Анализ эффективности использования оборотных средств (на примере АО «Аэропорт Якутск»)
Автор: Печетова Татьяна Ивановна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 2800 раз
Библиографическое описание:
Печетова, Т. И. Анализ эффективности использования оборотных средств (на примере АО «Аэропорт Якутск») / Т. И. Печетова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13399/ (дата обращения: 16.12.2024).
Оборотные средства являются неотъемлемой частью любого предприятия, поскольку для обеспечения работы предприятия помимо основных средств необходимы материалы, сырье, электроэнергия, запчасти, топливо, денежные средства. Наличие оборотных средств и экономически верное их использование позволяет организации добиться максимально эффективного уровня производственного, операционного и финансового циклов. Именно поэтому анализ эффективности использования оборотных средств является важным и актуальным направлением экономического анализа.
Цель исследования — проанализировать оборотные средства АО «Аэропорт Якутск» и определить пути их оптимизации.
Объектом исследования выступали оборотные средства как часть экономики организаций. Предмет исследования — структура оборотных средств одного из крупнейших предприятий города Якутска АО «Аэропорт Якутск».
Прежде всего, стоит отметить, что акционерное общество «Аэропорт Якутск» является единственным международным аэропортом в республике Саха (Якутия). В его распоряжении находится аэродром, позволяющий базироваться средне- и дальнемагистральным воздушным судам, современное комфортабельное здание, соответствующее требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В 2016 году аэропортом было обслужено 875879 пассажиров [4].
В настоящее время АО «Аэропорт Якутск» оказывает следующий перечень услуг:
- Аэропортовое обслуживание;
- Обслуживание коммерческой загрузки воздушных судов;
- Техническое обслуживание воздушных судов;
- Прочие дополнительные услуги [4].
Для того чтобы провести анализ в первую очередь было необходимо определить понятие оборотных средств и оборачиваемости.
По мнению автора Ю.В. Рыбасовой, «оборотные средства представляют собой денежные средства, авансируемые в фонды обращения и оборотные производственные фонды» [3]. Оборотные средства состоят из двух частей: оборотные производственные фонды (производственные запасы, незавершенное производство), величина которых занимает 70 % от общего объема оборотных средств, и фонды обращения (30 %) — готовая продукция на складах; отгруженная продукция; средства в расчетах; денежные средства в кассе, на расчетных счетах.
Оборачиваемость оборотных средств — это ключевой показатель эффективности использования оборотных средств, который характеризует движение оборотных средств по отдельным взаимосвязанным стадиям. Степень эффективности использования оборотных средств организации (предприятия) характеризуется тремя показателями:
– коэффициент оборачиваемости;
– коэффициент периода оборачиваемости;
– коэффициент загрузки [3].
Показатель оборачиваемости позволяет рассчитать показатели продолжительности двух основных циклов на предприятии: производственный цикл, операционный цикл.
Были рассчитаны и проанализированы показатели оборачиваемости оборотных средств АО «Аэропорт Якутск» за два года (с 2015 по 2016 гг.) на основе данных финансовой отчетности, представленной на официальном сайте АО «Аэропорт Якутск». Для удобства проведения расчетов представим данные в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные для анализа оборачиваемости
Название показателя |
Значения на конец года, тыс. руб. |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Запасы |
89500 |
84919 |
109088 |
Дебиторская задолженность |
163655 |
172953 |
409392 |
Финансовые вложения |
25 |
25 |
25 |
Денежные средства |
161247 |
398562 |
33583 |
Прочие оборотные активы |
7287 |
7745 |
7099 |
Итого |
430412 |
669385 |
561185 |
Учитывая данные предприятия по выручке, которая в 2015 году составила 1637365 тыс. руб., в 2016 году — 1718698 тыс. руб., рассчитаем показатели оборачиваемости и представим их в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателей оборачиваемости
Название показателя |
Значения |
Абсолютное изменение |
Темп прироста |
|
2015 год |
2016 год |
|||
Коэффициент оборачиваемости, раз: |
||||
запасов |
18,78 |
17,72 |
-1,06 |
-5,64 |
дебиторской задолженности |
9,73 |
5,9 |
-3,83 |
-39,36 |
денежных активов |
5,85 |
7,95 |
2,1 |
35,89 |
всех оборотных средств |
2,98 |
2,8 |
-0,18 |
-6,04 |
Период оборачиваемости, дней: |
||||
запасов |
19,44 |
20,6 |
1,16 |
5,97 |
дебиторской задолженности |
37,51 |
61,86 |
24,35 |
64,91 |
денежных активов |
62,4 |
45,9 |
-16,5 |
-26,44 |
всех оборотных средств |
126,3 |
130,36 |
4,06 |
3,21 |
Коэффициент загрузки: |
||||
запасов |
0,004 |
0,06 |
0,056 |
1400 |
дебиторской задолженности |
0,103 |
0,17 |
0,067 |
65,04 |
денежных активов |
0,17 |
0,13 |
-0,04 |
23,53 |
всех оборотных средств |
0,34 |
0,36 |
0,02 |
5,88 |
На основе расчета показателей оборачиваемости за 2015-2016 гг. можно сделать вывод о том, что оборачиваемость замедлилась на 0,18 оборота, что составило 4 дня. Главной причиной замедления оборачиваемости, на наш взгляд, стало увеличение продолжительности периода инкассации дебиторской задолженности с 37,5 дней до 62 дней. Вероятно, это связано с задержкой платежей со стороны партнеров аэропорта. Вследствие этого коэффициент загрузки оборотных средств увеличился на 2 копейки. Также стоит отметить, что лучшее абсолютное изменение оборачиваемости имеет такой показатель оборотных средств, как денежные активы. Оборачиваемость увеличилась на 2,1 оборота, что составило на 16,5 дней меньше, чем в предыдущем году, коэффициент загрузки уменьшился на 4 копейки.
Замедление оборачиваемости, как правило, оказывает негативное влияние на продолжительность основных циклов на предприятии. Нами были рассчитаны продолжительность производственного и операционного циклов.
Поскольку АО «Аэропорт Якутск» является предприятием сферы услуг, период производственного цикла равен периоду оборота запасов, так как у предприятия отсутствует готовая продукция и незавершенное производство. Следовательно, период производственного цикла в 2015 году равен 19,44 дням, и 20,6 дней в 2016 году. Период операционного цикла в 2015 году равен 28,51 дням, в 2016 году — 23,62 дня.
По данным расчетов видно, что в 2015 г. предприятию потребовалось на 5 дней больше для полного оборота оборотных средств. Установленный факт негативно сказывается на выручке и прибыли предприятия. Однако так как в 2016 г. период операционного цикла меньше, это можно отнести к положительному результату деятельности АО «Аэропорт Якутск».
Для того чтобы анализ эффективности использования оборотных средств считался завершенным, необходимо рассчитать показатель рентабельности оборотных средств с помощью формулы:
(1)
После подстановки значений в формулу (1), были получены следующие результаты: в 2015 году рентабельность оборотных средств составила 2,9 % (или 0,029 рубля), в 2016 году — 1,4 % (или 0,014 рубля). Следовательно, в 2015 году предприятием было получено 2,9 копеек прибыли на один рубль, вложенный в оборотные средства, в 2016 году только 1,4 копеек.
Таким образом, эффективность использования оборотных средств предприятием снижается в течение анализируемого периода. Поскольку показатель коэффициента оборачиваемости в абсолютном изменении имеет отрицательное значение, а показатель коэффициента периода оборачиваемости — положительное, это в обоих случаях является отрицательным результатом. Использование оборотных средств не является рациональным, в частности, из-за неправильного использования запасов и увеличения продолжительности дебиторской задолженности, поэтому особое внимание, на наш взгляд, руководству анализируемого нами предприятия следует уделить, во-первых, оптимизации использования запасов, во-вторых, принятию мер по сокращению периода инкассации.
Для этого в первую очередь целесообразно провести политику в отношении нормирования запасов, ведь именно этот показатель позволяет вести ритмичную работу предприятия. Предлагается рассчитать общий норматив запасов, а также норматив производственных запасов (например, текущий, страховой, транспортный). Во-вторых, уделить большое внимание работе с поставщиками, возможно, из-за нерегулярных поставок замедляется оборачиваемость запасов. При выявлении вышеуказанного факта рекомендуется в дальнейшем продолжить работу с другими поставщиками. В-третьих, установить контроль за потреблением запасов с целью уменьшения их потери.
Что касается сокращения периода инкассации, то, по нашему мнению, такой вид рефинансирования, как факторинг позволит АО «Аэропорт Якутск» получить часть дебиторской задолженности в короткие сроки, следовательно, сократится период оборачиваемости дебиторской задолженности, а также период операционного цикла. В совокупности это значительно повлияет на оборачиваемость оборотных средств в целом.
По мнению авторов Т.А. Кулаговской, М.П. Жарикова «факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке организацией-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — «фактор-компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга» [1].
Таким образом, на основе предложенных мероприятий по сокращению потребности в оборотных средствах и ускорения периода их оборачиваемости можно сделать вывод о том, что при их применении представляется возможным достичь эффективного и рационального использования оборотых средств. Это в свою очередь приведет к повышению экономических результатов в целом по предприятию.
На наш взгляд, экономическое и финансовое положение АО «Аэропорт Якутск» не является очень слабым и поэтому очевидно, что данное предприятие способно повысить эффективность использования оборотных средств.
Литература:
- Кулаговская Т.А. Управление дебиторской задолженностью как инструмент эффективного управления оборотными активами коммерческой организации / Т.А. Кулаговская, М.П. Жариков // Статья в сборнике трудов конференции «Современное инновационное общество». — Новосибирск-Армавир-Саратов, 2015.– с. 88-91.
- Шатаева О.В. Экономика предприятия (фирмы): учеб. пособие / О.В. Шатаева. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 129 с.
- Экономика организации: учебник / Ю.В. Рыбасова [и др.]. — Ставрополь: АГРУС Ставропольского государственного аграрного университета, 2015. — 392 с.
- Официальный сайт АО «Аэропорт Якутск» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://yks.aero/(дата обращения 25.05.2017)