Значимость нефтегазового комплекса для экономики России сложно переоценить. Добыча углеводородов — ключевая составляющая добывающей отрасли и основной источник ВВП страны. При этом уже сегодня начинает ощущаться сокращение добычи на традиционных крупнейших месторождениях. Поэтому огромное значение для отрасли имеет развитие национального рынка нефтесервисных услуг, пережившего существенный подъём в период роста нефтяных цен 2000-х, но в данный момент стоящий перед серьёзными вызовами.
В настоящее время российский рынок нефтесервисных услуг испытывает на себе воздействие ряда факторов, оказывающих воздействие на его динамику и структуру. В 2014–2016 гг. введение санкций со стороны США и ЕС, а также падение нефтяных цен привело к снижению темпов развития российского нефтесервиса. Возникли сложности с привлечением капитала, технологий и оборудования. В результате объём потребления услуг в отрасли в 2015 г. составил около 27,5 млрд долларов. По итогам 2016 г. рост составил всего 1,1 % [1].
Секторальные санкции США и ЕС против российского ТЭК (преимущественно нефтегазового комплекса) действуют по трем направлениям:
‒ запрет или ограничение на участие американских и европейских компаний в проектах по разработке трудноизвлекаемых запасов, глубоководных и арктических шельфовых месторождений углеводородов;
‒ запрет на предоставление долгосрочного финансирования российским нефтегазовым компаниям и крупнейшим российским банкам;
‒ санкции против деятельности, непосредственно связанной с ТЭК Крыма.
Применительно к рынку нефтесервиса на данный момент санкции повлияли только на поставщиков услуг сейсморазведки, да и то, как показала практика, незначительно. В первую очередь, это связано с тем, что санкции влияют на добычу сложных запасов на шельфе и баженовской свиты. Полноценная разработка данных запасов так и не началась, поэтому это, скорее, недополученный рост объемов добычи, чем потери текущих объемов. Более того, несмотря на сокращение инвестиционных программ, участники российского нефтесервисного рынка не заявляют о планах по сокращению добычи в среднесрочной и краткосрочной перспективе. В последние два года подряд динамика объёма бурения (ключевого драйвера нефтесервисного рынка) демонстрировала двузначный рост. По сравнению с 2014 годом объёмы рынка выросли более чем на 25 %. Ключевым драйвером роста является увеличение объемов проходки НК «Роснефть». «Газпром нефть» и «Лукойл» объёмы бурения, наоборот, сокращают [2].
К 2020 году «Роснефть» рассчитывает обеспечивать себя собственным сервисом на 75–80 % и увеличивать объемы бурения на 7–10 % в год. В 2015 году компания сделала две крупные покупки в нефтесервисном секторе, купив нефтесервисные активы Weatherford International, в которые входит восемь компаний, занимающихся бурением и ремонтом скважин. Также компания приобрела «Трайкан Велл Сервис», которая оказывает услуги по использованию высокотехнологичных систем закачки с целью повышения нефтеотдачи пластов при разработке традиционных запасов нефти и газа [3].
Применение технологических санкций показало серьезную зависимость российских компаний от зарубежных технологий и оборудования на сложных участках освоения недр (запасы арктического шельфа, трудноизвлекаемые запасы Западной Сибири, глубоководное бурение) и привело к уходу ряда западных компаний из совместных проектов. Под воздействием санкций оказалось сотрудничество Total с «Лукойлом» и ExxonMobil с «Роснефтью» по освоению месторождений баженовской свиты и ачимовских залежей в Западной Сибири, а также проект Shell c «Газпром нефтью» в рамках СП «Ханты-Мансийский нефтегазовый союз». Пострадали и совместные проекты «Роснефти» и ExxonMobil на арктическом шельфе [6].
Наиболее уязвимой является ситуация с разработкой арктических залежей, так как в России слабо развиты сервисные услуги по бурению и обслуживанию систем добычи. Около 90 % ключевых технологий добычи углеводородов на шельфе — иностранные. Поэтому решение российских нефтегазовых компаний приостановить ряд проектов в этом направлении вызвано в первую очередь технологическими проблемами, а уже потом экономическими причинами [5].
