Работа с одарёнными детьми — требование современности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Толстова, Е. А. Работа с одарёнными детьми — требование современности / Е. А. Толстова, И. А. Елемесова, Т. С. Кобелькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 698-700. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16229/ (дата обращения: 18.11.2024).

В настоящее время для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Страной взят курс на развитие экономики, основанной на высоких технологиях, последних достижениях науки и техники. Кто будет реализовывать эти стратегические планы?

В первую очередь нужно поддержать слой учащихся старших классов, проявивших способности при обучении в школе, прежде всего в области естественных и точных наук. Понимая важность при подготовке специалистов других областей науки, нужно работать и со средними и младшими школьниками, проявляющими талант и имеющими достижения теперь уже по всем дисциплинам.

В системе поиска способных и одарённых детей выделяются три категории:

-        дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития чаще выявляются в начальной школе;

-        дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области науки, такие дети чаще обнаруживаются в средней школе;

-        дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, возможности таких учащихся чаще всего раскрываются в старших классах.

Виды одарённости распределяются следующим образом:

-        в практической деятельности — одарённость в ремёслах, спортивная и организационная;

-        в познавательной деятельности — одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных играх;

-        в художественно-эстетической деятельности — хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость;

-        в коммуникативной деятельности — лидерская и ораторская одарённость;

-        в духовно-ценностной деятельности — одарённость в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Одарённых детей отличают высокая любознательность, исследовательская активность, большой словарный запас, умение ставить вопросы, упорство в достижении любого результата. Основной целью работы с одарёнными детьми на первом этапе обучения является создание условий для гармоничного развития одарённости детей, которые имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и активную познавательную потребность.

В нашей школе реализация этой цели происходит в двух направлениях:

-        выявление одарённых детей через проведение различных интеллектуальных марафонов, олимпиад, внеурочных конкурсов, участие во всероссийских и международных играх-олимпиадах и т.д;

-        создание условий для оптимального развития одарённых детей, организация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей, инициативности и творчества.

В школе работают кружки по параллелям: «Занимательный русский язык», «Юный математик», «Почемучка», «Народные игры», «Волшебный карандаш», «В мире информатики», «Умелые руки», «Музыкальный калейдоскоп», «Знатоки английского языка». Здесь и происходит выявление и развитие способностей, закладывание мотивационных приоритетов, формирование ценностей. Со второго класса начинается проектная деятельность на уроках и во внеурочное время. Дети проводят исследовательскую работу и защищают свои проекты на неделях науки. Но здесь используется групповая форма работы, что позволяет осваивать навыки общения, активного взаимодействия, сотрудничества. У нас сложилась традиция поощрения и стимулирования деятельности детей. По итогам мероприятий победители получают грамоты, дипломы, сертификаты, призы и благодарственные письма.

Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создаёт условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию.

Работа с одарёнными детьми не прекращается и в среднем звене школы. Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по его предмету. География — интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, совершать заочные путешествия в необыкновенные миры, но и развивать свой творческий потенциал. Эффективные формы проведения уроков — урок-исследование, урок-путешествие, урок-конференция — помогают успешно закреплять знания по предмету, развивать навыки работы с картами, формировать умение анализировать и сравнивать. Выявив на уроках группу одарённых детей, учитель работает с ними и во внеурочное время, объединив их в клуб «Чудеса света». Раз в четверть проводится общешкольная игра «Что? Где? Когда?». На занятиях клуба ребята заочно путешествуют по странам и континентам с помощью презентаций, выполняют творческие задания: составляют необычные туристические маршрутные листы, пишут сочинения на тему «Город моей мечты», «Как я был в …», «Сокровища чёрного моря» и т.д. Составление ребусов, кроссвордов и шарад — неотъемлемая часть каждого занятия! Учащиеся этого клуба имеют повышенную познавательную потребность, которая проявляется в любознательности, увлечённости предметом географии, упорством и трудолюбием. В результате проделанной работы многие ученики имеют награды за призовые места в городских, всероссийских и даже международных олимпиадах по географии.

Искусство также является неотъемлемой частью человеческой деятельности. Личность человека не может полностью раскрыться и сформироваться без помощи и участия искусства. Музыка выступает в своём воздействии как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности. Иногда одарённые дети имеют неблагоприятные характеристики, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь больших успехов не только в их способностях, но и в полной перемене характеристики. При работе, такие дети успокаиваются и доказывают своими поступками, что они лучше, чем о них думают. Они с удовольствием принимают участие в различных концертах, театральных постановках и даже городских конкурсах. Выходя на сцену, они раскрывают все свои таланты.

Большое поле деятельности для одарённого ребёнка — это игры-драматизации. Театральная студия необходима современной школе как один из аспектов, дающих талантливому ребёнку реализовать себя, чтобы его отсутствие не стало причиной невостребованности таланта, как в грустной сказке Андерсена о волшебном светильнике, которого люди считали обычным уличным фонарём. Во время игры-драматизации ребёнок включается в игровую деятельность и соответственно своим способностям и возможностям перевоплощается в «ребёнка-режиссёра», «ребёнка-актёра», «ребёнка-оформителя» и т.д. В нашей школе есть студия кукольного театра «Петрушка». Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

-        продуктивном (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

-        исполнительском (речевое, кукловодческое);

-        оформительском (декорации, куклы, костюмы, бутафория, подбор музыкального сопровождения).

В нашей студии, как и в большой дружной семье, есть разновозрастные ребята. Старшие студийцы, уже опытные театралы-кукловоды, обучают новичков, знакомят их с азами. Ведь «чтобы развивать талант, надо общаться с талантливыми людьми». Дети совершенно не боятся выступать перед родителями, учителями и учащимися школы, ведь их не видно за ширмой! Зато если посмотреть на их лица во время выступления, то их мимике и эмоциональному напряжению может позавидовать любой актёр. Вся эта работа приносит свои плоды — призовые места на городских и районных конкурсах и фестивалях, грамоты и дипломы актёрам за лучшее исполнение главных ролей. Актёрская одарённость — редкость, она формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия, воображения, эмоциональных переживаний. Люди, обладающие актёрским талантом, как правило, успешны в любой публичной профессии (педагог, адвокат, тележурналист, менеджер, врач и т.д.). В наше время это дорогого стоит!

Но опыт работы педагогов нашей школы показывает, что родители не одинаково относятся к своим одарённым чадам. Некоторые мамы и папы считают, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребёнка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности, его потребность в творческом самовыражении. Некоторые видят в этом нечто выходящее за рамки нормальности. Другие родители, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребёнка, тем самым, удовлетворяя родительское тщеславие, всячески подчёркивая, что их малыш не такой, как другие дети, что его одарённость даёт ему право на особые привилегии. Но родителям следует подумать и о будущем своих детей. Мы ведь знаем, сколько трудностей может возникать на жизненном пути творческой личности. К этим трудностям надо готовить ребёнка уже сейчас, укрепляя его веру в свои силы: «Я думаю, что у тебя обязательно всё получится!». И нужно быть примером для своего ребёнка. Одарённые дети, как правило, очень чувствительны и ранимы. То, что у других не вызовет никакой реакции, у них может вызвать истерику. Это относится и к словам и действиям взрослых. Об этом следует помнить и родителям и педагогам!

В заключение необходимо заметить, что работа с одарёнными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с родителями одарённых детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, внеурочное время, область науки, одаренный ребенок, родитель, создание условий, способность.


Задать вопрос