Проблемы правового воспитания современного студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 19.03.2015

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Тхакохов А. А. Проблемы правового воспитания современного студента // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 618-620. — URL https://moluch.ru/archive/87/16571/ (дата обращения: 15.12.2018).

Формирование социально-активных студентов — граждан России, осуществляемое в системе гражданско-правового образования в вузе, является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, благодаря чему обеспечивается тесная взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

Гражданское воспитание. Под гражданским воспитанием сегодня понимается стихийное и произвольное (продуманное) воздействие семьи, государственных, образовательных и других структур гражданского общества на личность в интересах формирования у нее гражданственности как системы личностно и профессионально важных ценностей и отношений гражданина, проявляющихся в его жизнедеятельности. [1] Гражданское воспитание студентов преследует вполне определенную цель — добиться, чтобы высококвалифицированные специалисты были хорошими гражданами своей страны — России. Результатом гражданского воспитания студентов должна стать их готовность к осуществлению прав и реализации обязанностей гражданина. Эта готовность должна включать в себя ряд компонентов, на формирование которых должна быть нацелена воспитательная работа в вузе на протяжении всего периода обучения студентов.

Интеллектуальный компонент предусматривает приобретение студентами необходимых для гражданской жизни политических, экономических, юридических, психологических и других знаний, а также развитие ума, интеллекта молодых людей. Первостепенное место в формировании данного компонента принадлежит всему комплексу социально-гуманитарных дисциплин — Отечественной истории, философии, социологии, политологии, культурологии, правоведению, психологии и т. д. Трудно переоценить значение разного рода конкурсов, олимпиад, викторин, круглых столов, диспутов и других форм, через которые студенты смогут приобрести необходимую совокупность знаний. Без постоянного самообразования, без постепенной выработки навыков критического анализа современной жизни общества не приходится говорить о высоком качестве данного компонента в гражданском облике будущего специалиста. К сожалению, в учебных планах современных вузов по большинству специальностей отсутствует такая важная дисциплина как логика. [2]

Операциональный компонент в структуре личности активного и сознательного гражданина России должен включать различные технологические умения и навыки, актуальные в гражданской жизни. Речь идет о навыках участия в выборах, в референдумах, в митингах, демонстрациях, собраниях общественных организаций, в освоении умений организации различных общественных акций, проведении собраний и т. д. К сожалению, низкое качество культуры повседневного гражданского поведения постоянно демонстрируется отечественным телевидением, когда заседания государственных органов, общественные обсуждения, дискуссии, митинги, демонстрации и т. п. превращаются в конфликт агрессивных оппонентов, вплоть до применения физического насилия. [3] Представляется важным, чтобы в студенческие годы молодые люди приобретали необходимые умения и навыки в сфере общественной жизни, осваивали процедуры гражданского общества.

Эмоциональный компонент в гражданственности молодого россиянина связан с наличием выраженных гражданских чувств, пристрастности к судьбе Родины, государства, его символике, гражданскому обществу.

Волевой компонент в гражданском облике студентов может быть сформирован и проверен только через участие в конкретных делах, так как связан с готовностью и способностью к саморегуляции поведения, к самомобилизации в интересах государства и общества. К счастью, в жизни высших учебных заведений происходит не так много чрезвычайных ситуаций, которые обычно требуют от студентов соответствующего поведения. В то же время абсолютная дисциплина в ходе учебных занятий и за пределами учебных аудиторий, умение повлиять на дисциплинированность своих товарищей, сознательное участие в органах студенческого самоуправления, в поддержании порядка в общежитиях, во время массовых мероприятий и многое другое создают достаточное поле для тренинга волевых качеств молодых граждан. [4]

Ценностно-мотивационный компонент определяет осознанность гражданских устремлений и действий как ценности для конкретных молодых людей и обычно свидетельствует о наличии у них сформированной системы гражданских отношений. Пока студенты составляют почти незаметный процент среди членов политических партий, общественных объединений, редко выступают в качестве волонтеров, участвуют в шефской работе на общественных началах.

Патриотическое воспитание. Воспитательную работу в этом направлении необходимо вести с учетом того, что за последние годы содержание понятия «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его понимании новыми поколениями. У значительной части молодежи, выросшей в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике.

Особо важно в этих условиях помочь студентам познавать сущность Родины (малой и большой), скрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, в исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, в пространственно-географических представлениях. В университете должны поддерживаться и создаваться условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества, в частности на примере собственного университета.

Патриотическое воспитание сегодня — это систематическая и целенаправленная деятельность университета по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Правовое воспитание. Формирование правосознания студента — сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирующегося российского общества. Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры. [4]

Чтобы эффективно управлять процессом правосознания студенческой молодежи, необходимо создать в университете систему гражданско-правового воспитания студентов в течение всего периода их обучения. В области правового воспитания наиболее важными задачами являются:

-          правовое информирование молодых людей;

-          формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и свои поступки;

-          развитие стереотипов правомерного поведения;

-          освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе;

-          формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям.

В то же время наряду с решением задачи формирования законопослушного молодого человека следует учить студентов пользоваться своими правами, уметь их защищать.

Конституция Российской Федерации предоставляет всем гражданам России несколько десятков различных прав и свобод (около 60). Все внутренние решения администрации университета ни при каких обстоятельствах не могут противоречить Конституции РФ и действующему законодательству и на этот предмет в стадии проекта проходят экспертизу у юрисконсульта университета.

Разумеется, нельзя подвергнуть мелочной регламентации все элементы повседневной жизни высшего учебного заведения, но следует стремиться к тому, чтобы «правила игры» по большинству моментов, существенно важных для студентов, были четко определены.

 

Литература:

 

1.                  Проблемы профилактики преступности в молодежной среде //Научный журнал Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 137–140.

2.                  Фортунатов В. В. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования. — СПб.: БИС-проект, 2012. — 231с.

3.                  Бидова Б. Б. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX — начала ХХ вв //Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 2 (39). С. 45–48.

4.                  Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних //Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882–884.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, правовое воспитание, гражданское общество, готовность, гражданин России, гражданское воспитание студентов, воспитательная работа.


Похожие статьи

Проблемы правового воспитания современного студента

гражданское общество, правовое воспитание, студент, воспитательная работа, готовность, гражданин России, гражданское воспитание студентов.

Гражданское воспитание студентов Кинель-Черкасского...

Статья посвящена гражданскому воспитанию студентов в условиях медицинского колледжа, являющемуся одним из условий их социализации. Ключевые слова:гражданское воспитание, профессиональная подготовка, студенты медицинского колледжа, патриотизм.

Формирование активной жизненной позиции у студентов...

Проблема гражданского воспитания и воспитание гражданина с активной жизненной позицией, на новом

комплекс воспитательных задач, связанных с формированием у студентов гражданского мировоззрения и патриотических чувств; активной гражданской...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу.

Воспитание гражданина | Статья в журнале «Образование...»

Воспитание гражданина. Автор: Гилязова Наиля Рашитовна.

Вся система работы школьного музея направлена на воспитание в ребятах чувства любви и уважения к родному краю

Музей — это тот механизм, который способствует выработке четкой гражданской позиции учащихся.

Модели гражданского образования, направленные на...

Гражданское образование в узком смысле отождествляется с политико-правовым курсом.

- социализация школьников; - воспитание внутренней свободы человека

Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Формирование личности гражданина и патриота России...

Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.

Гражданское воспитание подрастающего поколения

Основная задача гражданского воспитания — это формирование чувства принадлежности к обществу, в котором человек живет.

Организуя гражданское воспитание и просвещение, учреждения дополнительного образования решают задачи, носящие воспитательный...

Значение, методы и формы гражданско-патриотического...

Все эти формы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга в реализации задач гражданско-патриотического воспитания студентов через систему аудиторных и внеаудиторных воспитательных мероприятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы правового воспитания современного студента

гражданское общество, правовое воспитание, студент, воспитательная работа, готовность, гражданин России, гражданское воспитание студентов.

Гражданское воспитание студентов Кинель-Черкасского...

Статья посвящена гражданскому воспитанию студентов в условиях медицинского колледжа, являющемуся одним из условий их социализации. Ключевые слова:гражданское воспитание, профессиональная подготовка, студенты медицинского колледжа, патриотизм.

Формирование активной жизненной позиции у студентов...

Проблема гражданского воспитания и воспитание гражданина с активной жизненной позицией, на новом

комплекс воспитательных задач, связанных с формированием у студентов гражданского мировоззрения и патриотических чувств; активной гражданской...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу.

Воспитание гражданина | Статья в журнале «Образование...»

Воспитание гражданина. Автор: Гилязова Наиля Рашитовна.

Вся система работы школьного музея направлена на воспитание в ребятах чувства любви и уважения к родному краю

Музей — это тот механизм, который способствует выработке четкой гражданской позиции учащихся.

Модели гражданского образования, направленные на...

Гражданское образование в узком смысле отождествляется с политико-правовым курсом.

- социализация школьников; - воспитание внутренней свободы человека

Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Формирование личности гражданина и патриота России...

Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.

Гражданское воспитание подрастающего поколения

Основная задача гражданского воспитания — это формирование чувства принадлежности к обществу, в котором человек живет.

Организуя гражданское воспитание и просвещение, учреждения дополнительного образования решают задачи, носящие воспитательный...

Значение, методы и формы гражданско-патриотического...

Все эти формы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга в реализации задач гражданско-патриотического воспитания студентов через систему аудиторных и внеаудиторных воспитательных мероприятий.

Задать вопрос