По мнению главы Минэнерго России А. Новака, полная замена оборудования для разработки шельфовой нефти на российские аналоги возможна не ранее 2020 года. В рамках государственной программы по развитию шельфа Минпромторгом России на 2017–2019 годы одобрено 12 проектов в сфере морского бурения на сумму 3,2 млрд руб. [6].
На традиционную добычу технологические санкции практически не повлияли, а в сланцевых проектах российские компании сумели частично адаптироваться после выхода иностранных партнеров и подрядчиков и продолжить их реализацию. Например, разработку таких месторождений продолжают «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» [5].
В связи с санкциями в 2014 году нефтегазовыми компаниями, Минприроды и Минэнерго была сформирована межведомственная комиссия, определившая 30 ключевых направлений, по которым планируется обеспечить импортозамещение. Ожидается, что в результате этого комплекса мер ситуация должна кардинальным образом поменяться, и доля импортного нефтесервисного оборудования сократится с 60 % до 40 % [4].
Уже сегодня есть конкретные примеры импортозамещения — и по технологиям, и по продукции (в частности по системам телеметрии для наклонного и горизонтального бурения). Одна из самых заметных инициатив в области технологического импортозамещения — проект «Газпром нефти» по созданию комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования для разработки запасов баженовской свиты. Проект, задуманный до введения санкций, предусматривает реализацию импортозамещающих технологий к 2025 году. Компания оценивала стоимость проекта в 7,5 млрд руб., 90 % составят ее собственные средства. В случае успешного внедрения всех созданных технологий целевой уровень добычи «Газпром нефти» из залежей баженовской свиты в 2025 г. может составить около 2,5 млн т в год [5].
В целом отмечается, что на отечественные нефтесервисные и машиностроительные предприятия санкции повлияли даже положительно, потому что власти и нефтегазовые компании начали более активно заниматься импортозамещением, обращать внимание на российских игроков и разрабатывать меры поддержки их качественного развития [5].
На фоне западных санкций расширилось взаимодействие со странами Азии, в том числе по использованию оборудования и дополнительному финансированию. Западные компании тоже приспосабливаются к режиму санкций, пытаясь оставаться на российском рынке вне зависимости от политики. А отечественные компании, чтобы не вкладывать огромные суммы в разработку своих технологий, согласны на полулегальное использование западных [5;6].
Подводя итог, можно сделать вывод, что введённые ограничения против российского нефтегазового сектора, не оказали влияние на текущие показатели отрасли, поскольку российские компании обладают необходимыми технологиями для добычи нефти на традиционных месторождениях. Вместе с тем, уже сейчас происходит снижение их продуктивности. В перспективе отрасль будет зависеть от ввода новых месторождений трудноизвлекаемой и шельфовой нефти, технологиями разработки которых российские компании не обладают. В этой связи в условиях санкций одним из важнейших приоритетов для российского нефтесервиса становится импортозамещение западных технологий, в особенности бурения и добычи на арктическом шельфе, которое в случае успешной реализации планов правительства произойдёт не ранее 2020 года.
Литература:
- Вызовы «молодого» рынка // Информационно-аналитический журнал «Нефть России» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://neftrossii.ru/content/vyzovy-molodogo-rynka (дата обращения: 15.11.2017)
- Исследование российского нефтесервисного рынка в 2016–2017 гг. // KPMG [Электронный ресурс] Режим доступа: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/pdf/2017/11/ru-ru-oilfield-service-companies.pdf (дата обращения: 15.11.2017)
- Как вам такой сервис? // ФГБУ «ЦДУ ТЭК» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cdu.ru/catalog/mintop/infograf/062017/ (дата обращения: 15.11.2017)
- Новые испытания для нефтесервиса // ФГБУ «ЦДУ ТЭК» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cdu.ru/catalog/mintop/infograf/062015/ (дата обращения: 15.11.2017)
- Почему санкции против России внешне неэффективны // Ведомости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/08/14/729205-sanktsii-neeffektivni (дата обращения: 15.11.2017)
- Усиление антироссийских санкций и мировой ТЭК // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13864.pdf (дата обращения: 15.11.2017)