Начало 2014 года ознаменовалось началом кризиса взаимоотношений между Россией и странами Запада. Экономические последствия данного кризиса не заставили себя долго ждать. На данный момент прослеживается тенденция к резкому падению курса рубля, при одновременном укреплении курса доллара США, также стремительно дешевеет нефть. Разумеется, данные факторы крайне негативно влияют на состояние экономики Российской Федерации.
Помимо вышеперечисленных факторов, также в отношении России были введены санкции. Один из пакетов санкций предусматривает запрет российским компаниям пользоваться технологиями по добыче нефти и газа, которые предоставлялись зарубежными компаниями. Последствия данных санкций могут крайне негативно отразиться на работе нефтесервисных компаний РФ.
Объем добычи нефти в РФ в 2013г. был рекордным за последние 25 лет и составил 523,2 млн. тонн [7]. Для сохранения таких темпов добычи, необходимо бурить около 40–50 млн. метров в год. Проблема, с которой столкнулись нефтесервисные компании после введения санкций, заключается в том, что отечественные компании используют для бурения старое оборудование, которое давно не обновлялось, выходом из сложившейся ситуации было привлечение западных компаний с прогрессивными технологиями добычи и бурения. С 2003 по 2012гг. доля западных компаний в данной отрасли возросла с 10 % до 23 %. Проблема поддержания столь высоких объемов добычи нефти усугубляется тем, что большинство разрабатываемых месторождений нефти в России находятся на завершающей стадии разработки. Следовательно, оставшиеся запасы нефти становятся все более и более трудноизвлекаемымии требующими больших капитальных инвестиций. На данный момент, без вмешательства и поддержки государства, планы Правительства РФ повысить объем добычи нефти в 2030г. на 14 % по сравнению с 2005г. выглядят весьма трудноосуществимыми. [8]
Мнения об эффективности введенных против России санкций разделились, однако очевиден тот факт, что при двусторонних отношениях России с другими странами, они не могли не отразится и на Западных партнерах. Помимо недополучения прибыли при отказе от участия в совместных с российскими компаниями проектах, западные нефтесервисные компании вынуждены, также, проводить ротацию кадров. Так, например компания «Schlumberger» занимается замещением иностранных специалистов на их коллег из России. [9]
Несмотря на то, что вопрос вступления России в ВТО ушел на второй план в связи с произошедшими в мире событиями, не стоит забывать, что вступление в данную организацию также может ударить по конкурентоспособности российских предприятий — производителей оборудования для добычи нефти. В принципе вопрос конкурентоспособности отечественных производителей по сравнению с западными компаниями стоит во многих отраслях экономики РФ, стоит отметить, что отрасль производства буровых установок не является закрытой для вхождения иностранных компаний, а, следовательно — подвержена внешним рискам.
Рынок нефтесервисных услуг включает в себя такие элементы, как: геофизические исследования, бурение, ремонт скважин и оборудования. Рынок нефтесервисных услуг является крайне наукоемкой отраслью, поскольку помимо вышеперечисленного в задачи нефтесервисных компаний также входит повышение эффективности нефтедабычи и повышение отдачи нефтепластов. Именно технологии являются основным конкурентообразующим фактором на данном рынке.
В России рынок нефтесервисных услуг имеет ряд специфик. Необходимо отметить, что во времена СССР такого понятия, как «нефтесервисная компания» вообще не существовало. Позднее, компании такого рода отделились от крупнейших нефтяных и газовых компаний России и стали их дочерними предприятиями, некоторые российские нефтегазовые компании перешли на аутсорсинг — это позволило сократить расходы. Также российские ТЭК пользуются услугами зарубежных компаний. [6]
Преимуществами зарубежных компаний по сравнению с российскими является:
- Наличие более современных технологий.
- “Глобальность” деятельности. Это позволяется переносить необходимые ресурсы из региона в регион, где они наиболее необходимы, а также дифференцировать цены на оказываемые услуги.
Решение сложившейся проблемы в нынешних условиях видится в следующих аспектах. Во-первых, необходимо импортозамещение. Также как это было сделано с сельхозпродукцией. Резко запустить и наладить производство необходимого оборудования невозможно, поэтому первое время, или хотя бы частично удовлетворить спрос необходимо товаром, импортируемым из другой страны, например, такой страной может стать КНР.
Помимо импортозамещения, необходимо вмешательство государства. Вмешательство государство необходимо в нескольких аспектах:
Финансовая поддержка. Льготные условия кредитования для разработки и производства буровых установок и сопутствующих механизмов и систем. Возможно, по аналогии с автопромом, можно ввести некую программу утилизации для замены старого оборудования на новое. Также необходима компенсация хотя бы части затрат на НИОКР при разработке оборудования, необходимого для нефтесервисных компаний. Льготное кредитование также является эффективной мерой. Внешэкономбанк и его дочернее предприятие «МСП Банк» уже предоставляют льготные кредиты для целей модернизации и инновационной деятельности, однако необходимо применять такие условия кредитования и для развития нефтесервисных компаний РФ. Некоторые вещи уже были сделаны, например, был введен понижающий коэффициент к НДПИ, характеризующий степень сложности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. Также спорным остается вопрос об эффективности так называемого «налогового маневра», эффективность данной меры можно будет оценить не ранее 2015года. По-прежнему налоговая нагрузка на предприятия ТЭК остается в 2–3 раза выше, чем в Западных странах, что негативно сказывается на уровне развития отрасли.
