Веками люди разных национальностей, возрастов и положения в обществе сталкивались с необходимостью покинуть свою родную страну по различным политическим, идеологическим, религиозным, а также социальным, экономическим и другим причинам. И сегодня в условиях возрастающей интернационализации общественной жизни межгосударственная миграция населения является одним из ключевых элементов становления современного общества. Это поистине глобальное явление оказало особое влияние и на развитие Российского государства, оставив неизгладимый след в его истории и культуре.
Многие наши современники хотя бы раз в жизни задумывались об отъезде из России в другие страны. Среди основных причин эмиграции выделяются главным образом неудовлетворённость занимаемой рабочей должностью, оплатой труда, желание повысить уровень своего благосостояния, обеспечить будущее себе и своим детям. В настоящее время переезд в другую страну является самостоятельным и добровольным решением каждого человека. Однако так было не всегда.
Возникает вопрос, какие же мотивы эмиграции были у наших соотечественников и какой характер носила русская эмиграция в разные исторические периоды.
История русской эмиграции насчитывает не одно столетие. Например уже в начале XVI века новгородско-московские еретики, дабы укрыться от преследований православной церкви и московской великокняжеской власти, были вынуждены бежать за границу Российского государства в Литву [2].
В «петровскую» эпоху к политическим мотивам эмиграции добавились мотивы религиозные. Эмиграция по экономическим мотивам, так характерная для стран Центральной и Западной Европы, практически не затрагивала Россию вплоть до ХIХ века, хотя и есть упоминания о русских переселенцах XVI — XVIII вв. в Америку, Китай и Африку. Количество эмигрантов, однако, в данный период было незначительным [2].
С массовой эмиграцией Россия столкнулась в XIX веке. Волна переселения русской аристократии, в основе которой лежали прежде всего политические мотивы, была вызвана царскими репрессиями после Восстания декабристов в 1825 году. Главным центром русской эмиграции во второй четверти XIX века был Париж, а после революции в 1848 году им стал Лондон. Именно в Лондоне в 1853 году А. И. Герценом была основана первая Вольная русская типография, которая издавала запрещенную в России революционную литературу и в целом оказывала значительное влияние на формирование русского политического мышления того времени. Другой не менее важной причиной массового отъезда русского дворянства был сравнительно более высокий уровень жизни и политической свободы в европейских странах. Этим воспользовался например известный русский анархист и учёный П. А. Кропоткин, бежавший из тюремного заключения в Великобританию в 1876 году.
Спусковым крючком следующей эмиграционной волны стала Октябрьская революция в 1917 году. Эта волна получила название «белая», так как в своём большинстве её представляли сторонники белого движения, а также классовые противники большевиков. Среди них были такие всемирно известные деятели науки и искусства, как Н. Н. Афанасьев, И. А. Бунин, В. Г. Гайдаров, С. Н. Гладкая, В. В. Набоков, Л. О. Пастернак. Основными направлениями русской эмиграции в те годы были страны Европы и Дальнего Востока, а её главными центрами стали Берлин, Париж, Прага, Белгород и София [2].
Большинство эмигрантов полагали, что их отъезд был вынужденным и временным явлением, и свято верили в то, что в скором времени они вернутся в Россию после, как им казалось, быстрого коллапса советской власти. Однако со временем стало ясно, что крушение советской власти в ближайшее время не произойдет и пребывание русских эмигрантов за границей приобрело постоянный характер.
По данным Лиги Наций в общей сложности после октябрьской революции из России выехали приблизительно 1 миллион 160 тысяч человек, примерно четверть из которых принадлежали к Белой армии [1].
Следующая волна русской эмиграции в отличие от предыдущей, большое влияние на которую оказывала Гражданская война, сформировалась в период активного развития социализма, сталинского террора 20-х — 30-х гг. XX века и Второй мировой войны.
Довольно многочисленную группу эмигрантов в конце 30-х гг. представляли этнические немцы, которым в 1939 году было разрешено вернуться на родину после заключения особой договорённости между Советским Союзом и Германией. Чуть позже в 1939–1940 гг. в результате русско-финской войны сформировалась ещё одна группа эмигрантов, в числе которых были главным образом советские военнослужащие, оказавшиеся в финском плену, которые по окончании войны бежали в нейтральную Швецию и не были выданы советским властям. Массовая же эмиграция пришлась на период Великой Отечественной войны (ВОВ). Временем завершения формирования данной волны считается начало 50-х гг., когда были упразднены международная и советская организации, занимавшиеся вопросами репатриации и эмиграции.
Массовая эмиграция в период ВОВ отличалась принудительным характером, её причины не укладывались в традиционное понятие «эмиграция», а мотивы были несхожи с мотивами эмиграции в мирное время.
В 1941–1945 гг. за линией фронта оказалась значительная часть территорий СССР, на которой до войны проживало около 88 миллионов человек. Из числа этих людей в основном и формировалась послевоенная эмиграция [1].
Русские эмигранты этого периода делятся на две основные категории: 1. Военнослужащие и гражданские лица, бежавшие с отступавшими войсками нацистской Германии с оккупированных территорий СССР. 2. «Невозвращенцы», в числе которых были военнопленные, советские граждане, в основном молодежь, которых принудительно отправляли в Германию в качестве рабочих и которые позже избежали репатриации и не пожелали вернуться в Советский Союз [2].
Новая волна эмиграции, иногда именуемая диссидентской, охватила Россию в период холодной войны (1948–1989 гг.). По разным оценкам количество отбывших за границу Советского Союза насчитывает около полумиллиона человек. Эмигрантов этой волны можно условно разделить на две категории: репатрианты, возвращавшиеся в Германию, Израиль и Грецию; диссиденты, которые насильно или добровольно покинули Россию.
Представители первой категории быстро теряли связь с Россией, так как старались как можно быстрее ассимилироваться в новом обществе. Анализ же второй категории представляется более сложным процессом. Диссиденты за границей в основном занимались пропагандой правозащитного движения в СССР, издавали литературные произведения, которые были запрещены в Советском Союзе, так как значительно отличались от доминировавшей в то время в советском обществе коммунистической идеологии. В числе авторов этих произведений были такие известные фигуры, как В. К. Буковский, А. А. Зиновьев, В. Е. Максимов, А. И. Солженицын и И. А. Бродский. Самыми же известными изданиями были в первую очередь журналы «Континент» и «Вече».
Русские диссиденты всем сердцем любили Россию и верили, что ведут борьбу за её освобождение от коммунистических цепей, за восстановление национальной России. Однако на деле всё оказалось иначе. Западные спецслужбы их попросту использовали в борьбе с «советским режимом и коммунистической идеологией», которая была лишь поводом для раздробления и уничтожения России. Некоторые эмигранты, например А. А. Зиновьев и В. Е. Максимов, осознали, что были использованы во вред своей Родине, другие же, например В. К. Буковский и В. П. Аксёнов, осознав изменение ситуации, сменили антисоветскую риторику на антирусскую [2].
Современная волна русской эмиграции началась в 90-х годах XX века после распада Советского союза. В России, а также на Западе бытовало мнение, что открытие границ приведет к эмиграционному буму. По данным Всесоюзного (позднее Всероссийского) центра изучения общественного мнения — ВЦИОМа, который в 1990 году провёл опрос на тему: «Отношение населения СССР к работе за границей», 1,5–2 миллиона граждан заявили о готовности к выезду с территории СССР, и ещё 5–6 миллионов рассматривали такую возможность. По оценкам западных экспертов предполагалось, что количество эмигрантов могло достигнуть 20 миллионов человек. Однако эти предположения оказались слишком преувеличенными. Вопреки ожиданиям резкого увеличения эмиграции из России не произошло. Начиная с 1990 года русская эмиграция держится примерно на одном уровне, колеблясь от максимума 114 тысяч человек в 1993 году до минимума 78 тысяч человек в 2000 году. Данные о эмиграции из России представлены на графике 1. В целом за последнее десятилетие XX века из России выехали примерно 1 миллион 100 тысяч человек [1].
Рис. 1. Эмиграция из России в страны «дальнего зарубежья» по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации
По данным Государственного комитета по статистике средний возраст эмигрантов составлял 30 лет, 2/3 из них были мужчины, 34 % — служащие, 31 % рабочие, 2 % — колхозники, 4 % — учащиеся, 25 % — незанятое в просизводстве население и пенсионеры. Интересным является и тот факт, что среди эмигрантов 99,3 % граждан не владели никакими другими языками, кроме русского [2].
По данным Федеральной службы государственной статистики в период с 2000 по 2013 гг. за пределы России выехал приблизительно 1 миллион 170 тысяч человек, что свидетельствует о том, что прирост количества русских эмигрантов по сравнению с 90-ми гг. в целом остался на том же уровне [3].
Мотивы современной волны русской эмиграции вследствие нестабильной социально-экономической ситуации в стране имеют прежде всего экономический характер. Важно отметить и тот факт, что в настоящее время эмиграция за границу России является добровольной [5].
В поиске причин, вынуждающих жителей стран бывшего Советского союза на переезд в другую страну, Американский институт общественного мнения Гэллап в 2010–2012 гг. провел опрос между гражданами 12 стран бывшего Советского союза включая Россию. Главный вопрос, заданный участникам опроса, звучал так: «Теоретически, если бы у Вас была такая возможность, уехали бы Вы в другую страну на постоянное место жительства, или предпочли бы остаться в Вашей стране?» (англ. «Ideally, if you had the opportunity, would you like to move permanently to another country, or would you prefer to continue living in this country?»). Результаты опроса приведены в таблице 1 [4].
Таблица 1
Результаты опроса
|
Процент желающих уехать в другую страну, % |
Армения |
40 |
Молдавия |
32 |
Украина |
21 |
Беларусь |
17 |
Кыргызстан |
16 |
Россия |
14 |
Азербайджан |
14 |
Грузия |
14 |
Казахстан |
13 |
Таджикистан |
11 |
Туркменистан |
6 |
Узбекистан |
5 |
В среднем |
15 |
Оказалось, что в среднем свою страну хотят покинуть 15 % граждан данных государств, причем в России этот показатель был ниже среднего.
Также респондентам предлагалось указать причину их желания эмигрировать из своей страны. Полученные в ходе опроса данные приведены в таблице 2 [4].
Таблица 2
Основные причины эмиграции
Основные причины эмиграции |
% |
Улучшение уровня благосостояния |
52 |
Для будущего детей |
13 |
Получение работы / Невозможность устроиться на работу |
10 |
Социальные блага |
4 |
Воссоединение с семьёй |
3 |
Жизнь в стране, где защищены права человека |
3 |
Жизнь в стране с более низким уровнем преступности |
1 |
По причине экологических проблем в стране проживания |
1 |
Другие причины |
2 |
Не знаю / Не хочу отвечать |
12 |
В заключении хотелось бы отметить, что сегодня большинство стран мира стремится приспособиться к быстро меняющейся действительности и насколько возможно регулировать международную миграцию населения. В связи с этим предпринимаются все необходимые меры для обеспечения данной области необходимым законодательством и правовым полем. И хотя международная миграция ещё не является областью до конца изученной, её проблематика всё чаще становится предметом широких дискуссий.
Литература:
1 Демоскоп Weekly [Электронный ресурс] — Режим доступа — http://demoscope.ru/
2 Ионцев, В. А. и кол. Эмиграция и репатриация в России. Москва: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001–490 с. ISBN 5–901716–01–9.
3 Росстат [Электронный ресурс] — Режим доступа — http://www.gks.ru/
4 Gallup [Электронный ресурс] — Режим доступа — http://www.gallup.com/
5 Šišková, Tatjana, ed. Menšiny a migranti v České republice: [my a oni v multikulturní společnosti 21. století]. Praha: Portál, 2001–188 s. ISBN 80–7178–648–9.