Работа с одаренными детьми в детской школе искусств
Автор: Фонарюк Наталья Сергеевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 27.11.2023
Статья просмотрена: 174 раза
Библиографическое описание:
Фонарюк, Н. С. Работа с одаренными детьми в детской школе искусств / Н. С. Фонарюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8796/ (дата обращения: 19.11.2024).
Тема, посвященная работе с одаренными детьми, связана с потребностью современного общества в неординарных творческих личностях. Для государства особую ценность представляет творческий потенциал его граждан. Поэтому приоритетной задачей становится раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, в том числе в детских школах искусств.
Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать, суть своего рода боги или побочные дети богов, от нимф или каких-то еще существ» [7, с.81]. В сочинении «Ион» Платон также поднял вопрос о происхождении способностей: «поэты творят … не с помощью искусства, а по божественному определению» [8, с.377]. Таким образом, Платон говорил о том, что способности, в том числе, и поэтические, имеют божественное происхождение.
В XVII веке английский мыслитель Джон Локк утверждал, что ум ребенка при его появлении на свет «есть… белая бумага без всяких знаков и идей», которые приходят с опытом [4, c.154]. Эта идея нашла свое выражение в термине tabula rasa, согласно которому ребенок подобен «чистой доске» без какой-либо божественной предрасположенности к умственной деятельности.
Предметом серьезных исследований одаренность стала только в XX веке. Довольно глубоко эта проблема была исследована в Германии в начале века. Немецкий исследователь В.Штерн рассматривал понятие «умственной одаренности», под которой он понимал «общую способность сознательно направить свое мышление на новые требования и общую умственную способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [12, c.7]. Данное определение исходило из универсального представления о психике, как высшей форме приспособления и адаптации.
Большой вклад в исследование этой проблемы внес Б. М. Теплов. В его работах было дано определение способностей, под которыми он понимал «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности» [10, c.32]. Одаренностью Б. М. Теплов называл «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении… деятельности» [10, c.34].
Следовательно, одаренным можно назвать того ребенка, который выделяется среди других яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в каком-либо виде деятельности.
Как отмечают исследователи (например, И. Ю. Кулагина), одаренные дети, несмотря на свою неповторимость, имеют ряд общих черт [2, c.173]. К ним, прежде всего, относится ярко выраженная познавательная потребность, побуждающая ребенка к активному поиску новых впечатлений, информации. Другая черта одаренных детей — это сверхчувствительность к проблемам. Ее выражением является способность ребенка схватить существо вопроса, увидеть проблему там, где другие не видят сложностей.
Одаренные дети не только быстро и точно выполняют задания учителя. Им свойственна установка на творческое выполнение заданий: поиск новых решений, нахождение новых идей.
Среди физических характеристик одаренных детей большинство исследователей отмечают высокий энергетический уровень, который позволяет часами заниматься любимым делом) [11, c.225].
Выделенные общие особенности одаренных детей можно объединить в «трехкольцевую модель одаренности», предложенную Дж. Рензулли. Она включает в себя 3 компонента: усиленную мотивацию (от французского motif — «побудительная причина»), интеллект выше среднего уровня, «творческость» [9, c.84].
Одной из главных проблем работы преподавателя в детской школе искусств является выявление детской творческой одаренности. На сегодняшний день решению этой проблемы способствуют разнообразные способы и методы.
Цель исследовательско-диагностической работы — получение первичной информации о характере и направленности интересов детей, обучающихся в группах общего раннего эстетического развития, а также склонностей и способностей детей, обучающихся на других отделениях ДШИ.
Первый подготовительный этап, способствующий выявлению одаренности ребенка — диагностика ребенка при поступлении в ДШИ, а также работа с родителями, включающая беседу и анкетирование. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности.
Для поступающих на программы в области музыкального искусства отбор проводится в форме собеседования и прослушивания. Определяется уровень развития музыкального слуха, ритма, памяти. К поступающим на программы в области музыкального искусства предъявляются следующие требования: развитие навыков речи в соответствии с возрастом поступающего, умение четко формулировать и выражать свои мысли, способность определять на слух направление движения мелодии (вверх, вниз, поступенно, скачками), количество звуков в созвучии (1,2,3), проинтонировать детскую песенку (попевку), прохлопать ритмическую последовательность в размере (2–4 такта с различными ритмическими группами), достаточный уровень физиологического развития организма (игрового аппарата).
Признаки музыкальной одаренности обнаруживаются сравнительно рано. Высокая избирательность выражается здесь в том, что самые сильные впечатления и переживания ребенка связаны со звуками. Музыкально одаренный ребенок чутко реагирует на характер и настроение музыки, хорошо поет. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Примерно в пять лет у них резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Так, например, известный музыкант Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) в шесть лет попросил отца записать сочиненную пьеску, которая оказалась менуэтом. [1, c.28]. Музыкально одаренные подростки любят слушать музыкальные записи, стремятся ходить на концерты, хорошо играют на каком-нибудь инструменте. В пении и музыке они стремятся выразить свои чувства и настроения.
Для поступающих на программы в области изобразительного искусства отбор проводится в форме собеседования и просмотра работ. Определяется уровень развития воображения, образного мышления, изобразительных навыков. К поступающим на программы в области изобразительного искусства предъявляются следующие требования: развитие навыков речи, в соответствии с возрастом поступающего; умение четко формулировать и выражать свои мысли; развитие воображения и образного мышления; развитие изобразительных навыков; достаточный уровень развития мелкой моторики.
У детей художественно одаренных наблюдается высокая избирательность в отношении зрительных образов. Такие дети сильно впечатлительны, наблюдательны, способны все вокруг видеть в красках, замечать необычное и запоминать надолго. Примерно к десяти годам у этих детей виден индивидуальный «почерк». В их рисунках нет однообразия. Они способны составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток. Художественно одаренный ребенок способен высказать собственную оценку произведений искусства и попытаться воспроизвести то, что ему понравилось.
Одним из основных методов определения одаренности являются психологические анкеты и тесты. Примерами могут служить анкета «Определение интенсивности познавательной потребности» В. С. Юркевича, методика оценки общей одаренности А. И. Савенкова, методика экспертных оценок по выявлению одаренных детей А. А. Лосевой. Важную роль здесь играет интерпретация результатов. Преподаватель, не обладающий специальными знаниями в области психологии, может неверно истолковать результаты тестирования.
В процессе работы с детьми педагог осуществляет дальнейшее наблюдение, анализирует продукты творчества и познавательные возможности ребенка. Индивидуальные и мелкогрупповые занятия в детской школе искусств позволяют применять личностно-ориентированный подход к ученику. Вариантами деятельности в этом направлении могут быть индивидуальные задания, привлечение учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.
Необходимым является создание атмосферы комфорта, в которой одаренный ребенок смог бы самореализоваться, раскрыть свой талант и успешно адаптироваться в современном обществе. Именно такие условия должна обеспечивать система дополнительного образования.
Литература:
- Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — с. 28.
- Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.- с. 173.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 2000–416с.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Сочинения в 3 томах. т.1. / Ред.:И. С. Нарский, А. С. Субботин.- М.: Мысль, 1985.- с.154
- Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности.- М.: Академический Проект; Трикста, 2004. — 174с.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности.// Вопросы психологии.- 1989.- № 6.- с. 30.
- Платон. Апология Сократа // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. / Общая редакция А. Ф. Лосева и др.- М.: Издательство «Мысль», 1999.- с. 81.
- Платон. Ион // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. / Общая редакция А. Ф. Лосева и др.- М.: Издательство «Мысль», 1999.- с. 377.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса.- М. Издательский центр «Академия», 1996. — с. 84.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под редакцией И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.- М.: Издательство Московского университета, 1981.- с. 32.
- Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. — М. Соборъ. — 1997. — с. 225.
- Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Перевод с немецкого А. П. Болтуновой; под редакцией В. А. Лукова.-СПб.: Союз, 1997.- с.7.