Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Миненко, Н. С. Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ / Н. С. Миненко, В. В. Кламер, Н. П. Белинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 832-834. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16699/ (дата обращения: 16.12.2024).

В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема физического и психического состояния подрастающего поколения. Увеличение количества детей с туберкулезной интоксикацией в нашем городе и степени тяжести различных отклонений в развитии, обусловило необходимость разработки целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Нами была сформулирована цель — развитие индивидуальности, общих и специальных способностей детей с туберкулёзной интоксикацией, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение школьной готовности, формирование ценностей гигиенической и физической культуры, как средства противостояния туберкулезу.

Реализация указанной цели может быть достигнута при решении следующих задач:

оздоровительные:

-          охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-          повышение защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

-          формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

образовательные задачи:

-          формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

-          создание условий для реализации потребности детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной активности;

-          выявление интересов, склонностей и способностей детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы;

воспитательные задачи:

-          воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

-          расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания нравственных качеств;

-          воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Наше учреждение носит статус детского сада комбинированного вида с группами оздоровительной направленности для детей с туберкулёзной интоксикацией. К нам поступают дети из разных дошкольных учреждений, и после проведенного курса лечения возвращаются в прежние образовательные учреждения. В ДОУ созданы благоприятные условия, позволяющие детям восстановить и укрепить свое здоровье, реализовать образовательные возможности, удовлетворить интересы и развить способности,

В структуре деятельности детского сада для детей с туберкулёзной интоксикацией заложены следующие направления: диагностическое, коррекционно-педагогическое, лечебно-оздоровительное.

Диагностическое направление включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение ребенка.

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы направлена на коррекцию здоровья и сопутствующих отклонений детей.

Лечебно-оздоровительная работа осуществляется через проведение химио-профилактического лечения, физкультурно-оздоровительных мероприятий, наблюдения за динамикой физического развития и оздоровления детей.

Разработанная нами система оздоровительных и коррекционных мероприятий, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, включает в себя:

-          индивидуальный оптимальный режим;

-          предметно-развивающую среду и дизайн, обеспечивающие безопасность, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка;

-          материально-техническую и оздоровительные базы;

-          оснащенные физкультурные залы и бассейн.

Оздоровительная работа — это комплекс мероприятий по неспецифической профилактике (закаливание, в сочетании с гимнастикой), медикаментозные курсы и лечебные мероприятия с использованием современных оздоровительных технологий:

-          точечный массаж биологически активных точек в течение дня;

-          дыхательная гимнастика в утреннее время и коррекционная после сна;

-          музыкотерапия на музыкальных занятиях,

-          цветотерапия в групповых помещениях; на занятиях по ИЗО;

-          лечебные игры в самостоятельной деятельности детей, на празднике;

-          топтание в тазу с прохладной водой;

-          обширное умывание лица, шеи и полоскание горла прохладной водой;

-          дорожки здоровья (ребристая, солевая) и массажные коврики;

-          подвижные игры, физкультминутки, паузы;

-          пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз;

Наш детский сад посещают дети, инфицированные туберкулезом, переболевшие им, а также дети, находящиеся в контакте с больными. В связи с этим вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем саду нацелена на укрепление психической, мышечной и дыхательной систем ребенка. Для этого в своей работе мы используем традиционные и нетрадиционные методики: дыхание по методу А. Н. Стрельниковой, методику «Гимнастика маленьких волшебников», психогимнастику «Гимнастика для мозга», массаж, игровые упражнения на тренажерах, упражнения с элементами йоги, а также обучение игры в бадминтон.

В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения физического развития детей. Музыкальный и физкультурный залы оснащены разнообразным оборудованием: гимнастическими стенками, кольцами, канатами, тренажерами, массажерами, коррекционной дорожкой «Здоровье» для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стопы, атрибутами для организации двигательной активности. Педагогами изготовлено нестандартное физкультурное оборудование. В группах организованы физкультурные уголки, оснащенные в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Подобран разнообразный выносной материал для обеспечения полноценной двигательной активности на прогулке.

Для укрепления дыхательной системы мы внедряем методики, позволяющие приучать детей к правильному носовому дыханию (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная гимнастика», М. Л. Лазарева «Звуковое дыхание», «Закаливающее носовое дыхание»). Дыхательную гимнастику с детьми используем в организации непосредственно-образовательной деятельности, во время проведения утренней гимнастики, гимнастики после сна, физминуток, в подвижных играх на прогулках. Важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распространением нагрузки на все части тела. Поскольку для ребенка дошкольного возраста характерно наглядно — образное мышление, при использовании атрибутики: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек и др. дети получают массу положительных впечатлений, с удовольствием погружаются в мир здорового дыхания. Это благотворно влияет на эмоциональный настрой и помогает в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Таким образом, использование дыхательной гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. А это прекрасно дополняет любое лечение, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма.

Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики, корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние на весь организм.

Для гармоничного развития личности, формирования потребности в здоровом образе жизни с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем подвижные игры с элементами бадминтона. Упражнения с воланом и ракеткой способствуют развитию таких ценных качеств, как ловкость, выносливость, точность и координация движений, укрепляются мышцы рук, также совершенствуется функция равновесия, улучшается осанка. Для укрепления мышечной системы в физкультурные занятия, в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем элементы йоги, способствующие улучшению координации движений и подготовке организма к более сложным занятиям. Освоение упражнений происходит в форме игры с обязательным музыкальным сопровождением.

В работе с детьми мы применяем интерпретационный и адаптированный вариант работы доктора Пола И. Деннисона и Гейл Деннисона «Гимнастика мозга». Несколько минут (5–7минут) занятий дают высокую умственную энергию. Такие упражнения как «Перекрестные шаги и прыжки», «Ленивые восьмерки» — помогают использовать оба полушария и делать их работу лучше. Упражнения «Кнопки мозга», «Кнопки Земли», «Энергетическая зевота» — повышают энергию тела.

Нетрадиционная методика оздоровления детей дошкольного возраста Т. В. Нестерюк «Гимнастика маленьких волшебников» («Потягивание», «Массаж живота» и др.) комплексно воздействует на развитие ребенка, позволяет подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, учит освобождаться от стрессов, прививать необходимые умения проведения точечного массажа.

В процессе проведения психогимнастики дети «плачут» и смеются, свободно выражают свои эмоции, они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для детей это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети обретают внутреннюю свободу, открытость и восприятие бытия.

Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем детском саду.

Благодаря таким мероприятиям повышается положительный настрой на занятия физической культурой, работоспособность, воспитывается характер.

Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению дошкольников высветила положительную динамику снижения заболеваемости: с 9,3 % — в 2013г. до 7,1 % — в 2014г.

Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам. Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.

Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах общеразвивающей направленности с целью организации работы по профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей.

 

Литература:

 

1.         Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.

2.         Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду» М. 2009г.

3.         Карепова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград, 2009г.

4.         Пышненко, М. А. Реабилитация тубинфицированных детей в санаторных группах дошкольного учреждения / М. А. Пышненко, Э. И. Габышева, О. Н. Фомченко // Педагогический калейдоскоп: приложение к журналу «Народное образование Якутии». — 2006. Выпуск 3. — С. 51 -54.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, туберкулезная интоксикация, детский сад, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, дыхательная система, упражнение, двигательная активность, оздоровительная работа, прохладная вода.


Похожие статьи

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Сопровождение дошкольников с нарушениями речи в условиях ФГОС ДО

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Выявление туберкулеза легких в общесоматических лечебных учреждениях

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста на уроках путем применения дидактических игр

Похожие статьи

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Сопровождение дошкольников с нарушениями речи в условиях ФГОС ДО

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Выявление туберкулеза легких в общесоматических лечебных учреждениях

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста на уроках путем применения дидактических игр

Задать вопрос