В данной статье проведем экономический анализ деятельности организации ОАО «Авиалинии Мордовии» и намечены стратегические пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: пассажирооборот, коммерческая загрузка, доходы, расходы, непокрытый убыток, безубыточный объем деятельности, субсидии.
Как выйти на новый уровень развития, приобрести статус международного аэропорта к 2018 году, если деятельность предприятия находится в зоне критического риска. Хотя авиапредприятие ОАО «Авиалинии Мордовии» имеет широкие возможности по качественному оказанию авиационных услуг и является единственным авиаперевозчиком в Республике Мордовия, но отсутствие платежеспособного спроса объясняет существующее малое количество рейсов, осуществляемых через аэропорт Саранск. Большие затраты на содержание аэропорта, которые окупаются только на 10 %, как следствие — отрицательный финансовый результат деятельности авиапредприятия.
Проведем экономический анализ деятельности организации ОАО «Авиалинии Мордовии» и наметим стратегические пути решения проблем (таблица 1).
Таблица 1
Показатели деятельности ОАО «Авиалинии Мордовии»
Показатели |
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
Отк., (+;-) |
Производственно-экономические показатели |
||||
Перевезено пассажиров |
Чел. |
21059 |
13230 |
-7829 |
Перевезено грузов и почты |
тонн |
32,0 |
8,7 |
-23,3 |
Выполненный пассажирооборот |
Млн.пкм |
14,0 |
12,0 |
-2 |
Выполненный тонно-километраж |
Тыс.ткм |
1263,5 |
1080,4 |
-183,1 |
Занятость пассажирских кресел |
% |
77 |
63 |
-14 |
Коммерческая загрузка |
% |
57 % |
55 % |
-2 |
Аэропортовое обслуживание ВС |
Тыс.руб |
15 715 |
7 806 |
-7909 |
Обработано с/х площадей |
Тыс.га |
3 185 |
50 |
-3135 |
Среднесписочная численность |
Чел. |
351 |
283 |
-68 |
Финансовые показатели |
||||
Всего доходов |
Тыс.руб. |
299783 |
283320 |
-16463 |
Всего расходов |
Тыс.руб. |
291402 |
297888 |
+6486 |
Финансовый результат |
Тыс.руб. |
8381 |
-14568 |
-6187 |
Прочие доходы (субсидии) |
Тыс.руб. |
156215 |
143245 |
-12970 |
Чистая прибыль |
Тыс.руб. |
164596 |
128677 |
-35919 |
Как видим, прослеживается тенденция снижения всех показателей деятельности организации, то есть имеет место отрицательный темп развития. Самым негативным явлением у организации является непокрытый убыток в 2013 году в размере 14568 тыс. руб.
Немаловажным фактором в деятельности предприятия является то, что существует поддержка в виде Республиканской программы бюджетных субсидий на возмещение прогнозных убытков и затрат, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам в целях обеспечения доступности авиации населению республики. За 2013 год получено субсидий на сумму 143245 тыс. руб.
Далее в ходе анализа рассмотрели величину доходов и расходов предприятия ОАО «Авиалинии Мордовии» от авиационной деятельности в 2013 году (рисунок 1 и 2).
Рис. 1. Структура доходов от авиационной деятельности
Основной доходообразующей статьей здесь является пассажирская выручка. Доля регулярных пассажирских перевозок составляет 59,51 %. Пассажирская выручка рассчитана на основе расписания движения самолетов, с учетом сложившегося пассажиропотока и конъюнктуры рынка.
Другой весомой частью доходов является доходы, полученные от специальных (чартерных) рейсов — 31,4 %.
Доходы от неавиационной деятельности составили в 2013 году 157 740 тыс. руб.
Рис. 2. Структура расходов от авиационной деятельности
Основной расходообразующей статьей ОАО «Авиалинии Мордовии» является фрахтование. Доля данного расхода составляет 35,29 %.
Другой весомой частью расходов является заработная плата 21,39 % (в 2013 г).
Расходы от неавиационной деятельности за этот же период составили 7 347 тыс. руб.
Как организации выйти из зоны критического риска и осуществлять безубыточный объем деятельности? Необходимо найти этот придел безубыточности. Рассчитаем объем безубыточной деятельности ОАО «Авиалинии Мордовии» (таблица 2).
Таблица 2
Расчет безубыточного объема деятельности ОАО «Авиалинии Мордовии»
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Кол-во рейсов авиакомпании |
ед. |
429 |
Кол-во транзитных рейсов через аэропорт Саранск |
ед. |
92 |
Количество отправок пассажиров |
пасс. |
6355 |
Налет часов на самолетах Ан-24РВ |
час. |
1755 |
Минимально необходимое количество рейсов в месяц для выхода на безубыточный уровень |
ед. |
220 |
Минимально необходимое количество транзитных рейсов в месяц через аэропорт для выхода на безубыточный уровень |
ед. |
50 |
Минимально необходимое количество отправок пассажиров в месяц для выхода на безубыточный уровень |
шт. |
10300 |
Необходимое количество самолетов: в т. ч. —типа CRJ-100/200 |
шт. |
5 |
Пассажирский тариф (средний) |
руб. |
12 000 |
Выручка за год |
тыс.руб. |
708300 |
Доля переменных затрат |
% |
до 40 % |
Совокупные постоянные затраты в месяц |
тыс.руб. |
6 000,0 |
Постоянные расходы аэропорта составляют свыше 70 млн. руб. в год. Расчеты показали, что для выхода деятельности ОАО «Авиалинии Мордовии» на безубыточный уровень требуется увеличение количества рейсов по сравнению текущим уровнем в 5 раз до 3000 рейсов в год. Аналогичная ситуация имеет место практически у всех малых аэропортов в России и они либо дотируются либо закрываются.
Таким образом, анализ позволил установить: для того, чтобы улучшить деятельность и выйти на новый уровень развития, открытому акционерному обществу «Авиалинии Мордовии» необходимо разработать и осуществить мероприятия по следующим важнейшим направлениям:
1) показатель обеспечения источников финансирования;
2) контроль и минимизация расходов.
3) продуманный маркетинг, широкая реклама и стратегия продвижения на рынок;
4) качественное обслуживание и максимальная безопасность;
5) обеспечение устойчивого роста пассажиропотока;
6) привлечение грузоперевозчиков;
7) предоставление услуг по периодическому техническому обслуживанию воздушных судов;
8) контроль и минимизация расходов.
Литература:
1. Анализ хозяйственной деятельности / Под ред. В. И. Бариленко.- М Омега-Л,2009.- 416 с.
2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: лаборат. Практикум / В. В. Давыдова, О. И. Аверина, Н. И. Лукашенкова.-1е изд., перераб и доп. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.-116 с.
3. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / А. Д. Шеремет. ‒ М.:ИНФРА-М, 2011. ‒ 367 с.
4. http://www.aviamordovia.ru/