Актуальность статьи заключается в роли современных информационных технологий как необходимых компонентов для изучения иностранного языка в вузах, а также выявление раскрытие и эффективности образовательных возможностей в применении инновационных технологий. В статье указываются основные формы использования информационных технологий и ключевые задачи студентам для достижения требуемых навыков в иностранном языке.
Ключевые слова:информация, иностранный язык, Интернет-ресурс, педагогические технологии, основные формы, мультимедиа, Web и FTP-сервера, решение задач, вузы Узбекистана, презентации, тестирование на компьютерах.
В настоящее время все более стало расширяться применение информационных технологий в вузах, представляющих собой не только современные технические средства, но и новые подходы к процессу обучения. Главной целью непосредственно является обучения студентов иностранным языкам: формирование и развитие в них коммуникативной культуры, практическое овладение ими иностранным языком. Задача преподавателя вуза состоит в том, чтобы создавать все условия для практического овладения языком каждым студентом. Это предполагает выбор таких методов обучения, которые позволили бы ему проявлять свою активность и свое творчество. На это и направлены современные инновационные технологии, связанные с использованием различных информационных технологий и интернет — ресурсов.
Педагогические технологии связаны с широким применением новых информационных технологий, которые дают возможность в полной мере раскрыть дидактические функции этих методов и реализовать заложенные в них потенциальные образовательные возможности. Таким образом, студентам должны быть созданы благоприятные условия для использования технологических возможностей современных средств связи как для поиска и получения информации, так и для развития познавательных и коммуникативных способностей и формирования у них умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях. Данный процесс наиболее успешно протекает с помощью использования информационных и коммуникационных технологий обучения, включающих специфические способы и технические средства (компьютеры, аудио и видео средства, телекоммуникационные сети и т. д.) для работы с информацией.
Этот вид педагогических технологий обозначают сегодня термином «компьютерные технологии обучения», которые продолжают развивать идеи программированного обучения, открывая новые технологические возможности процесса обучения, связанные, например, с определенными преимуществами компьютеров и телекоммуникаций.
По последним данным, в настоящее время в вузах Узбекистана максимально используют инновационные технологии в процессе обучения; периодически проводят семинары и конференции по внедрению у себя инновационных технологий. Подчеркнем, что образование в вузах, применяющих инновационные технологии, всегда открыто современным научным исследованиям. В учебном плане таких вузов обязательно присутствуют такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, а также участие в научно-исследовательских организациях. Основными формами использования информационных технологий являются следующие:
1) мультимедиа уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
2) уроки на основе авторских компьютерных презентаций в ходе лекций, семинаров, лабораторных работ, докладов студентов и др.
3) тестирование на компьютерах;
4) телекоммуникационные проекты, работа с аудио и видео ресурсами в режиме онлайн;
5) голосовой чат по локальной сети, используемый для обучения фонетике.
Так, для реализации чата применяются бесплатные программы Net Speakerphone или Speaker, позволяющие общаться в любом режиме: учитель-ученик, ученик-ученик, режим конференции;
Все это направлено на создание иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам, для достижения чего и используются технические средства обучения. Так, например, компьютерные обучающие программы на занятиях по иностранному языку позволяют осуществлять следующие формы работы: отработка произношения; работа над грамматическим материалом; расширение словарного запаса; обучение письму; обучение монологической и диалогической речи и т. д. Сегодня, как известно, приоритет в поиске информации все больше отдается Интернету, который предоставляет широкий выбор источников информации, столь необходимый в образовательном процессе.
Сюда можно отнести базовую информацию, размещенную на Web и FTP-серверах сети; оперативную информацию, пересылаемую по электронной почте; разнообразные базы всевозможных информационных центров; информацию о книгах и журналах, распространяемых через Internet-магазины и т. д. Отсюда информационные ресурсы сети Интернет органично интегрируются в учебный процесс, помогая решать различные дидактические задачи на занятиях по иностранному языку, например, такие, как:
– формирование навыков чтения;
– пополнение своего словарного запаса изучаемого языка;
– совершенствование умения письменной речи, например, при составлении ответов своим партнерам по общению;
– совершенствование аудирования на основе оригинальных звуковых текстов;
– знакомство с культурой, речевым этикетом, особенностями речевого поведения страны изучаемого языка;
При решении этих задач создаются реальные условия для расширения студентами своего кругозора, самообразования, умения организовывать самостоятельную и поисково-исследовательскую работу.
Таким образом, возможности использования интернет — ресурсов огромны, поскольку они создают условия для получения необходимой студентам информации, находящейся в любой точке земного шара, будь то новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов, страноведческий материал и т. д.
Исходя из вышеуказанного хотелось бы отметить, что потенциал использования информационных технологий в области обучения иностранного языка огромен и его возможности еще не до конца изучены.
Рассмотренные в статье информационные и мультимедийные обучающие программы, как показывает практика, имеют преимущества перед традиционными методами обучения, поскольку не только позволяют тренировать те или иные виды речевой деятельности, сочетая их в различных комбинациях, но и способствуют реализации индивидуального подхода и повышению самостоятельности студентов.
Литература:
1. Абросимов А. Г. «Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий». — Москва, 2005 г.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010 г.
- Littlewood W. “Communicative language teaching”, Cambridge University Press, London, 2002 y
- Ишмуҳаммедов Р. «Пути повышения эффективности обучения с использованием инновационных технологий» -Т.; ТДПУ, 2005 г.
- Ишмуҳаммедов Р., Абдуқодиров А., Пардаев А.,- «Иинновационные технологии в процессе обучения» -Т.; “Истеъдод”, 2008 г.