами проекта: оценить состояние экологического сознания населения района; изучить форматы современной рекламы; подобрать варианты социальной рекламы, исходя из возможностей района и интересов жителей; разработать социальный ролик; апробировать социальный ролик в р. п. Чегдомын; оценить изменение состояния экологического сознания населения района после формирующего эксперимента.

Для оценки состояния экологического сознания населения района был проведен опрос . В нем приняли участие 70 человек, в основном, из числа школьников, студентов, рабочих и служащих. Из них — 47, 1 % людей в возрасте от 14 до 24 лет, 41, 4 % от 35 до 50 лет и всего 5, 7 % людей трудоспособного возраста. Большинство из опрошенных (58,8 %) считают, что экологическая ситуация в районе критическая, остальные также выделяют ряд проблем, и лишь 4,9 % людей не задумываются о вопросах экологии. Нужно заметить, что абсолютное большинство опрошенных людей (90 %) являются жителями п. Чегдомын.

На вопрос: «Какие экологические проблемы существуют в вашем населённом пункте», были даны следующие ответы — проблему загрязнения воздуха назвали 90 %, проблему вывоза и утилизации бытового мусора выделили 61,4 %, проблемы, связанные с питьевой водой — 54,3 %, проблему уменьшения численности диких животных обозначили 40 %, эрозию почвы — 22,9 %, малое количество зелёных насаждений, как проблему назвали 17, 1 %.

Чтобы узнать именно об осведомленности, необходимо было выяснить, какой процент из опрошенных задумывается в повседневной жизни о проблемах экологии в районе — таких оказалось — 35,7 %, большинство граждан (61,4 %), к сожалению, редко думают на эту тему.

В связи с неблагополучной экологической обстановкой в районе население больше всего беспокоят такие проблемы, как загрязнение воздуха и воды, свалка мусора, чистота улиц, безопасность продуктов питания, вырубка лесов и экологическая безопасность жилища.

Из предложенных вариантов, для повышения экологической культуры населения чаще всего были выбраны такие варианты — «Активная социальная реклама» — 58,6 %, «Конференции, встречи со специалистами», «Собственный опыт» — 47,1 %. В основном, экологическая культура прививается близким через личный пример, беседы и разъяснения, небольшое количество людей, из опрошенных, предлагает посмотреть или прочесть материал на экологическую тему. Печальным оказался тот факт, что лишь 15,7 % опрошенных принимают активное участие в экологических акциях, 18,6 % планируют своё участие в будущем, 34,3 % участвуют в акциях от случая к случаю, а 31,4 % не принимают участие вообще.

Отвечая о своей заинтересованности социальной рекламой, жители района признались, что смотрят социальные ролики в интернете (54,3 %), замечают социальную рекламу в автобусах и на остановках (44,3 %), и лишь небольшой процент — 14, 3 %, не интересуются данным видом рекламы.

Данный опрос помог получить общую картину населения об экологических проблемах, которые волнуют население и об отношении людей к социальной рекламе.

2. Конкурс студенческих инициатив.

В рамках реализации проекта, члены студенческого научного общества ЧГТТ «Атомы» провели конкурс студенческих экологических инициатив «ТЁМНАЯ вода — общая беда!». Целью данного мероприятия было привлечение студенческих групп техникума к проблеме загрязнения рек района. Команды должны были представить не менее одной инициативы, направленной на улучшение состояния рек района. Было предложено много идей. Из всех работ были отобраны три инициативы, реализация которых уже началась: создание социального ролика об экологическом состоянии района; образование Экологического десанта и проведение акции «Чистый берег»; проведение зонирования по берегам рек.

Для реализации некоторых инициатив необходима поддержка не только студенческого общества, но и активной позиции населения в этом вопросе. В этой связи была начата работа над созданием социального видеоролика «А ты сегодня…».

3. Варианты социальной рекламы для посёлка.

Следует отметить, что в настоящее время в Верхнебуреинском районе социальная реклама не выпускается, поэтому считаю, что для освещения острых экологических вопросов необходимо привлекать студенческое сообщество, местные СМИ, социальные сети и другие заинтересованные учреждения.

Форматы современной социальной рекламы, которые подходят для нашего района: визуально-графическая реклама; видео-реклама; текстовая реклама. Самым подходящим вариантом социальной рекламы для района явился социальный видеоролик. Его можно снять и смонтировать самостоятельно, а затем легко распространить в социальных сетях.

4. Проектный этап. Создание социального ролика «А ты сегодня…»

Социальная видео реклама — это небольшой ролик, который освещает давно существующую укоренившуюся в обществе проблему и направлен на изменение поведения и мышления людей. В основе сюжета лежит, как правило, идея, которая обладает социальной ценностью.

Социальные видеоролики создаются с целью осветить то или иное социальное явление и обратить на него внимание большого количества людей. Преимущества социального видео: повышенный интерес — в социальной рекламе (в отличие от другой рекламы) отсутствует «эффект навязывания», поэтому ее охотнее и с большим интересом смотрят зрители; «сарафанное радио» социальные видеоролики, затрагивающие волнующую многих тему будут показывать знакомым, пересылать друзьям в социальных сетях.

Главная задача социального видеоролика — передать основную идею. Для создания видеоролика была выбрана тема основных экологических проблем района — это загрязнение питьевой воды и воздуха.

Главная цель создания видеоролика — это поднять вопрос о такой социальной проблеме, как ежедневное загрязнение и деградацию воздушного и водного пространства района. Ролик нацелен на привлечение внимания общества и побуждение к самодисциплине, ответственному отношению к природным объектам.

Идея: показать ситуацию, при которой воздух и вода могут стать реально исчерпаемым ресурсом для человечества.

Сюжет: человек, на протяжении видеосюжета задает вопросы: «А ты сегодня пил воду?», «А ты сегодня дышал…?», намекая на то, какое это богатство — пить чистую воду и дышать чистым воздухом. Видеоряд сменяется кадрами чистых природных объектов и природных систем, загрязненных с помощью человеческой деятельности.

Данную идею можно выразить целым рядом роликов социального характера. Могут быть ролики с участием выдающихся ученых, писателей, художников, музыкантов. Мой ролик будет с участием одного человека.

Слоган: «А ты сегодня…(Пил, дышал, жил?)». Фраза, максимально выражающая идею социального рекламного ролика. Может быть использован и для ряда других роликов с данной темой.

5. Оценка изменения состояния экологического сознания населения района после формирующего эксперимента.

Социальный видеоролик был запущен на основных интернет-площадках района — страницах Инстаграмм, ВК, Вотсап и других. Удалось договориться с администрацией районного дома культуры о трансляции социального ролика на рекламном щите-экране главной площади района. После просмотра данного ролика мною был повторно выполнен опрос жителей района, содержащий те же самые вопросы. Ответы по некоторым категориям существенно изменились.

Так, например, изменились данные ответов жителей района на вопрос «Как часто вы задумываетесь о проблемах экологии в повседневной жизни?» — процент интересующихся вырос с 35,7 до 41, 4 %.

На вопрос «Что необходимо для повышения экологической культуры населения?», 60 % опрашиваемых людей выбрали ответ — «Активная социальная реклама», что на 1, 4 % больше, чем до просмотра социального рекламного ролика.

Процент ответов на вопрос «Обращаете ли вы внимание на социальную рекламу экологической направленности?» так же вырос в пользу ответов «Смотрю социальные ролики в интернете» с 54,3 % до 60 %, «Замечаю рекламу в автобусах и на остановках», с 44,3 % до 45, 7 %. Процент «не интересующихся» людей упал с 14, 3 % до 8,6 %.

Таким образом, направленное привлечение к проблемам, описанным в социальном видеоролике — даже за короткое время повлияло на сознательность людей в отношении к экологическим проблемам района и изменило отношение к социальной рекламе в лучшую сторону.

Этап перспективных линий

Поскольку воздействующий эффект наружной рекламы не вызывает сомнений, хочется отменить необходимость дальнейших поисков в области технологий уличной рекламы, гармонично сочетающей запоминающиеся слоганы с видеорядом, отражающей различные аспекты экологии. При этом реклама должна быть не только честной, не только призывать к экологически оправданным действиям, но и быть оптимистичной, по возможности не содержать угрожающего контента.

Результатом работы стали: создание и трансляция социального ролика на рекламном щите-экране главной площади района; написание статьи в газете Верхнебуреинского района «Рабочее слово»; публикация видеоролика в группах Instagram, You Tube, BK др.; получение разрешения от РДК о дальнейшей трансляции социальных роликов для населения.

Практическая значимость исследовательского проекта в том, что: студенты получили дополнительные компетенции, а готовый материал в виде отчёта и социального ролика может быть использован СМИ района и другими заинтересованными лицами из числа жителей района. Проект имеет перспективы развития в виде создания студенческого отдела социальной рекламы.

Литература:

  1. Гимадинова В. А., Кузьмина А. М. Влияние социальной рекламы экологического характера на молодое поколение // Век информации. — 2018. — Т. 1. № 2. — С. 144–146.
  2. Ильин А. Н. Культура потребления и экология: проблемы взаимодействия // Человек в мире культуры, 2017. — № 2–3. — С. 164–174.
  3. Салямова М. Х. Социальная реклама как способ формирования социальной активности молодежи // Научный альманах, 2016. — № 6–1 (19). –С. 535–538.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная реклама, социальный ролик, экологическое сознание населения района, социальный видеоролик, Верхнебуреинский район, повседневная жизнь, ролик, экологическая обстановка, исследовательский проект, питьевая вода.


Ключевые слова

Экология, экологическое сознание, проект, социальная реклама, социальный видеоролик

Похожие статьи

Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Обзор лучших практик регионального управления в области организации молодежного досуга

Статья посвящена исследованию практики развития системы молодежного досуга с использованием конкретных инструментов и методов регионального управления. Автором проводится исследование лучших практик управления в данной сфере, а также определяется воз...

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...

Исследование развития инновационной культуры руководителей ДОУ

В статье представлен анализ исследования по модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Похожие статьи

Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Обзор лучших практик регионального управления в области организации молодежного досуга

Статья посвящена исследованию практики развития системы молодежного досуга с использованием конкретных инструментов и методов регионального управления. Автором проводится исследование лучших практик управления в данной сфере, а также определяется воз...

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...

Исследование развития инновационной культуры руководителей ДОУ

В статье представлен анализ исследования по модели развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Задать вопрос