В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема физического и психического состояния подрастающего поколения. Увеличение количества детей с туберкулезной интоксикацией в нашем городе и степени тяжести различных отклонений в развитии, обусловило необходимость разработки целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Нами была сформулирована цель — развитие индивидуальности, общих и специальных способностей детей с туберкулёзной интоксикацией, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение школьной готовности, формирование ценностей гигиенической и физической культуры, как средства противостояния туберкулезу.
Реализация указанной цели может быть достигнута при решении следующих задач:
оздоровительные:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- повышение защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы;
воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания нравственных качеств;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Наше учреждение носит статус детского сада комбинированного вида с группами оздоровительной направленности для детей с туберкулёзной интоксикацией. К нам поступают дети из разных дошкольных учреждений, и после проведенного курса лечения возвращаются в прежние образовательные учреждения. В ДОУ созданы благоприятные условия, позволяющие детям восстановить и укрепить свое здоровье, реализовать образовательные возможности, удовлетворить интересы и развить способности,
В структуре деятельности детского сада для детей с туберкулёзной интоксикацией заложены следующие направления: диагностическое, коррекционно-педагогическое, лечебно-оздоровительное.
Диагностическое направление включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение ребенка.
Содержание и организация коррекционно-педагогической работы направлена на коррекцию здоровья и сопутствующих отклонений детей.
Лечебно-оздоровительная работа осуществляется через проведение химио-профилактического лечения, физкультурно-оздоровительных мероприятий, наблюдения за динамикой физического развития и оздоровления детей.
Разработанная нами система оздоровительных и коррекционных мероприятий, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, включает в себя:
- индивидуальный оптимальный режим;
- предметно-развивающую среду и дизайн, обеспечивающие безопасность, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка;
- материально-техническую и оздоровительные базы;
- оснащенные физкультурные залы и бассейн.
Оздоровительная работа — это комплекс мероприятий по неспецифической профилактике (закаливание, в сочетании с гимнастикой), медикаментозные курсы и лечебные мероприятия с использованием современных оздоровительных технологий:
- точечный массаж биологически активных точек в течение дня;
- дыхательная гимнастика в утреннее время и коррекционная после сна;
- музыкотерапия на музыкальных занятиях,
- цветотерапия в групповых помещениях; на занятиях по ИЗО;
- лечебные игры в самостоятельной деятельности детей, на празднике;
- топтание в тазу с прохладной водой;
- обширное умывание лица, шеи и полоскание горла прохладной водой;
- дорожки здоровья (ребристая, солевая) и массажные коврики;
- подвижные игры, физкультминутки, паузы;
- пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз;
Наш детский сад посещают дети, инфицированные туберкулезом, переболевшие им, а также дети, находящиеся в контакте с больными. В связи с этим вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем саду нацелена на укрепление психической, мышечной и дыхательной систем ребенка. Для этого в своей работе мы используем традиционные и нетрадиционные методики: дыхание по методу А. Н. Стрельниковой, методику «Гимнастика маленьких волшебников», психогимнастику «Гимнастика для мозга», массаж, игровые упражнения на тренажерах, упражнения с элементами йоги, а также обучение игры в бадминтон.
В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения физического развития детей. Музыкальный и физкультурный залы оснащены разнообразным оборудованием: гимнастическими стенками, кольцами, канатами, тренажерами, массажерами, коррекционной дорожкой «Здоровье» для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стопы, атрибутами для организации двигательной активности. Педагогами изготовлено нестандартное физкультурное оборудование. В группах организованы физкультурные уголки, оснащенные в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Подобран разнообразный выносной материал для обеспечения полноценной двигательной активности на прогулке.
Для укрепления дыхательной системы мы внедряем методики, позволяющие приучать детей к правильному носовому дыханию (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная гимнастика», М. Л. Лазарева «Звуковое дыхание», «Закаливающее носовое дыхание»). Дыхательную гимнастику с детьми используем в организации непосредственно-образовательной деятельности, во время проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна, физминуток, в подвижных играх на прогулках. Важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распространением нагрузки на все части тела. Поскольку для ребенка дошкольного возраста характерно наглядно — образное мышление, при использовании атрибутики: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек и др. дети получают массу положительных впечатлений, с удовольствием погружаются в мир здорового дыхания. Это благотворно влияет на эмоциональный настрой и помогает в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Таким образом, использование дыхательной гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. А это прекрасно дополняет любое лечение, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма.
Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики, корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние на весь организм.
Для гармоничного развития личности, формирования потребности в здоровом образе жизни с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем подвижные игры с элементами бадминтона. Упражнения с воланом и ракеткой способствуют развитию таких ценных качеств, как ловкость, выносливость, точность и координация движений, укрепляются мышцы рук, также совершенствуется функция равновесия, улучшается осанка. Для укрепления мышечной системы в физкультурные занятия, в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем элементы йоги, способствующие улучшению координации движений и подготовке организма к более сложным занятиям. Освоение упражнений происходит в форме игры с обязательным музыкальным сопровождением.
В работе с детьми мы применяем интерпретационный и адаптированный вариант работы доктора Пола И. Деннисона и Гейл Деннисона «Гимнастика мозга». Несколько минут (5–7минут) занятий дают высокую умственную энергию. Такие упражнения как «Перекрестные шаги и прыжки», «Ленивые восьмерки» — помогают использовать оба полушария и делать их работу лучше. Упражнения «Кнопки мозга», «Кнопки Земли», «Энергетическая зевота» — повышают энергию тела.
Нетрадиционная методика оздоровления детей дошкольного возраста Т. В. Нестерюк «Гимнастика маленьких волшебников» («Потягивание», «Массаж живота» и др.) комплексно воздействует на развитие ребенка, позволяет подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, учит освобождаться от стрессов, прививать необходимые умения проведения точечного массажа.
В процессе проведения психогимнастики дети «плачут» и смеются, свободно выражают свои эмоции, они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для детей это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети обретают внутреннюю свободу, открытость и восприятие бытия.
Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем детском саду.
Благодаря таким мероприятиям повышается положительный настрой на занятия физической культурой, работоспособность, воспитывается характер.
Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению дошкольников высветила положительную динамику снижения заболеваемости: с 9,3 % — в 2013г. до 7,1 % — в 2014г.
Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам. Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.
Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах общеразвивающей направленности с целью организации работы по профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей.
Литература:
1. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
2. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду» М. 2009г.
3. Карепова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград, 2009г.
4. Пышненко, М. А. Реабилитация тубинфицированных детей в санаторных группах дошкольного учреждения / М. А. Пышненко, Э. И. Габышева, О. Н. Фомченко // Педагогический калейдоскоп: приложение к журналу «Народное образование Якутии». — 2006. Выпуск 3. — С. 51 -54.