Библиографическое описание:

Станкевич А. В., Курмаев В. Ж., Горбачева С. М., Фаустов И. Б. Гражданское воспитание подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 339-342. — URL https://moluch.ru/archive/152/43060/ (дата обращения: 23.04.2018).



Исследование вопроса о гражданском воспитании в учреждениях дополнительного образования показало, что воспитание гражданственности и патриотизма не является для них приоритетным направлением.

Гражданское воспитание — это такое воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным участником политической жизни государства, способного к решительным действиям для своей страны. Основная задача гражданского воспитания — это формирование чувства принадлежности к обществу, в котором человек живет. Основное направление гражданского воспитания — это достижение учащимися следующих целей:

1) законопослушность на уровне устойчивой привычки;

2) знание и понимание законов общества;

3) осознание совокупности своих прав и обязанностей;

4) умение отстаивать свои интересы через систему правоохранительных органов;

5) навыки легитимного действия и противодействия.

Отсюда следует, что воспитание в обучающихся гражданской культуры должно быть:

1) специально организованным процессом, который включает в себя:

2) формирование у обучающихся ценностных ориентаций;

3) обучение здоровому образу жизни, взаимодействию с окружающими людьми;

4) обеспечение условий для личностного и социального развития;

5) организация деятельности детей, способствующей их активному участию в жизни общества.

Цели и задачи формирования гражданственности у подрастающего поколения включают в себя реализацию ценностных ориентаций, обучение базовым знаниям и умениям в сфере гражданского образования.

Организуя гражданское воспитание и просвещение, учреждения дополнительного образования решают задачи, носящие воспитательный, образовательный и развивающий характер.

Нельзя не отметить, что цель гражданского воспитания в системе дополнительного образования может быть достигнута только в результате решения основных задач в их единстве:

1) развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшения гражданского правосознания, мировоззрения, основанного на понимании диалектики взаимосвязи общества, человека и государства, убеждений в принципиальной необходимости оздоровления и стабилизации правовых основ государства;

2) формирование системы знаний о гражданских проблемах современности и путях их разрешения;

3) формирование мотивов, потребностей и привычек гражданского поведения и деятельности, здорового образа жизни, стремления к активной гражданской деятельности;

4) способность анализировать и проектировать гражданские ситуации;

5) обучение взаимопониманию между людьми, гражданской самодостаточности, правовой ответственности за результаты собственной деятельности;

6) формирование волевых качеств.

Хотелось бы выделить несколько необходимых составных частей формирования гражданственности учащихся учреждений дополнительного образования. Ими являются: учет возрастных критериев учеников, а также их психологические и физиологические особенности:

1) формирование гражданского мышления и ценностных гражданских ориентаций;

2) формирование гражданской культуры при повышении общей культуры человека;

3) становление гражданской жизненной позиции, при помощи организации взаимосвязи между научной, правовой, нравственной и практической деятельностью учащихся;

4) учет региональных условий;

5) мобильность и динамичность воспитательного процесса при тесном сочетании школьного и внешкольного процесса обучения.

Развитие преобразований в различных сферах государственной деятельности не может не предполагать последовательное введение гражданского образования, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Такой подход к становлению и формированию гражданственности у подрастающего поколения должен быть рассчитан на длительную перспективу, и, соответственно, должен применяться с учетом значительных усилий со стороны общества.

Проведя исследование накопленного опыта работы в системе дополнительного образования детей и подростков, проведя анализ объективных и субъективных противоречий, можно сделать вывод, что именно в учреждениях дополнительного образования образовательно-воспитательная деятельность имеет наиболее приемлемые условия для внедрения и функционирования программы патриотического и гражданского воспитания подростков. Учреждения дополнительного образования детей и подростков за счет интеграции базового и вариативного компонентов содержания образования могут обеспечивать условия формирования и коррекции гражданской культуры подрастающего поколения. Этому способствует ценностно-целевая основа воспитательной деятельности в системе дополнительного образования, которая базируется на взаимодействии с семьей и школой, которые, несомненно, являются ведущими социальными институтами, которые ориентированы на воспитание в детях патриотизма, гражданской культуры, нравственности, позволяющей реализовывать личностный вклад в развитие государства и общества.

В результате проведенного исследования, были выявлены эффективные и интересные формы развития культуры подростков в сфере гражданского образования. К таким формам можно отнести: фестивали, семинары, недели гражданской активности, форумы, акции патриотической направленности, конкурсы по гражданскому проектированию, а также нельзя не отметить участие подростков и детей в деятельности общественных организаций и объединений.

Проанализировав работу учреждений дополнительного образования по формированию гражданской позиции у подрастающего поколения, можно сделать вывод, что гражданская ситуация, сложившаяся в современном обществе нуждается в проработанной системе гражданского образования. Для этого необходимо решить несколько сложнейших задач. Для начала необходимо создание единой программы, которая будет отвечать требованиям современной образовательной системы и сможет дать полное представление о том, что представляет взаимосвязь «гражданин-общество» и «общество-государство». Следующим шагом необходимо создание методической системы по повышению квалификации педагогов дополнительного образования в области гражданского воспитания и гражданского обучения.

Обновление образование с целью улучшения гражданской культуры у детей и подростков может внести свой вклад в сохранение нации, обеспечение всестороннего развития российского государства и общества с гражданской, правовой культурой, высоким уровнем жизни. Черты гражданского облика, заложенные в детском или подростковом возрасте, оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека.

Отсюда следует, что гражданские качества личности должны рассматриваться, как качества характеризующие индивида с точки зрения его способности к активному проявлению гражданской позиции, которая проявляется через самоорганизацию и самоопределение в социально значимой деятельности подростка. На сегодняшний день с полной уверенностью можно сказать, что политика государства и педагогическая практика придерживаются единого мнения в данном вопросе. Проблема гражданского образования и гражданского воспитания как слияние нравственной и правовой культуры находит свое отражение и в российском законодательстве. Государство в своей деятельности целенаправленно создает режим всеобщего уважения чести и достоинства гражданина, способствуя их возвышению. Государство ведет работу по утверждению в обществе таких представлений о чести и достоинстве, которые для каждого гражданина являются четким ориентиром его гражданского поведения, стимулирует его всестороннее духовное и физическое развитие, способствуя реализации творческого потенциала, взращивая ответственность за судьбу своей страны.

Формирование гражданского общества предполагает развитие глубокого массового осознания социальных, мировоззренческих и ценностно-целевых перемен в корневых основах общественной жизни. Мотивационно-волевые и интеллектуальные усилия личности, способствующие освоению приоритетных ценностей, которые и составляют факт гражданственности, должны развиваться всеми образовательными учреждениями являясь социально-педагогической направленностью данного процесса. Феномен гражданственности не может не содержать в себе такие приоритетные ориентиры как права человека, равенство перед законом, законопослушность, социальная справедливость, толерантность и патриотизм. Этот сложный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности нуждается в инновационных технологиях, которые способны обеспечить на личностном уровне реализацию задач, представленных в учебно-воспитательных программах, в учебных комплексах для образовательных учреждений.

Гражданское образование должно включать в себя обучение о образование в их неразрывном единстве. Его целью является подготовка порастающего поколения к условиям жизни в гражданском обществе. Данная цель может быть достигнута путем формирования у подростков устойчивых представлений о государстве и праве, обществе и его социуме, основных социальных связях и отношениях государства, а также его основных институтах. Понятие гражданственность, которое выступает перед нами как результат гражданского воспитания, раскрывает в себе интегративное качество личности, которое подразумевает нравственную и правовую культуру подростка. Данное качество выражает чувство собственного достоинства, внутреннюю свободу личности, уважение и доверие к государственной власти и к гражданам государства.

Отсюда следует, что гражданственность, как сложное интегративное единство, может быть конкретизировано в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах процесса гражданского образования и воспитания подрастающего поколения. Раскроем данное понятие в каждом из аспектов:

1) Социально-правовой аспект определяет гражданственность, как высокий уровень развития демократического сознания, безоговорочное принятие демократических ценностей, готовность к активному участию в управлении государством.

2) Морально-этический аспект понимает гражданственность как высокий уровень нравственной культуры общества, при этом оценивает степень приближения общества к таким идеалам, как патриотизм, честь, достоинство, ответственность, долг, совесть, милосердие, гуманность.

3) В социально-психологическом аспекте гражданственность рассматривается, как чувство единства со своей страной и обществом, любовь к Родине, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.

4) Педагогический аспект понимает гражданственность совокупность личностных качеств учащегося, которые определяют его социальную направленность, готовность достигать социально значимых целей, при этом соблюдая правовые и моральные нормы, принятые в данном обществе.

Формирование гражданственности у подрастающего поколения является насущной проблемой педагогической теории и практики, которая сформировалась в результате противоречия между недостаточным уровнем гражданской активности среди детей и подростков и отсутствием разработанности социально-педагогических основ этого явления. Развитию негативных явлений в детской и подростковой среде способствовало снижение роли семьи как института воспитания. Оказать помощь государству в решении этих вопросов призваны учреждения дополнительного образования. При этом дополнительное образование становится не только средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и средством развития личности, ее социализации, индивидуализации.

Литература:

  1. Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. — № 9.
  2. Беляев A. B. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность. Ставрополь: СГУ, 1996.
  3. Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. 1990. — № 7.
  4. Никитин А. Ф. Единство гражданского и нравственного воспитания // Советская педагогика. 1990. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, гражданского воспитания, гражданского образования, гражданской культуры, системе дополнительного образования, учреждениях дополнительного образования, сфере гражданского образования, учреждения дополнительного образования, дополнительного образования детей, учреждений дополнительного образования, гражданского поведения, гражданского воспитания подростков, задача гражданского воспитания, направление гражданского воспитания, системе гражданского образования, формирования гражданственности, введение гражданского образования, цель гражданского воспитания, процесса гражданского образования, Проблема гражданского образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос