Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 476 раз

Библиографическое описание:

Склямина М. Ю. Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе общего образования // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 52-55. — URL https://moluch.ru/archive/86/16381/ (дата обращения: 16.07.2018).

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации.

Безопасность жизнедеятельности в современном обществе зависит от жизненного ориентира человека, вектора развития человека, который формирует его направление движения. В настоящее время общество находится на пороге смены образовательной парадигмы - переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Необходимость ее смены означает осознание несоответствия ранее сложившихся и ставших традиционными представлений нынешней педагогической практике (по Г. Л. Ильину). В связи с переходом к информационному обществу и внедрением инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов сети Интернет.

Базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в этой области, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой обозначены интересы личности и общества в целом. В качестве интересов личности, определяющих состояние ее безопасности, выделены реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, духовное, интеллектуальное и свободное развитие человека и гражданина [3].

Поэтому одним из ключевых элементов национальной, общественной и личной безопасности является информационная безопасность. В современном мире информационная безопасность – жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства. И начинается эта безопасность со стен общеобразовательных учреждений. Взращивать компетентность учащегося в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие безопасности жизнедеятельности на уроках и во внеурочной деятельности самими педагогами.

На сегодняшний день требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ-насыщенной среде. Проанализировав научно-методическую литературу, классификации, факторы, риски и угрозы информационной безопасности учащихся, мы составили необходимые критерии, которые обязаны знать учителя и представили на Схеме 1.

Схема 1. Необходимые критерии знаний я педагога

Преподавателю важно иметь представление, как о классических методах защиты информации, так и о современных методах, технологиях информационной безопасности. Учителю важно уделять большее внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды.

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию в оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. И школьникам, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, неумение использовать основные нормы поведения (в принципе, похожие на те, которыми мы руководствуемся в обычной жизни), приводит к тому, что подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в сфере ИКТ [2].

Современное состояние информационного пространства сети можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать интернет как благоприятную образовательную среду. Для рассмотрения в педагогическом аспекте угрозы информационной безопасности как совокупности условий и факторов, воздействующих на здоровье личности, духовно-нравственную сферу, межличностные отношения, создающих опасность жизненно важным интересам личности, были использованы основные положения Доктрины информационной безопасности РФ. Информация представляет угрозу при определенных условиях. Целью создания таких условий является манипуляция сознанием и психикой личности, в частности, личности школьника [7]. Нами были выделены в качестве основных средств информационного воздействия на личность следующие пункты представленные на Схеме 2.

Схема 2. Основные средства информационного воздействия на личность

Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности.

В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности можно рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике ребёнка. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся. В связи с этим появилась необходимость поиска путей решения такой проблемы, как обеспечение информационной безопасности школьника [4].

Анализ изученной литературы дает основание утверждать, что процесс обучения целесообразно начинать со школы. Поэтому важно проанализировать информационную безопасность школьника, как педагогическую проблему, цель решения которой есть педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для уменьшений последствий психического и нравственного воздействия.

Всем обозначенным видам проблем может противостоять педагог, обучающий в рамках своего предмета и включая в этот предмет информационную безопасность. Педагог может подготовить сознание детей к сопротивлению негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.

Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а так же от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации – школьника. Это влияние может нанести проблемы здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), этические проблемы (переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), трудности в обучении (отсутствие времени на обучение, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости) [1].

Развитие информационной безопасности школьника невозможно без учета его взаимодействия с другими учащимися. Процесс взаимодействия реализуется как кооперация (Цукерман Г.А.). В процессе кооперации идет постоянное преобразование ребенка в плане совершенствования и открываются определенные возможности для его культурно-познавательной жизни в глобальном информационном обществе. Именно поэтому необходимым должно быть взаимодействие школьников в форме кооперации как одно из необходимых условий развития информационной безопасности [5].

Школьный возраст, имеет особенность в большой мыслительной пластичности, поэтому возможно её изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у школьника знаний по информационной безопасности (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Ю.М. Орлов, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман и др.) [5].

Анализируя приведённые здесь данные, можно утверждать, что педагогическое решение проблемы информационной безопасности школьников возможно и должно проходить под руководством грамотных, подготовленных педагогов, учитывающих все необходимые составляющие единого педагогического процесса и компьютерной безопасности учащихся в школе.

 

Литература:

1.                  Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle.herzen.spb.ru)

2.                  Мамаев, М., Петренко, С. Технологии защиты информации в Интернете [текст]: / М. Мамаев, С. Петренко. – Санкт-Петрбург, Изд-во «ПИТЕР». Москва-Харьков-Минск. 2009 – 272с.

3.                  Доктрина информационной безопасности РФ. Совм. Изд. Ред. «Российская газета» Международной академии информатизации. –М.: Информациология, 2000.

4.                  Барсуков В.С., Водолазский В.В. Современные технологии безопасности. Интегральный подход. - М.: Изд-во «НОЛИДЖ», 2010 – 244 с.

5.                  Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с

6.                  К вопросу организации мероприятий по информационной безопасности учащихся в образовательном учреждении Молодцова Е.Ю., Склямина М.Ю. //Молодой ученый – 2014 - №18. - -С.65-69.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, информационное воздействие, информационная безопасность школьника, интерес личности, информационная безопасность школьников, личная безопасность, педагог.


Похожие статьи

Информационная безопасность личности | Статья в журнале...

7. Саттарова Н. И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении.

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся.

Угрозы информационной безопасности образовательного...

При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть. Исходя из основных свойств информации...

Модель обеспечения информационной безопасности...

Объектом информационной безопасности в данной модели является личная информационная среда (ЛИС) школьника.

Не менее важным вопросом при построении модели ИБ школьников является определение субъектов информационной безопасности...

Использование учебных материалов по информационной...

В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов...

Организация информационно-безопасного образовательного...

...информационная безопасность, информационная безопасность учащихся, безопасный образовательный процесс, информационная безопасность школьников, окружающий мир, личность школьника, информация, информационное воздействие, Интернет...

Интернет-безопасность школьников | Статья в журнале...

Информационная безопасность, интернет-безопасность.

Энергетическая безопасность объектов. Информационная безопасность личности. Интернет, как инструмент в воспитании школьников старших классов к спорту и здоровому образу жизни.

Важнейшие условия развития навыков обеспечения...

· технологическое условие развития информационной безопасности школьников, в котором заключены вопросы организации и проведения занятий, с направленностью на формирование умений выявлять информационную угрозу и адекватно реагировать на нее

Ключевые проблемы информационной безопасности сферы...

Ключевые слова: информационная безопасность, стратегия национальной безопасности, угрозы информационной безопасности, аспекты информационной безопасности сферы образования.

Ключевые слова: информационная безопасность...

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации. В современном мире объем потока информации огромен. Встает проблема защиты несовершеннолетних от воздействия...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Информационная безопасность личности | Статья в журнале...

7. Саттарова Н. И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении.

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся.

Угрозы информационной безопасности образовательного...

При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть. Исходя из основных свойств информации...

Модель обеспечения информационной безопасности...

Объектом информационной безопасности в данной модели является личная информационная среда (ЛИС) школьника.

Не менее важным вопросом при построении модели ИБ школьников является определение субъектов информационной безопасности...

Использование учебных материалов по информационной...

В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов...

Организация информационно-безопасного образовательного...

...информационная безопасность, информационная безопасность учащихся, безопасный образовательный процесс, информационная безопасность школьников, окружающий мир, личность школьника, информация, информационное воздействие, Интернет...

Интернет-безопасность школьников | Статья в журнале...

Информационная безопасность, интернет-безопасность.

Энергетическая безопасность объектов. Информационная безопасность личности. Интернет, как инструмент в воспитании школьников старших классов к спорту и здоровому образу жизни.

Важнейшие условия развития навыков обеспечения...

· технологическое условие развития информационной безопасности школьников, в котором заключены вопросы организации и проведения занятий, с направленностью на формирование умений выявлять информационную угрозу и адекватно реагировать на нее

Ключевые проблемы информационной безопасности сферы...

Ключевые слова: информационная безопасность, стратегия национальной безопасности, угрозы информационной безопасности, аспекты информационной безопасности сферы образования.

Ключевые слова: информационная безопасность...

Ключевые слова: информационная безопасность, безопасность образовательного учреждения, защита детей от негативной информации. В современном мире объем потока информации огромен. Встает проблема защиты несовершеннолетних от воздействия...

Задать вопрос