Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 889 раз

Библиографическое описание:

Хабарова, О. Г. Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения / О. Г. Хабарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/172/ (дата обращения: 16.12.2024).

В семье, образно говоря закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.

В. А. Сухомлинский

 

В настоящее время в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционно-педагогического воздействия в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста.

Всё большую значимость приобретает положение Л. С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребёнка. [1] Семья, как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности.

Изучая проблему организации работы с семьей, воспитывающего ребёнка с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей является одной из основной сторон деятельности педагогов.

Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического и речевого развития ребёнка, либо неприятие решения специалистов в этом направлении, нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Особая позиция родителей детей с отклонениями в речевом развитии приводит к тому, что значительная часть родителей проявляет потребительское отношение к образованию, снижая тем самым эффективность обучения, адаптивность семьи к жизни. Адаптивность предполагает принятие жизни во всех её проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени, и изменять условия своей жизни, а, следовательно, и социализацию.

Некомпетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка с речевой патологией, говорит о необходимости поиска продуктивных форм педагогической работы с семьями, для решения проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально.

О. В. Бачина и Л. Н. Самородова отмечают, что в современных условиях модернизации дошкольного образования, создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будет осуществляться независимо друг от друга [2, С. 5–10].

В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2002 г. отмечается, что «одним из приоритетных направлений… является организация обучения родителей методикам и технологиям коррекционно-реабилитационной работы с детьми» [3].

Именно поэтому, в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Всеобуч родителей, как форма взаимодействия с родительской общественностью, позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия. Всеобуч должен быть направлен на повышение педагогической культуры (т. е. сообщение им знаний и формирование у них педагогических умений и навыков) родителей детей речевой патологией. Необходимо помочь родителям детей с тяжелыми нарушениями речи увидеть актуальную проблему ребёнка, или, наоборот убедить в успешности освоения им определённых знаний и умений.

На родителей в коррекционно-педагогическом процессе возложено выполнение следующих функций: консультация и лечение ребенка у специалистов медицинского профиля, помощь в закреплении речевых умений и навыков, усвоенных на занятиях, содействие развитию неречевых процессов.

Организация всеобуча родителей предполагает опору на следующие принципы:

1.         Научность. Предполагает учёт особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок.

2.         Междисциплинарность. Совместная деятельность родителей и специалистов различных областей (педагогики, медицины, коррекционной педагогики, психологии и др.)

3.         Обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Работа со специалистами может вызвать у родителей у родителей различные страхи (страхи неопределённости, некомпетентности…), боязнь негативного влияния любых событий на свою жизнь. Это сочетается со склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами. Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на эмоциональное благополучие как родителей, так и их детей, на отношения с окружающих и усиливает социально — психологические и личностные конфликты. Поэтому, изначально взаимодействие сторон должно быть организовано через знакомые и понятные формы.

4.         Открытость и конгруэнтность (искренность) специалиста. Специалист, работающий с семьей, открыт и умеет исключить из общения негативные чувства раздражения, неприятия.

5.         Приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга.

6.         Мотивирование родителей к взаимодействию в работе со специалистами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрения актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении.

Исходя из обозначенных принципов, возможна организация всеобуча родителей детей с ТНР с использованием методов:

1.         Информационных методов (информационные тексты, устные информационные сообщения, лекции, собрания) [4]

2.         Практических методов (практикумы, тренинг, круглые столы, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, дискуссии, семейные клубы, тематические недели семьи) [5]

3.         Психотерапевтических методов (сказкотерапии, визуализации, релаксации, элементов арт-терапии и т. п.) [5]

Указанные методы реализуются посредством создания новой обучающей среды («детский сад — дом») и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Методы работы с семьями необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по степени их готовности к сотрудничеству и пониманию проблем своего ребёнка.

Работа по организации родительского всеобуча начинается с изучения микросоциальных условий воспитания и обучения ребёнка в семье. На основании анкетирования по таким параметрам, как адекватность оценки родителями состояния своего ребёнка, степени инициативы в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, продуктивности использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций определяется уровень родительской мотивации, составляется перспективный план работы, определяются задачи работы по организации родительского всеобуча. План заверяется заведующим дошкольного образовательного учреждения и доводится до сведения каждого родителя. Всеобуч родителей проводится два раза в месяц.

Всеобуч родителей детей с речевой патологией ведётся в системе по следующим направлениям:

1.                  информационное просвещение (знакомство с результатами психолого-педагогического, обследования; знакомство с возрастными особенностями нервно — психического развития, этапами становления детской речи; с методами коррекционно-развивающего воздействия)

2.                  Обучающее просвещение (привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; обучение родителей приёмам коррекционно-развивающей работы с ребёнком)

Непрерывное обучение родителей осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

1.         Групповые занятия, с просмотром учебной деятельности детей, способствуют формированию у родителей адекватной оценки психического и речевого развития своих детей. Родители записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы по преодолению трудностей в речевом развитии ребёнка.

2.         Тематические коллективные консультации важно построить так, чтобы они привлекали родителей к реализации коррекционно-педагогических целей через изменение родительской позиции и отношения к ребёнку, обучали родителей элементарным коррекционным приёмам с целью повышения их компетентности при оказании помощи детям. Консультации должны быть чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Темы для консультаций выбираются с учётом уровня мотивации родителей.

3.         Семинары-практикумы помогают овладеть родителям практическими навыками и умениями по устранению проблем в речевом развитии ребёнка с речевыми нарушениями. Тематика семинаров — практикумов связана с тематикой предварительно проведенных консультаций.

4.         Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой специально подготовленного диспута.

Индивидуальная форма работы позволяет установить более тесный контакт с родителями и является самой продуктивной формой обучения семей с низким уровнем мотивации.

На индивидуальных практикумах родители обучаются совместным формам деятельности с детьми (это различные виды продуктивной деятельности, занятия по развитию связной речи, занятия по формированию звукопроизношения).

Индивидуальные тематические консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагогов. Родители получают реальное представление об успехах ребенка, педагоги — необходимые им сведения для более глубокого понимания проблем каждой семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в речевом развитии.

В работе по организации родительского всеобуча необходимо использовать вспомогательные наглядные средства — информационные стенды, тематические выставки, оформленные по запросу родителей:

-          тематическая выставка по теме «Домашняя игротека» познакомит родителей с играми, игровыми упражнениями на закрепление различных речевых навыков;

-          информационный стенд по теме «Новинки» сориентирует родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы, появившихся в книжных магазинах;

-          на информационном стенде «Какие мы молодцы» помещаются индивидуальные работы детей, с практическими индивидуальными рекомендациями семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку.

Нетрадиционной формой работы по всеобучу родителей является наличие в дошкольном образовательном учреждении видеотеки, с набором дисков с разнообразной тематикой по речевому развитию детей с речевой патологией.

Организованная библиотека игр и упражнений знакомит родителей с различными играми по развитию связной речи, речевого и физиологического дыхания, закреплению поставленных звуков, формирует знания родителей по приемам совершенствования речевых возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи.

Таким образом, родительский всеобуч — это:

-          во-первых, один из видов целостной и комплексной социальной поддержки и психологической помощи семье;

-          во-вторых, это создание положительного эмоционального настроя педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей с тяжелыми нарушениями речи в педагогическом процессе;

-          в-третьих, создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;

-          в-четвёртых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье.

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребёнка. Сетевые ресурсы vyqotsky/narod/ru> vyqotsky_collektiv.htm. — с.1

2.                  Бачина О. В., Самородова Л.Н Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М: ТЦ «Сфера»,2009. — с.5–10

3.                  Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях, Письмо министерства образования РФ от 22 июля 2002г. № 30–51–547/16

4.                  Фьюэлл Р., Вэдези П. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей (Пер. с анг. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой, Е. В. Сабанеевой). –СПБ.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005.

5.                  Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс», сообщество «Надежда ДВ».http://www.openclass.ru/communities/5086

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, тяжелое нарушение речи, семья, дошкольное образовательное учреждение, речевая патология, родительский всеобуч, всеобуч родителей, ребенок, речевое развитие, информационный стенд.

Похожие статьи

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Похожие статьи

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Задать вопрос