Актуальность проблемы формирования представлений о женственности определяется социальным заказом общества — формирование нового (современного) типа женщины. На сегодняшний день не существует единых требований и подходов к пониманию роли и места женщины в современном мире, поэтому знания и представления являются разрозненными и не объединенными в систему. Каждый педагог в дошкольных образовательных учреждениях формирует те представления об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста, которые он считает важными для себя. В соответствии с этим необходимо осуществлять поиск новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, создавать условия для успешного формирования представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста.
В настоящее время существует множество различных подходов и теорий гендерной социализации. Наиболее важной и значимой мы считаем, теорию андрогинности С. Бем, которая предполагает, что женщина должна обладать и маскулинными и феминными качествами. Человек, обладающий только традиционно типичными для того или иного пола чертами, обречен на неуспех в реальной жизни, так как ритм современной жизни настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих гибко подходить к любым изменениям.
Нами конкретизировано, что женский образ — это набор женских качеств, связанных с социально значимым и общественно признанным стилем позитивного полоролевого поведения. Идеальный женский образ — это гармоничное сочетание традиционно феминных качеств, таких как мягкость, отзывчивость, нежность, с маскулинными качествами, такими как целеустремленность, уверенность, отсутствие пассивности. Идеальный женский образ формируется в представлениях. Представления — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Анализ представлений об идеальном женском образе позволил систематизировать эти представления.
Структура представлений об идеальном женском образе
Компоненты личности женщины, отраженные в представлениях Представления об идеальном женском образе
Здоровьесберегающий компонент Женщина заботится о здоровье всех, кто ее окружает, в том числе и своем; женский образ наполнен культурно-гигиеническими навыками внешнего и внутреннего плана, она опрятна и красива
Эмоциональный компонент Женщина обладает толерантностью, эмпатией; женщина обворожительна, у нее есть эстетический вкус, юмор, богатое эмоциональное воображение
Поведенческий компонент Женщина управляет своим поведением, характером общения; женский образ включает в себя деловые качества, волевую регуляцию и нравственный позитив в действиях и отношениях
Когнитивный компонент Познавательный интерес, интеллектуальные качества; способность уметь предвидеть и оценивать жизненные ситуации
Формирование представлений о женском образе можно отнести к нравственным и социокультурным ценностям.
Ценности — своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения. Основой социокультурных и духовно-нравственных ценностей являются традиции народа, внутренний мир человека, реальный окружающий мир. Ценности составляют ядро духовности.
Я расскажу о работе в контексте программы «Социокультурные истоки» для дошкольного возраста.
Эта программа основывается на культурно-исторической теории Л. С. Выготского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком- дошкольником.
Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействуют зарождению чувства сопричастности к традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком — дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
Освоение социокультурных категорий и ценностей не может быть решена путем простого транслирования содержания детям. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимы условия для их прочувствованного восприятия:
- организация предметно-развивающей среды, направленной на формирование представлений об идеальном женском образе;
- создание ситуаций, способствующих формированию представлений идеального женского образа в образовательном пространстве ДОУ;
- применение средств художественного творчества (детская художественная литература, мультфильмы, музыка, живопись), способствующих формированию у детей представлений об идеальном женском образе.
При реализации первого педагогического условия происходило обогащение предметно-развивающей среды, направленной на формирование представлений об идеальном женском образе. В игровой деятельности осуществлялся подбор игрушек, был обновлен методический материал, использовалась наглядность. Совместно с детьми (были задействованы родители и педагоги) были созданы на занятиях атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Семья», «дочки-матери», «хозяюшка», «больничка», «школа», «парикмахерская»). Привлекались на занятия мамы детей, которые рассказывали о своих делах, обязанностях. Закрепляли полученные знания на тематических выставках о выдающихся женщинах, детям рассказывалось об их личностных качествах с акцентом на их внешний и внутренний мир. При организации предметно-развивающей среды мы опирались на следующие принципы В. А. Петровского: активность, эмоциогенность среды, ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, тенденция «открытости — закрытости», учет половых и возрастных различий. Было осуществлено зонирование: создана игровая зона, где проводились игры и беседы с детьми; художественно-эстетическая — уголок, где оформлены стенды «Моя мама самая лучшая на свете», на которых были рисунки детей с изображением матери.
Второе условие — создание ситуаций, способствующих формированию представлений идеального женского образа в образовательном пространстве ДОУ. Для реализации данного условия мы использовали цикл занятий по формированию представлений об идеальном женском образе; беседы: «Женщина красива духовно и физически», «Женщина создает уют», «Дела и обязанности женщины», «Что вам больше всего нравится в маме?». Так, например, на занятии на тему «Дела и обязанности женщины» шло формирование представлений о таких понятиях, как трудолюбие и лень.
Также в процессе формирования представлений об идеальном женском образе использовался метод моделирования и методы проблемных ситуаций. Данные методы способствовали наиболее точному усвоению представлений и расширяли знания детей об идеальном женском образе.
При реализации третьего условия — применение средств художественного творчества, способствующих формированию у детей представлений об идеальном женском образе, нами использовался цикл занятий «Женщина следит за собой», «Как научиться любить себя», «Главное качество женщины — человеколюбие», «Образ маминой дочки», «Вежливая мама», «Мамы разные нужны», «Умей общаться», «Привлекательность женщины в ее внешности», «Помните: добро побеждает зло», «Женщина дружелюбна со всеми».
На занятиях читали произведения таких авторов, как А. Барто, Л. Ф. Воронковой, С. В. Михалкова, В. А. Осеевой А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и т. д. Осуществлялся просмотр, с последующим обсуждением следующих мультфильмов: «Цветик-семицветик», «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Синеглазка», «Василиса Прекрасная» и т. д. Так, например, на основе произведения Л. Ф. Воронковой «Маша-растеряша» формировали представления об аккуратности и неаккуратности.
Формирование представлений об идеальном женском образе у детей дошкольного возраста происходило в ходе прослушивания музыкальных произведений М. Пляцковского «Мамина песенка», «Мама», Л. Мироновой «Мы запели песенку», О. Фадеевой «Самая хорошая», М. Садовского «Песня о маме», «Мама — верный друг».
Для усиления формирования представлений об идеальном женском образе использовались картины известных авторов: В. М. Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства»; В. Сурикова «Сибирская красавица»; И. Аргунова «Портрет неизвестной в крестьянской одежде»; Д. Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме»; М. Врубеля «Снегурочка» и т. д.
Большинство ценностных ориентаций личности формируются путем продолжительного осмысления, приложения к себе, сознательного выбора и усилия. Педагогическая задача — организовать движение от внешнего к внутреннему, запустить процесс формирования и провести его через ряд этапов.
В своей работе мы опирались на технологию развития ценностных ориентаций:
1. Знакомство с ценностью.
2. Осознание и проговаривание на своем языке.
3. Проживание ценностных ситуаций и тренировка в ценностном поведении.
4. Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях.
Рассмотрим основные формы работы, которые использовались нами в работе с детьми на каждом этапе.
1 этап: знакомство с ценностью.
- Использование примеров из художественной литературы, чтение и обсуждение прочитанного.
Сопоставляя действия персонажей, их поступки дети на их примерах учатся эмоционально-чувственно осознавать духовно-нравственные нормы и ценности родного народа. Так минуя сознание, на рефлекторном уровне формируется система духовно-нравственных представлений и базовых нравственных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией. Осмысливая систему ценностей, ребенок постепенно устанавливает причинно-следственные связи между поведением, поступками людей и образами их жизни.
- Просмотр видеоматериалов, мультфильмов, их обсуждение.
- Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям.
2 этап: проговаривание на своем языке.
- Обсуждение.
- Ролевые игры и театральная драматизация.
- Разбор реальных ситуаций, проговаривание и обоснование выборов в конкретной ситуации.
- Планирование конкретных дел ценностного содержания.
- Разбор конфликтных ситуаций.
3 этап: проживание ценностных ситуаций и тренировка в ценностном поведении.
- Участие в театральных постановках, исполнение ценностно-окрашенных ролей.
- Творческая деятельность: нахождение ценностных сюжетов для рисунка и др.
- Описание женских портретов.
В процессе работы над портретами дети научились давать психологическую характеристику герою (по позе, по взгляду, по цвету определять настроение героя), последовательно составлять рассказ, выражая своё отношение к изображаемому персонажу, используя в речи прилагательные, образные сравнения. У детей появилось умение высказывать свое мнение, его обсуждать и доказывать. Ребенок, понявший красоту мира искусства в детстве, никогда не сойдет с тропы духовного развития, вырастет достойным гражданином своего государства.
- Сюжетно-ролевые игры, предполагающие проживание ситуаций выбора и принятия на себя ответственности за них.
- Совместное с детьми проживание сложных жизненных ситуаций и обстоятельств.
- Опыт принятия других, забота о других.
- Досуги с мамами, бабушками, забот о них.
4 этап: реальные ситуации.
- Установление и поддержание ценностных традиций группы, ДОУ.
- Разработка и проведение акций, имеющих ценностное содержание.
- Публичная нравственная оценка событий и поступков.
- Проведение совместной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий.