Автор: Иванова Надежда Ивановна

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Библиографическое описание:

Иванова Н. И. Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 66-69.



Программа воспитательной работы по краеведению, которая предоставляет возможность познакомить детей в соответствии с их возрастными психологическими особенностями с культурой и историей своего района.

Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию традиционных ценностей, позитивному отношению к миру вокруг.

Стержнем программы является знакомство с родным краем. Оно позволяет ребёнку осознанно включаться в процесс самовоспитания. При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывается, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам.

Необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому необходимо отбирать эмоционально близкие ребёнку явления и факты. Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, о взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, к событиям и фактам. Программа даёт материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов — всего того, чем наполнена жизнь в школе.

Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребёнком социального опыта, от пола ребёнка, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер.

Наша цель — дать им первоначальное представление, вызвать интерес к познанию мира вокруг. Рассказы должны быть просты и понятны, без научных терминов, но научно достоверны. Беседовать с ребёнком нужно тогда, когда ему хочется поговорить на данную тему, никогда не принуждать ребёнка к разговору. Стараться пробудить в ребёнке интерес к теме разговора. Не всегда нужно спешить с ответом на вопрос ребёнка, можно предложить ребёнку самому поискать ответ в книге, через наблюдения, опыты. Подвести ребёнка к правильному заключению, дать ему возможность пережить состояние первооткрывателя. Очень важно поддерживать в ребёнке уверенность в том, что он обязательно сам додумается, решит трудную задачу.

Цели работы с детьми по программе «Знакомство с культурой и историей родного края»:

– сформировать у детей систему элементарных представлений о культуре и истории района;

– воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям района, его жителям;

– подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю, городу, району и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;

– развивать социальную активность детей, желание в меру своих возможностей участвовать в событиях окружающей социальной действительности, вызвать стремление к ее позитивному преобразованию.

Образовательные задачисостоят в формировании представлений воспитанников об образе жизни человека с древнейших времен и до современности. Особенностью этого процесса является региональная направленность знаний, сообщаемых детям о социальной действительности.

Воспитательные задачи предполагают воспитание интереса к событиям общественной жизни, уважения к культурно-историческим ценностям района, воспитание в духе толерантности, выработку у детей элементарных навыков взаимодействия с окружающими людьми.

Развивающие задачизаключаются в том, что освоение материала программы способствует развитию таких психических процессов, как воображение, мышление, память, воля, формированию эмоциональной и мотивационной сферы воспитанника. Ребенок открывает свой внутренний мир — мир своих желаний, устремлений, ощущает потребность в общении, самооценке и оценке поступков других людей.

Программа состоит из четырёх разделов:

  1. «Из истории нашего края»;
  2. «Вокруг Сетуни»;
  3. «По улицам Солнцева»;
  4. «Достопримечательности писательского посёлка Переделкино».

Каждый раздел программы включает три обязательных компонента.

Информационныйблок представляет собой определенный объем знаний детей об окружающей действительности. Он обеспечивается познавательным материалом, отражающим региональный аспект образования. С этой целью подобраны статьи, сборники об истории района. Данные источники предлагаются детям в адаптированном варианте: в форме пересказа, экскурсий.

Аналитическийкомпонент содержания побуждает воспитанников выражать свое собственное мнение и отношение к предмету разговора либо вербально, либо иным способом (например: мимикой, движениями). Он состоит из серии заданий с возможными вариантами ответов, способствующих развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы (версии названия районов Солнцево и Переделкино, рассуждения о происхождении человека).

Практический компонент содержания программы позволяет реализовать представления в разных видах детской деятельности, где требуются умения осуществлять выбор, корректировать свои действия, договариваться со сверстниками, уступать, проявлять терпимость и терпение (работа с картами-схемами, выполнение рисунков, сочинений-миниатюр о районе, о сверстниках).

Формы работы с детьми.

Работа по программе предусматривает следующие формы организации педагогического процесса:

– циклы интегрированных образовательных мероприятий по истории района;

– включение материала программы в содержание других образовательных мероприятий;

– совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, игры);

– свободная деятельность детей (изобразительная, игровая, трудовая).

Содержание программы реализуется и в досугах, развлечениях, играх, праздниках. Праздничные мероприятия планируются в каждом разделе программы и являются своеобразным итогом работы по той или иной теме. Каждый раздел программы решает помимо общей и свой комплекс задач:

  1. «Из истории нашего края»

– расширять представления детей о районе и городе; знакомить с местоположением района и города на географической карте России, сообщать элементарные сведения об истории района и его особенностях;

– воспитывать эмоционально-ценностное отношение к малой Родине, чувство сопричастности к происходящим в ней событиям.

