В статье рассматриваются компьютерные технологии как способ более успешного обучения иностранным языкам и их недостатки и преимущества. В ней также исследуются эффективность обучающих программ и интернет-ресурсов.
Ключевые слова:компьютерные технологии, иностранные языки, обучающие программы, условия, преимущества, компьютерная деятельность, информационный.
The article deals with computer technologies as a way of more effective teaching of foreign languages and their advantages and shortcomings. The effectiveness of teaching programmes and Internet-resources are also considered in it.
Keywords:computertechnologies, foreignlanguages, teachingprogrammes, conditions, advantages, communicativeactivity, informative.
Цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе в настоящее время — формирование и развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в четырех видах деятельности (говорении, чтении, письме, аудировании), то есть практическое владение иностранным языком как в повседневном, так и в профессиональном общении. На наш взгляд, это является необходимым личностным и профессиональным качеством любого специалиста в эпоху стремительной интеграции России в мировое сообщество.
Актуальность данной проблемы заключается в поиске более эффективных методов обучения иностранным языкам, обусловленных требованиями современного мира. Именно правильное и эффективное использование компьютерных технологий рассматривается нами как возможность перехода на качественно новый уровень в обучении иностранным языкам.
Цель нашего исследования — теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам.
В ходе работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический, эмпирический (беседа, анкетирование) и статистический.
Под компьютерными технологиями обучения понимается совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации и управления познавательной деятельностью.
Компьютерные технологии в обучении студентов применяются с середины 70-х годов XX века. Современный этап их использования характеризуется не только мощными персональными компьютерами, но и новыми информационными и телекоммуникационными технологиями. Однако, на наш взгляд, при использовании компьютерных технологий необходимо учитывать определенные условия для более успешного осуществления процесса обучения:
- соблюдать определенное соотношение компьютерных и традиционных педагогических технологий, то есть компьютерный курс должен быть вспомогательным средством в осуществлении учебного процесса;
- обеспечить соответствующей техникой учебный процесс (иметь хотя бы несколько компьютерных классов на факультете);
- преподаватель кроме профессиональных знаний должен хорошо владеть компьютерными технологиями;
- рационально планировать занятия с применением компьютера;
- преподаватель должен оставаться главным источником знаний и информации, организуя, направляя и контролируя весь процесс обучения.
Компьютерные технологии характеризуются рядом преимуществ в обучении иностранным языкам:
- способствуют высокой мотивации процесса обучения;
- повышают общую компьютерную и языковую культуру;
- обеспечивают индивидуализацию обучения;
- способствуют появлению непосредственной обратной связи;
- повышают профессиональную культуру специалиста;
- позволяют тренировать все виды речевой деятельности;
- создают коммуникативные ситуации;
- формируют лингвистические способности;
- автоматизируют языковые и речевые действия;
- способствуют проявлению творческих возможностей;
- создают предпосылки для усвоения больших объемов информации;
- способствуют экономии времени;
- обеспечивают высокое качество образования при правильном использовании.
При этом следует отметить и некоторые недостатки:
- избыточность красок и компьютерных эффектов;
- быстрая утомляемость из-за больших нагрузок на зрение;
- отсутствие живого партнера в общении, так как компьютерные технологии обеспечивают в основном квазиобщение, то есть общение с машиной;
- недостаточно эффективная реализация коммуникативного аспекта обучения, на наш взгляд, (студент часто ничего не говорит вслух, выполняя определенные виды заданий);
- частое несоответствие готовых компьютерных обучающих программ, целям и дидактическим принципам обучения.
Компьютерным технологиям свойственны основные дидактические принципы учебного процесса: наглядность, доступность, научность, последовательность, практическая ориентированность.
Компьютерные технологии, несомненно, существенно влияют на процесс обучения иностранным языкам. Мы отдаем предпочтение обучающим программам и Интернет-ресурсам из них в нашей работе в Северо-Осетинском государственном университет имени К. Л. Хетагурова.
Обучающие программы особенно эффективны, на наш взгляд, для отработки произношения, изучения грамматики и лексики, обучения устной речи и письму, учитывая при этом уровень подготовки студентов и их способности.
При коррекции фонетики на первом этапе мы используем курс «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» как на занятиях, так и самостоятельно. При этом студенты не только улучшают произношение, но и увеличивают темп речи.
Обучающие программы по грамматике дают возможность изучить и закрепить различные правила. По нашим экспериментальным исследованиям, особенно эффективны задания на построение предложений, употребление глаголов в правильной форме, подборку правильного ответа. А использование различных таблиц, схем и рисунков вызывает живой интерес у студентов. При этом и материал воспринимается и усваивается легче и быстрее, как показали данные наших исследований.
Обучающие программы, несомненно, оказывают неоценимую помощь преподавателю в обучении иностранным языкам. Это и обилие языкового и страноведческого материала, их подробное описание, возможность самому общаться на иностранном языке постоянно повышая уровень своей квалификации. Однако, преподаватель должен не только хорошо ориентироваться в огромном количестве обучающих программ, но и подходить к ним крайне ответственно, так как они не всегда соответствуют целям обучения, на наш взгляд.
Интернет-ресурсы же в обучении иностранным языкам можно разделить на два вида: коммуникативные и информационные. Коммуникативная деятельность студентов по данным наших исследований включает:
- переписку по электронной почте;
- участие в чатах (самое популярное у студентов);
- участие в конкурсах и олимпиадах;
- подготовку презентаций (студенты всегда тщательно готовятся к ним: ищут, собирают, анализируют и сопоставляют информацию).
В ходе наших исследований живой интерес у студентов вызвали темы второго этапа обучения: «Достопримечательности Лондона», «Англоязычные страны» и «Члены королевской семьи». Все это, несомненно, способствует развитию общего кругозора студентов, уменьшению языковых и культурных барьеров, повышению уровня владения иностранным языком и мотивации к его изучению.
Информационные возможности Интернета огромны тоже. Они представляют огромный выбор и доступ к громадному объему информации со всех концов земного шара и способствуют эффективному овладению иностранными языками в единстве с культурой их носителей.
Литература:
1. Богдашкина Г. П. Электронные образовательные ресурсы в обучении иностранным языкам. Томск, 2010.
2. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 2, 2001.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие. М., 1998.
4. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
5. Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку // Учебное пособие. М., 2004.