Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 10.06.2021

Статья просмотрена: 3669 раз

Библиографическое описание:

Митюн, М. А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации / М. А. Митюн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82218/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье рассматриваются особенности преподавания иностранного языка с помощью информационно-коммуникационных и цифровых технологий.

Ключевые слова: иностранный язык, цифровые технологии, цифровизация, информационно-коммуникативные технологии, обучение, онлайн урок, интерактивные упражнения, онлайн-платформа, интерактивная доска.

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, включая и такую сферу, как изучение иностранных языков. Информационные технологии и цифровые инструменты в преподавании иностранных языков становятся все более значимыми и широко используемыми в образовании во всем мире, включая Россию. При этом цифровизация сама по себе не является методическим подходом, а лишь способна помочь в реализации существующих методов и, при необходимости, предложить новые виды деятельности в рамках этих методов.

Современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии позволяют объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение. На основе цифровых технологий создаются мощные инновационные средства накопления, представления и передачи знаний, а также средства обучения.

Считается, что цифровые технологии являются теми самыми инструментами, которые помогают обучающимся и преподавателям развивать учебные возможности, реформировать организацию занятий, обеспечивать поддержку любых учебно-методических ресурсов как в классе, так и вне его.

При подготовке к занятиям и на самих занятиях преподаватель широко может применять такое многообразие ресурсов интернета, как: электронная почта, онлайн доска, видеоконференции, интерактивные видео, задания в Moodle, вебинары и многое другое.

Большую роль в процессе обучения иностранному языку играют онлайн-платформы, позволяющие разнообразить уроки, сделать их более яркими, интересными, запоминающимися, в то же время существенно облегчая работу учителю. Например, такие онлайн-платформы, как Quizziz, Kahoot!, Quizlet, Learnis и другие. С помощью этих сервисов можно создавать тесты и викторины по различным темам программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы учащихся на уроке, предлагать тесты в качестве домашнего задания. Можно отслеживать работу каждого студента и получать полную картину работы группы, а также экспортировать полученные данные в таблицу Excel. При желании преподаватели могут воспользоваться не только своими тестами, но использовать готовые из библиотеки.

Quizlet — считается ведущем бесплатным приложением для изучения иностранной лексики языков, а качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку — одно из условий успешного общения на иностранном языке. На данных сайтах представлен большой объем актуальных учебных материалов, которые всегда находятся под рукой, как у учителя, так и у ученика, нужно лишь только иметь выход в Интернет.

Важнейшими помощниками обучающихся и педагогов при изучении иностранных языков являются презентации (MS Power Point, Prezi, Google Slides, Flowboard), позволяющие наглядно и доступно скомпоновать и представить материал по той или иной теме.

Сегодня зарубежными и российскими издательскими компаниями активно разрабатываются электронные учебники, достоинством которых, являются их мобильность, доступность и быстрота работы в них в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий по всему миру, а так же возможность выбрать не только соответствующий языковой уровень, но и уровень владения информацией по определенному научному аспекту интереса обучаемого.Одним из преимуществ внедрения электронных учебников является обновление их содержания. Посредством электронных учебников становится возможным осуществлять контроль знаний в виде компьютерного тестирования.

Одним из важных аспектов изучения иностранного языка является умение применять в своей практике электронные словари онлайн, которые также направлены на демонстрацию и закрепление языковых умений с целью поиска необходимой информации, а также отработку фонетического навыка обучаемого, так как словари имеют звуковое сопровождение для отработки произношения.

На дистанционных занятиях можно успешно применять виртуальные доски, например, Miro, Scribblar, Jamboard и другие. Их использование может решать самые разнообразные задачи: совместно выполнять упражнения и видеть действия друг друга, показывать стрелкой то место, на которое стоит обратить внимание, делать пометки, клеить стикеры, рисовать. На многие доски можно прикреплять ссылки, видео, картинки, таймер, их можно сохранить в виде картинок и использовать повторно, что не работает с обычной школьной доской. Таким образом, виртуальная доска по своей сути похожа на привычную нам реальную доску, но дополнительно открывает еще ряд возможностей, у каждой платформы они свои.

Следует отметить и такой инструмент, как LearningApps — полностью бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний по грамматическим и лексическим темам программы.

Для организации обратной связи можно применять Mentimeter — простой и доступный в освоении инструмент голосования, обеспечивающий мгновенную обратную связь от аудитории. Его удобно использовать для опроса студентов в режиме реального времени, поскольку он доступен на мобильных устройствах. Онлайн-опрос может включать серию вопросов с разными типами ответов: множественный выбор (один или несколько из нескольких); открытый ответ; оценка по шкале; ранжирование ответов в пределах 100 %; ввод ответа в виде точки на плоской координатной плоскости.

В настоящее время существует большое количество различных учебных платформ для дистанционного обучения, например, Moodle, которая ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях — обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» — активность студентов, время их учебной работы в сети. В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку позволяет существенно улучшить результаты учебного процесса, вскрывая резервы учебного процесса и личности обучающегося, расширяя дидактические возможности урока и значительно облегчая труд преподавателя.

Литература:

  1. Алексеева Н. А., Фисунов П. А. Организация процесса формирования познавательной активности студентов с использованием современных информационных и мобильных технологий // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сб. науч. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019. С. 85–89.
  2. Бароненко Е. А., Скоробренко И. А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II Междунар. науч. конф. Красноярск, 25–28 сентября 2018 г.: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М. В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. С. 41–45.
  3. Захарова М. В. Рациональное и эмоциональное в цифровизации преподавания английского языка в университетах // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 3, https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN320.pdf
  4. Померанцева Н. Г., Сырина Т. А. Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. — № 12 (66). Ч.3. — C. 207–209. Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/2016/12–3/57.html.
  5. Скоробренко И. А., Бароненко Е. А. Роль информационно-коммуникационных технологий в процессе языковой подготовки будущих учителей // Информатизация образования и методика электронного обучения: мат-лы III Междунар. науч. конф. Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт космических и информационных технологий, 2019. С. 310–315.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, преподаватель, реальное время, учебный процесс.


Похожие статьи

Современные методы преподавания английского языка

В данной статье рассматриваются наиболее эффективные методы обучения иностранному языку и их использование в образовательном процессе.

Использование новых информационных коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства

В статье рассматривается о методах использования современных технологий, а также разбудит любовь у учеников к изобразительному искусству.

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий

В статье авторы пытаются определить основные техники и приёмы визуализации для организации учебного материала на уроках иностранного языка посредством использования Интернет-приложений.

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Роль современных информационных технологий в обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются преимущества использования современных информационных технологий в преподавании иностранных языков.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Игровая форма в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс посредством ...

Похожие статьи

Современные методы преподавания английского языка

В данной статье рассматриваются наиболее эффективные методы обучения иностранному языку и их использование в образовательном процессе.

Использование новых информационных коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства

В статье рассматривается о методах использования современных технологий, а также разбудит любовь у учеников к изобразительному искусству.

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий

В статье авторы пытаются определить основные техники и приёмы визуализации для организации учебного материала на уроках иностранного языка посредством использования Интернет-приложений.

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Роль современных информационных технологий в обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются преимущества использования современных информационных технологий в преподавании иностранных языков.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Игровая форма в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс посредством ...

Задать вопрос