  1. «Вокруг Сетуни»

– расширять представления о природных достопримечательностях района;

– воспитывать понимание необходимости перемен в жизни, готовности к деятельности в изменяющихся условиях, стремление к преобразованиям;

– воспитывать желание беречь и сохранять природу.

  1. «По улицам Солнцева»

– формировать представления об архитектурных достопримечательностях и парковых ансамблях солнцевского района;

– воспитывать уважение к людям, создавшим эту красоту;

– вызвать желание следовать их примеру, стремление к позитивной, общественно-полезной деятельности.

  1. «Достопримечательности писательского посёлка Переделкино»

– формировать представления о писателях, прославивших Переделкино;

– воспитывать уважение к людям;

– вызвать желание следовать их примеру, стремление к позитивной, общественно-полезной деятельности.

Педагогические методы и приемы реализации задач программы.

Чтение и рассказывание детям литературных произведений о своем районе, городе, его жителях, их образе жизни и происходящих изменениях, занятиях горожан в прошлом и настоящем; знакомство с произведениями устного народного творчества в адаптированном для детей пересказе (достоверность, доступность, занимательность, яркость рассказов о родном крае).

Организация наблюдений, прогулок, экскурсий. Организация экскурсий в музеи способствует соприкосновению детей со стариной и старинными вещами. Эти предметы вызывают удивление у детей. Доступными и увлекательными для детей становятся экспонаты Государственного выставочного зала «Солнцево». Очень важны прогулки и наблюдения детей, так как такие наблюдения расширяют кругозор, воспитывают интерес к окружающему.

Предложение детям подумать, поразмышлять по поводу события или поступка. Воспитатель сообщает детям различные версии событий: рассказывает несколько историй о названиях нашего района, реки, улиц и предлагает детям порассуждать, сравнить, какая из предложенных версий наиболее достоверна, интересна, почему одно название сохранилось, а другое оказалось забытым.

Фантазирование на темы, связанные с нашим районом, городом, его жителями в прошлом, настоящем и будущем. Дети сочиняют рассказы о людях и событиях прошлого, выражают отношение к ним.

Организация выставок и мини-музеев в групповых пространствах школы.Тематика выставок и мини-музеев предполагает краеведческую направленность. Это могут быть выставки детских работ и рисунков, фотографий.

Ожидаемые результаты работы с детьми по программе:

По первому разделу:

– знать, что Солнцево и Переделкино — районы Москвы, расположенные на юго-западе города;

– знать прежнее название районов, некоторые сведения из их истории;

– уметь ориентироваться на схеме-карте;

– знать стихи, легенды, сказания о районах;

– понимать связь между прошлым, настоящим и будущим, принимать происходящие вокруг позитивные перемены.

По второму разделу:

– знать растительный и животный мир районов, о реке Сетунь;

– устанавливать связи между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде.

По третьему и четвёртому разделам:

– знать, что окружающие предметы созданы трудом человека;

– ориентироваться в достопримечательностях района;

– устанавливать связи между деятельностью по благоустройству района и улучшением условий жизни людей.

Работа, направленная на приобщение детей к социальной действительности многогранна и объёмна. Эта работа охватывает всю жизнедеятельность ребёнка в образовательной организации и дома, так как жизнь среди людей, овладение её нормами, правилами, законами, присвоение их — это и есть социализация.

Литература:

  1. Козлова С. А. Я — человек. Программа социального развития ребёнка. — М., 2004.
  2. Козлова С. А. Моя Родина. — М., 2003.
  3. Насимович Ю. А. Природа Солнцева и его окрестностей. — М., 2000.
  4. Лобов Л., Васильева К. Переделкино, сказание о писательском городке. — М., 2011.
  5. Колодный С. Е. Москва у нас одна. — М., 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной действительности, культурно-историческим ценностям района, истории района, деятельность детей, социальной действительности должны, социальной действительности должен, окружающей социальной действительности, социальной действительности многогранна, доступную детям информацию, художественная деятельность детей, детей систему элементарных, социальную активность детей, объем знаний детей, детей элементарных навыков, свободная деятельность детей, образе жизни, материала программы, детской деятельности, рассказывание детям литературных, детям различные версии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос