Автор: Петрова Лилия Борисовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 16.05.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Петрова Л. Б. Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12441/ (дата обращения: 18.12.2017).



Воспитание гражданина и патриота в нашей стране всегда сопровождалось дискуссией в обществе, иногда и непониманием значения данных качеств личности подрастающего поколения. Существует мнение, что актуальность духовно-нравственного воспитания сейчас связана с бездуховностью нашей молодежи, с отсутствием идеологии. Актуальность данного аспекта воспитания диктуется не какими-то особыми условиями или недостатками в воспитании молодежи. Это глобальная проблема вне государства и времени. Меняются только конкретные задачи.

В общеобразовательной школе сложились традиции воспитания гражданина и патриота. Школьный музей является центром воспитания во многих школах России.

Например, деятельность школьного музея «Из истории Волховского фронта» в Санкт-Петербурге направлена на воспитание школьников на великом примере истории нашего народа. Накоплен значительный опыт по воспитанию гражданственности и патриотизма, объединяющий ветеранов и школьников, и при реализации регионального компонента образования, опирающегося на изучение истории и культуры Северо-Западного региона страны.

Задача воспитания гражданина, актуальная для всех стран, приобрела особое значение для России в начале нового века. Меняется положение гражданина России, его отношения с Государством и Обществом. Воспитание гражданственности продолжается в рамках школьных программ воспитания.

Организуя работу классных руководителей, мы совместно определили особенности воспитания в соответствии с динамикой личностного развития детей.

В 1–4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.

У учащихся 5–8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа.

В 9–11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Государственная политика в области духовно-нравственного воспитания на современном этапе регламентируется нормативными документами. Начиная с 90-х годов, наше государство подписало ряд международных документов конвенций и деклараций, регламентирующих права и обязанности в области воспитания, культуры и защиты прав граждан. Например, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года), Конвенция о правах ребенка, Декларация и Программа действий в области культуры мира (ООН 13 сентября 1999 года) и другие.

На федеральном уровне поэтапно принимались документы, конституционно закрепляющие права и обязанности, и документы, отражающие стратегию воспитания граждан нашей страны: Конституция Российской Федерации, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (на период до 2025 года), Государственная программа Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». На региональном (городском) и районном уровне создаются документы, конкретизирующие государственную стратегию для жителей региона. Так в Санкт-Петербурге принят ЗАКОН «О патриотическом воспитании граждан в Санкт-Петербурге».

Школьная программа воспитания ставят задачи перед педагогическим коллективом, планирует пути их достижения; содержит все направления воспитательной работы в школе, и том числе, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание.

Если рассмотреть данное направление воспитания как взаимодополняющую систему, то станет ясно, что каждое мероприятие, проводимое с детским коллективом, создает условия для формирования личности школьника: знакомит с моральными ценностями, вырабатывает нравственные качества и нравственные позиции:

‒ Духовность как моральные ценности и традиции.

‒ Нравственность как убеждения, воплощающиеся в поступки.

‒ Гражданственность как нравственная позиция.

‒ Патриотизм как нравственный и политический принцип.

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в социально-педагогической поддержке становления и развития личности: высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи воспитания, с позиции педагогики, в области

‒ нравственной культуры: формирование основ морали, осознанной учащимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

‒ социальной культуры: формирование основ гражданской идентичности (самобытности); пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество.

‒ семейной культуры: формирование отношения к семье как основе российского общества.

Рассмотрим в качестве примера стратегические направления воспитательной работы, позволяющие осуществлять духовно-нравственное воспитание детей.

Например, стратегическое направление «Познаю мир» позволяет создавать воспитывающую атмосферу в школе: укрепление традиций школы, усиление воспитывающей функции урока и внеурочной деятельности, развитие познавательных интересов детей.

Объединения учащихся по интересам как в краткосрочные группы (проведение предметных недель, праздников, олимпиад), среднесрочные группы (посещение театров, экскурсий для познания мира через познание культурных ценностей Санкт-Петербурга), долгосрочные группы (Ученическое научное общество) способствует реализации творческого потенциала учащихся.

Так, второклассники реализовали проект исследовательских работ «Обыкновенное чудо». Цель исследования: доказать, что соль — это не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Стратегическое направление «Мой мир» позволяет формировать духовную культуру личности, гражданскую позицию через развитие личности ребенка и создание классного коллектива. Значительное место здесь занимает подготовка и проведение праздников и конкурсов, где предоставляется возможность каждому участнику проявить творчество и таланты, а также проявить организаторские способности и умения соотносить свои интересы и интересы всех участников группы.

Досуг учащихся также организуется через участие в детских объединениях, что создает условия для самореализации в коллективе единомышленников: творческих (история театрального искусства, хорового искусства), социально-значимых (школа социальной активности «Лидер»), спортивно-художественных (танцевально-ритмическая гимнастика и основы бальной хореографии), спортивных (футбол, волейбол).

Все школьные и классные праздники, конкурсы и спортивные соревнования формирует ценностно-ориентационное единство класса, что ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

Профессиональная ориентация способствует как расширению кругозора учащихся о мире профессий, так и позволяет попробовать себя в различных сферах деятельности:

‒ психолог помогает ответить на вопрос «Смогу ли я?»,

‒ встречи с родителями (индивидуальные и на родительских собраниях) способствуют объединению усилий в помощи детям в самоопределении,

‒ экскурсии в средние и высшие образовательные учреждения города позволяют познакомиться с условиями обучения,

‒ посещение ярмарки вакансий характеризует востребованность различных профессий,

‒ участие в профориентационных программах Вузов приближает учащихся к студенческой жизни и возможной конкретной профессии,

‒ классные часы по профориентации являются местом обсуждения и обмена мнениями учащихся.

Воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. И каждое мероприятие, проведенное в классе или в школе, носит комплексный характер. И отношение к его подготовке отражает успешность воспитательного процесса.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. URL: rg. ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html (дата обращения: 2. 02. 2017).
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» //. URL: http://gospatriotprogramma. ru/programma %202016–2020. php (дата обращения: 2. 02. 2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданина, развития воспитания, традиции воспитания гражданина, «Патриотическое воспитание граждан, Задача воспитания гражданина, актуальность духовно-нравственного воспитания, гражданина России, стратегию воспитания граждан, области духовно-нравственного воспитания, Цель духовно-нравственного воспитания, Школьная программа воспитания, Стратегия развития воспитания, аспекта воспитания, школьных программ воспитания, центром воспитания, направления воспитательной работы, «Стратегия развития воспитания, направление воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос