Ключевые слова:цифровой рассказ, компьютерные технологии, коммуникативные навыки, техническая грамотность, информационные средства
Введение
Основной задачей современной системы высшего профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов и создание условий для развития личности, способной адаптироваться к современным условиям.
Система высшего образования как источник подготовки высококвалифицированной рабочей силы должна учитывать новые особенности сферы занятости и готовить выпускников для такого рабочего места, где ценится инициатива, умение видеть, формулировать и правильно решать профессиональные задачи, выделять в огромном информационном потоке профессионально значимую информацию и на основе анализа достоверной информации самостоятельно принимать решения. [1, c.358]
Обеспечить активную познавательную деятельность студентов и внедрение интерактивных форм занятий призваны информационно-коммуникационные технологии. Иными словами, инновационные технические достижения электронного обучения сочетаются с проверенным годами опытом традиционного взаимодействия студентов и преподавателя в рамках аудиторных занятий. [2, c.11]
Необходимость образования через всю жизнь обусловлена интенсивным развитием техники и технологий, а также процессами глобализации, что, в свою очередь, требует от специалистов хорошего владения иностранным языком. Именно поэтому особенную актуальность приобретает языковое образование, а вопросы, связанные с методами и качеством обучения, являются первостепенными.
Система обучения иностранным языкам является постоянно изменяющейся, современная жизнь очень динамична и диктует высокие и одновременно эффективные темпы обучения. Педагоги ищут все новые и новые способы эффективного обучения иностранным языкам, пытаясь не только мотивировать учащихся к обучению, но и задействовать для достижения своих целей современные технологии.
Методологические основы
В мировой практике обучение иностранному языку с использованием информационных технологий применяется довольно давно. Общеизвестная зарубежная технология, подразумевающая обучение иностранному языку с компьютерной поддержкой, в методической литературе звучит как CALL, что означает Computer — Assisted Language Learning. [3, c. 92]
Внедрение средств мультимедиа в обучение иностранным языкам позволило значительно расширить спектр возможностей языковой тренировки. Появились методы позволяющие использовать технологии не только для выполнения определенного набора заданий в той или иной электронной среде, но и позволяющие осуществлять иноязычную коммуникацию.
Возможность поделиться своими мыслями и мнениям всегда была важна для человека. Каждый день мы стремимся к тому, чтобы рассказать нашим близким, коллегам и знакомым о том, что с нами произошло или удивило за день. Повествование всегда было важной частью истории, и средства, которыми осуществляется повествование, развивались вместе с развитием цивилизации. От устных историй сказителей до работ мастеров эпохи Возрождения, газет, телевидения, и теперь Интернет.
Теперь цифровые носители сочетают в себе традиции с технологией и позволяют студентам рассказывать истории посредством голоса, текста, изображения, аудио и видео.
Цифровые истории позволяют студентам брать линейный ряд событий и превращать их в междисциплинарный, комплексный опыт. Это подталкивает их общаться, сотрудничать и исследовать, а также задействовать информационные средства в этом процессе. Чтобы создать эти проекты существует множество инструментов и приложений и все они позволяют студентам получить более глубокое понимание истории, поскольку они пытаются найти наиболее эффективный способ передать полученную информацию.
Так что же все-таки такое цифровое повествование?
Цифровой рассказ является практикой использования автоматизированных инструментов для представления некой истории. Существует множество других терминов, используемых для описания этой практики, таких как цифровые документальные фильмы, компьютерные рассказы, цифровые эссе, электронные воспоминания, интерактивные повествования, и т. д. Но в целом, все они вращаются вокруг идеи объединения искусства рассказывать истории с различными мультимедиа средствами, включая графику, аудио, видео и веб-публикации.
Как и традиционные повествования, большинство цифровых историй сосредотачиваются на конкретной теме и содержат определенную точку зрения. Однако, как следует из названия, цифровые истории, как правило, содержат смесь из компьютерных изображений, текста, записанного аудио повествования, видеоклипов, и / или музыки. Цифровые истории могут варьироваться по продолжительности, но большинство историй, используемых в сфере образования, как правило, длятся от 2 до 10 минут. Перечень тем, используемых в цифровом диапазоне повествования бесконечен, от личных рассказов до рассказов об исторических событиях, от изучения жизни в своей стране до поиска жизни в других уголках Вселенной.
Несмотря на существующий акцент на компьютерной технике, цифровой рассказ не является новой практикой. Одним из самых известных пионеров в этой области является Джо Ламберт (Joe Lambert), соучредитель Центра Digital Storytelling (CDS), некоммерческой, общественной творческой организации в Беркли, штат Калифорния. С начала 1990-х годов данная организация оказывает помощь молодым людям и взрослым в создании и распространении их цифровых рассказов, сочетая вдумчивую письменную форму и цифровые средства.
Еще одни пионер в этой области, британский фотограф, автор и педагог Даниэл Мидоуз (Daniel Meadows), определяет цифровые истории, как «короткие личные мультимедийные сказки, рассказанные от сердца». Красота этой формы цифрового выражения, утверждает он, в том, что эти истории могут быть созданы людьми по всему миру, на любую тему, и ими можно поделиться через цифровые средства коммуникации со всем миром. Даниэл говорит, что цифровые рассказы — это «мультимедийные сонеты народа», в которых «фотографии раскрывают рассказчика, а истории собираются, как кусочки головоломки, череды невидимых исторических событий, которые, если рассматривать их вместе, расскажут историю нашего времени, историю, которая показывает, кто мы есть».
Методология цифрового повествования
Существуют семь элементов цифрового повествования, которые часто используют в качестве отправной точки. Что же касается требований, которые предъявляются к цифровым историям в процессе обучения иностранным языкам, то они несколько отличаются от первоначальных и ориентированы на формирование необходимых нам умений и навыков. Данные требования представляют собой следующее:
1. цель истории
2. точка зрения рассказчика
3. проблематика
4. содержание
5. четкость голоса
6. темп повествования
7. использование звукового сопровождения, отражающего содержание рассказа
8. качественные изображения, видео и другие мультимедийные элементы
9. грамматическая правильность и использование языка
Великолепные цифровые истории прежде всего:
- личные
- начинаются с сюжета / скрипта
- краткие
- используют легко доступный источник материалов
- включают универсальные элементы повествования
- подразумевают сотрудничество на различных уровнях
Для того, чтобы достичь такого уровня, студенты должны соблюдать последовательность создания цифровой истории (рис. 1).
Рис. 1 Последовательность создания цифровой истории
Использование в качестве учебного инструмента
Есть множество вариантов использования цифровых рассказов в образовании. Одно из первых решений, которые должны быть приняты, это будет ли преподаватель создавать цифровые истории или поручит это делать студентам. Некоторые педагоги могут принять решение создавать свои собственные истории и показывать их своим студентам как способ представить новый материал. Привлекательная, богатая мультимедиа цифровая история может быть очень удачным способом, чтобы привлечь внимание студентов и повысить их интерес к изучению предмета в целом и знакомству с новым идеями в частности.
Созданные преподавателем цифровые истории также могут быть использованы для иллюстрации темы текущего урока, как способ облегчить обсуждение представленных тем, сделать реферат или концептуальное содержание более понятным. В то время как многие педагоги до сих пор не имеют целостной концепции интеграции мультимедиа в обучение, неуклонно растет число педагогов, которые заинтересованы в изучении способов привлечения внимания своих учеников посредством использования изображений, аудио и видео элементов. Исследования показали, что использование мультимедиа в преподавании помогает студентам сохранить новую информацию, а также помогает в понимании сложного материала. Цифровое повествование может обеспечить педагогам мощный инструмент для использования в классе.
Цифровое повествование также является мощным инструментом для студентов, которые учатся создавать свои собственные истории. После просмотра примеров цифровых рассказов, созданных педагогами или другими разработчиками, студенты получают задания, в которых их просят исследовать тему и отразить определенную точку зрения. Этот вид деятельности вызывает интерес и мотивирует студентов «цифрового поколения». Процесс создания цифрового рассказа использует в полном объеме творческие способности обучающихся, когда они начинают исследовать, учатся пользоваться библиотекой и Интернет, анализируют содержание. Кроме того, студенты, создающие цифровые истории, развивают навыки общения, учатся организовывать свои идеи, задавать вопросы, высказывать свое мнение, и строить повествование.
По желанию, цифровые истории публикуются в Интернет, и студенты имеют возможность не только поделиться своей работой с ровесниками, но и получить ценный опыт получая критику собственных работ и критикуя работы других студентов, что способствует социализации. Цифровое повествование подходит студентам с различными стилями обучения, помогает развивать сотрудничество, когда студенты имеют возможность работать в группах.
Использование цифрового повествования обеспечивает прочную основу в различных видах грамотности, в том числе информационной грамотности, визуальной грамотности, технологической грамотности и медиаграмотности. Эти несколько навыков, которые согласуются с технологией, получили название «грамотность двадцать первого века» и являются сочетанием:
- цифровой грамотности — возможности общаться с постоянно растущей аудиторией, чтобы обсудить вопросы, собрать информацию, и обратиться за помощью;
- универсальной грамотности — способности читать, интерпретировать, отвечать, и вычленять сообщения из потока информации;
- визуальной грамотности — возможности понимать, производить, и общаться через зрительные образы;
- технической грамотности — способности использовать компьютеры и другие технологии для улучшения качества обучения и производительности;
- информационной грамотности — способности найти, оценить и синтезировать информацию.
Необходимость технической грамотности очевидна. В ответ на новые требования информационной эпохи, учителя интегрируют технологию в учебные программы. Традиционная грамотность связана с использованием учебников, многочисленных рабочих листов и страниц рабочих тетрадей, а также записей, которые читает только преподаватель. В отличие от этого, грамотность 21 века требует, чтобы дети общались не только с классом сверстников, но и читали электронные книги, отправляли и получали электронную почту, находили и оценивали информацию онлайн, готовили отчеты с помощью презентационного программного обеспечения, налаживали диалог с учеными в других регионах, и писали, как для локального и глобального сообщества. Цифровое повествование гармонично сочетает все вышеперечисленные умения.
Заключение
Изучение опыта использования цифровых повествований в преподавании иностранных языков показало, что зарубежный опыт намного опережает отечественный.
Так, например, Университет Хьюстона реализует проект по созданию и размещению цифровых рассказов студентов. Данный проект предназначен в том числе для социальной и лингвистической адаптации иностранных студентов, проходящих обучение на иностранных языках по программам академической мобильности.
Подобные проекты организованны и другими крупными американскими и европейскими университетами.
Необходимо понимать, что при работе с цифровыми повествованиями меняется роль педагога, основная задача которого — поддерживать и направлять развитие личности обучающихся. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместных инициатив.
В заключении отметим, что создание качественных цифровых историй при обучении иностранному языку — это сложный процесс, требующий временных затрат, и объединение усилий студентов и преподавателей, а также специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.
Следует также отметить, что использование цифровых повествований в образовательном процессе значительно расширяет возможности преподавателя, предоставляя большую свободу для творческого поиска новых методов работы на интерактивной основе, что в свою очередь способствует улучшению качества языковой подготовки.
Литература:
1. Логинова А..В. Преимущества использования системы дистанционного обучения «MOODLE» при обучении иностранному языку студентов технических специальностей // Вестник науки Сибири. 2011. № 1 (1). С. 358–362.
2. Краснова Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. 2014. № 11. с. 10–26.
3. Логинова А. В. Использование системы дистанционного обучения «MOODLE» при обучении профессиональному иностранному языку // Открытое образование. 2013. № 4 (99). С. 91–97.
4. Brown J., Bryan J., Brown, T. (2005). Twenty-first century literacy and technology in K-8 classrooms. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/summary?doi=10.1.1.186.5118, (дата обращения: 05.03.15)
5. Keller J. The art of digital storytelling. URL: http://creativeeducator.tech4learning.com/v04/articles/The_Art_of_Digital_Storytelling, (дата обращения: 16.03.15)
6. Morra S. (2014). 8 Steps to great digital storytelling. URL: http://samanthamorra.com/2013/06/05/edudemic-article-on-digital-storytelling, (дата обращения: 16.03.15)
7. Simmons A. Digital storytelling across the curriculum. URL: http://creativeeducator.tech4learning.com/v05/articles/Digital_Storytelling_Across_the_Curriculum, (дата обращения: 18.03.15)