Необходимо также отметить, что введенные санкции закрыли доступ российским нефтяным компаниям к иностранному капиталу. Помимо всего прочего — это сократит возможности нефтяных компаний при финансировании новых проектов, это снизит возможности отечественных компаний при закупке необходимого оборудования, а также усугубит проблему финансирования, которая и так остро ощущается в некоторых отраслях нефтесервисного рынка.
В данной ситуации «неопределенности» сложно выстраивать комплексную программу обновления технопарка. Дело в том, что даже если удастся в короткие сроки ввести в эксплуатацию новые мощности для производства оборудования, разработать новое оборудования — существует риск того, что заводы будут простаивать, поскольку российские компании просто не смогут обеспечить их заказами. При разработке таких крупномасштабных проектов и программ необходимо планировать развитие экономики на 7–10 лет вперед, а в сложившихся условиях практически невозможно спрогнозировать даже курс национальной валюты на следующий год.
Правовая поддержка. Полноценному развитию рынка нефтесервисных услуг мешает недостаточно гибкая законодательная база, не учитывающая специфику рынка нефтесервисных услуг.
Недавно предприятия практически во всех отраслях перешли на тендерную основу заказов. Но такая система работает недостаточно эффективно, предприятиям приходится занижать стоимость услуг и они недополучают прибыль. Первое, на чем экономят нефтесервисные компании — это сфера НИОКР., а, следовательно, конкурентоспособность таких компаний снижается.
Социальные проблемы. От государства также требуется помощь в подготовке высококвалифицированных кадров, в развитии логистики. Дело в том, что в отличии от многих других сфер бизнеса, предприятия нефтесервисных компаний привязаны не к потребителю, а к месту залегания нефти и газа — это существенно увеличивает долю затрат на транспортировку сырья и оборудования к потребителю и к месторождению, соответственно. На данный момент доля этих затрат слишком высока, что говорит о несовершенстве развития инфраструктуры в РФ. Необходимо развивать, также, морской вид транспорта, поскольку многие новые месторождения находятся на Севере возле Северного Ледовитого Океана — это позволит сократить затраты на транспортировку.
Можно также воспользоваться опытом зарубежных стран для более эффективного развития отечественной отрасли нефтесервисных услуг.
В Китае, например, существует одна государственная Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Данная компания консолидирует мелкие компании в более крупные для использования современных технологий и наличия необходимых ресурсов для работы в данной отрасли. Надо сказать, что китайские компании рынка нефтесервисных услуг расширили географию своего присутствия и работают во многих странах мира, в том числе и в России. При использовании тендеров преимущество в Китае отдается отечественным компаниям. Конкуренция на данном рынке несовершенна, чувствуется активное вмешательство государства, но при этом отрасль развивается эффективно и предприятия конкурентоспособны на мировом рынке нефтесервисных услуг. Данная модель считается наиболее близкой, и возможно, достаточно эффективной для российского рынка, поскольку в России большинство предприятий ТЭК являются предприятиями с государственным вмешательством.
В феврале 2012 г. было предложено создать государственный нефтегазосервисный холдинг, который объединит в себе все активы. Создание такой структуры позволит компаниям получить доступ к льготному финансированию и инвестировать в развитие, и в дальнейшем получить государственную поддержку на развитие наукоемких технологических сервисов. Столь крупная компания сможет составить конкуренцию иностранным конкурентам. Появление такой компании приведет к: росту капитализации компаний, в том числе по сделкам M&A; эффективному управлению издержками за счет оптимального использования ресурсов, экономии на управленческих расходах. Однако, Реализация данного решения, имеет определенные риски, заключающиеся в следующем: низкая эффективность государственный структур, высокий уровень коррупции, что может нейтрализовать практически все вышеперечисленные благоприятные последствия; чрезмерное вмешательство государства в экономику; снижение конкуренции, что приводит к понижению качества оказываемых услуг.
На данный момент далеко не все поддерживают идею создания такой государственной компании. Многие ведущие игроки данной отрасли считают, что это серьезно подорвет конкуренцию в отрасли, которая складывалась на протяжении последних 20 лет. Многие считают, что самое главное для российского рынка нефтесервисных услуг — заставить российские компании ТЭК отдавать предпочтение российским нефтесервисным компаниям.
Литература:
1. Баскаев. К. Обзор российского рынка нефтесервисных услуг. -Эл. журнал ТЭКНО:///блог. [Режим доступа http://teknoblog.ru/2013/08/01/]
2. Гилязов Т. Ф. Методологические подходы к решению организационно-экономических проблем повышения нефтеотдачи пластов на предприятиях нефтедобывающего комплекса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. [Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/244/50333.php]
3. Лебедько А. Г. О масштабах государственного участия в управлении нефтегазовым комплексом — Нефтегазовое дело. — 1/2014. [Режим доступа: http://ogbus.ru/article/o-masshtabax-gosudarstvennogo-uchastiya-v-upravlenii-neftegazovym-kompleksom/#more-4026]
4. Орлов А. В. Анализ состояния и прогноз развития экспорта газа в России — Нефтегазовое дело. — 3/2013. [Режим доступа: http://ogbus.ru/article/analiz-sostoyaniya-i-prognoz-razvitiya-eksporta-gaza-v-rossii/]
5. Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова.Западные санкции ударили по одной из крупнейших нефтесервисных компаний. РБК, 12.09.2014г. [Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/12/09/2014/948625.shtml]
6. Баскаев К. Обзор российского рынка нефтесервисных услуг. ТЭКНО — 01.08.2013г. [Режим доступа: http://teknoblog.ru/2013/08/01/1706]
7. [http://ria.ru/economy/20140109/988451519.html]
8. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об энергетической стратегии Росии на период до 2030г» [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94054/]
9. [http://top.rbc.ru/economics/12/09/2014/948625.shtml]