Библиографическое описание:

Воронина И. К. Значение, методы и формы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодёжи // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 4-5.

Статья посвящена значению, методам и формам гражданско-патриотического воспитания молодёжи России на современном этапе.

Ключевые слова:патриотизм, гражданственность, воспитание, метод, направление, форма, молодёжь.

 

Произошедшие изменения в общественно-политической жизни нашей страны коснулись всех её сфер. Однако, важнейшим фактором стало разрушение идеологии. Многие годы складывалась система гражданско-патриотического воспитания, рухнувшая после распада СССР. В советское время существовали некоторые перекосы в идеологическом плане, когда формировали патриотизм в виде абстрактной политической идеи. Страна жила за «железным занавесом» и люди, населявшие её, должны были одинаково мыслить. Сейчас же гораздо престижнее и моднее заниматься компьютерным образованием молодёжи, чем гражданско-патриотическим [1].

Мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Гражданский долг заменило равнодушие, толерантность-национализм, активную жизненную позицию-нигилизм и т.д. Это произошло сразу и по всем направлениям: в образовании, культуре, политике, экономике, в социальной сфере. Мы ориентируемся на зарубежные образовательные стандарты, причём делаем это убого, однобоко. Зарубежная многопартийность и демократия приводят к власти случайных людей, которые ради пиара готовы быть в оппозиции. В социальном плане страна готова помогать кому угодно, только не своим старикам, которые, отработав всю жизнь и получая маленькую зарплату, обречены на такую же пенсию. В экономике присутствует жалкая видимость определённой деятельности, а работать негде: заводы, фабрики, научно - исследовательские институты закрыты и распроданы. На этом фоне революции в Грузии, в Украине стали зримым подтверждением усилий зарубежных идеологов, военных и политиков.

Таким образом, патриотическое воспитание является краеугольным камнем в построении экономики, политической системы и национальной безопасности нашего государства. Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Во многом благодаря высоким патриотическим качествам наш народ обеспечивал независимость и прогрессивное развитие России. Также, воспитание гражданственности предполагает формирование активной жизненной позиции личности, самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, честность, порядочность, смелость, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения. Формирование данных черт у нашей молодёжи должно осуществляться по различным направлениям.

Воспитание политической правовой культуры, формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции патриота своей страны. Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать всё для сохранения и возрождения Родины, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д. [2].

В социальном плане необходимо формировать добросовестное отношение к учебе, терпимость к чужой вере (религиозные отношения); культуру межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитывать уважение к традициям семьи; формировать взаимопонимание между семьей и ребенком [3]. Здесь важно: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного; умение взаимодействовать с собеседником, умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки, понимание и восприятие различных религиозных культур [4]. Рекомендуется с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Экономическое направление связано с формированием функциональной экономической грамотности, бережного отношения к вопросам собственности. Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации в стране, экономического роста.

Нравственное направление - воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма [5]

Мы выделяем несколько методов гражданско-патриотического воспитания: метод убеждения, метод положительного примера, метод упражнений

Так, метод убеждения включает ряд форм гражданско-патриотической направленности: информационные часы, единые дни информирования, тематические кураторские часы, беседы, семинары, лекции. Для наглядности используют видео-лектории, обзор прессы и основных событий в мире, организуют подписку на периодические издания средств массовой информации, оформляют информационные стенды, освещающие важные события и памятные даты нашей страны, историю возникновения и развития учебного заведения. Популярны тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина - интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости.

Метод положительного примера подразумевает проведение краеведческой и поисковой работы, создание музея, экскурсии по историческим и памятным местам родного края, походы по местам боевой славы. Организация встреч, круглые столы, пресс-конференции с ветеранами войны и труда, шефство над ветеранами войны и труда - дают возможность напрямую пообщаться с людьми, являющимися героями нашего времени.

Если брать метод упражнений, то он является наиболее обширным и заключается в проведении следующих форм гражданско-патриотической направленности: трудовые, экологические и благотворительные акции, тематические вечера по изучению национальной символики и геральдики, уроки мужества, «Вахта памяти». Сообща можно оснастить фойе, холлы, учебные аудитории государственной символикой Российской Федерации, родного края. Волонтерское движение с проведением акций «Милосердие» или «Спешите делать добро» - наиболее востребованная форма на данном этапе воспитания молодого поколения. Преподаватели физвоспитания и студенческий актив могут организовать спортивные соревнования, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, провести набор в спортивные секции, сделать традиционными «Дни здоровья», туристические слеты, в том числе при поддержке предпринимательских слоев региона [6]. На разных уровнях (городском, районном) можно поучаствовать в смотрах-конкурсах патриотической песни, художественной самодеятельности, КВН, фестивалях военной песни. Невозможно обойти использование компьютерных технологий (тематические сайты, веб - странички, электронные журналы, участие в интернет - конференциях, интернет - форумах) [7].

Все эти формы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга в реализации задач гражданско-патриотического воспитания студентов через систему аудиторных и внеаудиторных воспитательных мероприятий.

 

Литература:

1.    Молодёжь в пространстве политики (глобальные тенденции и региональный опыт исследования): монография / под. ред. проф. А.В. Глуховой. - Воронеж: «Научная книга», 2012.

2.    Тонких В.А. Государственная символика России: прошлое и настоящее / В.А. Тонких, Л.В. Шевченко. – Воронеж, 2007.

3.    Фарберова О.Е. Духовно-нравственное воспитание современной России / О.Е.Фарберова, В.А. Тонких // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: ежемесячный научный журнал. - №02 (73) февраль. - 2015.

4.    Тонких В.А. Православная педагогика: учебное пособие/ В.А. Тонких, О.Е. Фарберова. – Воронеж: Научная книга, 2012.

5.    Бухтоярова И.М. Восприятие традиционных ценностей в юношеской среде: к постановке проблемы / И.М. Бухтоярова, Н.А. Китаева, О.Е. Фарберова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: ежемесячный научный журнал. - №01 (72) январь. - 2015. - С 64-66

6.    Фарберова О.Е. Роль российского предпринимательства в индустрии спорта / О.Е. Фарберова // Культура физическая и здоровье. – 2012. - №4. – С. 70-72.

7.    Пономарёв А.И. Политическая социализация как компонента патриотического воспитания. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи опыт технического вуза: Тезисы международной научно-практической конференции / Воронеж. гос. технол. акад. - Воронеж. 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-патриотического воспитания, Тонких В.А, форм гражданско-патриотической направленности, Актуальные проблемы гуманитарных, Фарберова О.Е, ежемесячный научный журнал, социальном плане, система гражданско-патриотического воспитания, метод упражнений, Сущность патриотического воспитания, компонента патриотического воспитания, межличностных отношений, положительного примера, формирование активной жизненной, тематические вечера, родного края, формирование общечеловеческих ценностей, формирование добросовестного отношения, организации патриотического воспитания, методов гражданско-патриотического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос