Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается значение референтных групп и первичных социальных объединений в формировании оценочных способностей личности. Подчеркивается влияние оценочных способностей на мотивацию профессионального самоопределения обучающегося.
Ключевые слова: оценочные способности, формирование и развитие личности, обучающиеся, психологические функции и характеристики личности, мотивация профессионального самоопределения.
Оценочные способности играют значимую роль в структуре личности, в ее формировании и развитии. Оценочные способности оказывают влияние на мышление, память, на становление характера, совершенствование других способностей, умений и навыков, в первую очередь навыков человеческого общения. Они влияют на мотивационную сферу и самосознание индивида, на профессиональное самоопределение [1, с. 53], на социальные и эмоциональные установки, на отношения человека к себе и другим людям. Системно проанализировать процесс формирования и развития оценочных способностей можно только с учетом характеристик параллельно развивающихся познавательных процессов, мотиваций, эмоций и других характеристик, объединенных в современных психологических представлениях в понятии «личность».
В качестве первоисточников самооценок и оценок других людей в период юности могут выступать мнение родителей, суждения педагогов, высказывания других, значимых для школьника взрослых людей, мнения друзей по школе, суждения, получаемые из произведений искусства и средств массовой информации, мнения, сложившиеся в собственном опыте. Все это может повлиять на суждения юношей и девушек о людях. Однако мнение, выражаемое человеком, не является простым повторением того, что сказано другими людьми или заимствовано из иных источников информации. Оно всегда является также продуктом собственных размышлений, сравнения человеком себя, своего поведения с личностными чертами и поступками других людей, с оценками, даваемыми другими людьми, со своими собственными идеалами.
Идеалы являются важным атрибутом самовоспитания. Этот процесс в период ранней юности весьма противоречив и динамичен, полон внутренних и внешних проблем. Для того, чтобы целенаправленное воспитание, организуемое семьей и школой, достигло своей цели, оно должно дополняться самовоспитанием. Очень важно, чтобы идеалы, включенные в систему педагогического и семейного воспитания, не противоречили друг другу.
Развитие личности ребенка — целостный процесс. Отдельные стороны личности, например оценочные способности, не могут развиваться независимо от остальных свойств и качеств личности. Так, трудно себе представить формирование характера человека без развития способностей, развитие способностей без представлений о психических процессах, а становление познавательных функций — без развития мотивационной сферы [2]. Все эти психологические функции и характеристики личности взаимосвязаны, и обособление одной из них неизбежно сказывается на развитии другой.
Особое место в управлении формированием оценочных способностей школьников отводится так называемым референтным группам и первичным социальным объединениям — группам и коллективам. Общение в группах сверстников, особенно одноклассников и одногруппников, чтение художественной литературы, посещение кино, театра и т. п. дают молодым людям богатый материал для размышлений, для разнообразных сравнительных оценок себя с другими людьми.
При осознании себя как личности, оценивании своих собственных действий и поступков большую пользу обучающимся оказывают данные самонаблюдения. Они, однако, не выступают в чистом виде, а опосредуются общественным опытом, знаниями, полученными как в прямом, личном, непосредственном общении со значимыми людьми в разнообразных группах, так и в косвенном общении через произведения литературы, науки и искусства. Интенсивность и широта круга общения способствуют приобретению такого опыта. Разумеется, речь должна идти не о стихийном, а о педагогически продуманном, целесообразно организованном общении. Дефицит общения — одна из часто встречающихся причин отставания развития личности, в особенности оценочных способностей.
Познавая себя, обучающийся как бы «переносит» на себя другое лицо, сравнивает себя с ним, осознает свое сходство и непохожесть на другого, сопоставляет сходные и отличительные черты с идеалом, дает себе оценку и делает вывод о том, что достойно чувства удовлетворения, а что в его личности требует дальнейшего совершенствования.
Межличностный перенос оценок предполагает предварительное упрочение общей точки зрения на себя как на существо принципиально такого же рода, как и все остальные люди, но со своими специфическими особенностями, которые должны познаваться в сравнении.
Традиционно существующие цели и задачи обучения и воспитания необходимо дополнить специальной задачей развития у обучающихся оценочных способностей, включить и ее в практику преподавания различных дисциплин, в первую очередь предметов общественного цикла, в практику осуществления внеаудиторной работы.
В системе воспитания оценочных способностей очень важно обеспечить для обучающихся надежный «социальный контроль», который осуществляется не только педагогическим коллективом, но и самими обучающимися через коллективное мнение. Можно предположить, что между оценками, даваемыми человеком себе и окружающими, и особенностями коллективного мнения существует прямая зависимость. Окружающие обучающегося люди могут как положительно, так и отрицательно влиять на его оценки; это в равной степени касается педагогов, родителей и сверстников. К примеру, завышение или занижение не всегда объективными в своих отношениях к обучающемуся педагогами или родителями своих оценок может отрицательно сказаться на самооценке обучающегося, соответственно завышая или занижая ее. Это же неблагоприятно может повлиять на развитие его оценочных способностей, на характеристики, которые он сам будет давать окружающим людям, на взаимоотношения, складывающиеся с ними.
Существует определенная взаимосвязь между оцениванием обучающимися своей учебы, жизненного опыта, с одной стороны, и выбором будущей профессии, с другой.
Анализ результатов исследований Л. И. Мнацаканян [3] свидетельствует о том, что 26,8 % старшеклассников выбирают профессию, руководствуясь желанием приносить пользу обществу, они отличаются высокой целеустремленностью, самокритичностью, большой требовательностью к своим знаниям. Эти обучающиеся имеют полное представление о выбранной профессии, дают ее полную характеристику.
Самая большая группа обучающихся (40 %) связывает общественные и личностно-значимые мотивы выбора профессии.
Источником мотивации профессионального выбора двух данных групп обучающихся является подражание взрослым — педагогам, родителям, окружающим людям [4, с. 87].
Выбор профессии у другой подгруппы обучающихся детерминирован честолюбивыми стремлениями. Они хотят стать известными, признанными, почетными людьми. Как правило, это способные обучающиеся, правильно представляющие себе выбранную профессию, ее общественную значимость. Они уверены в себе, отличаются высоким уровнем притязаний. Увлечение своей будущей профессией становится характерной особенностью досуга этих обучающихся. Они ходят в кружки, читают специальную литературу. Желание достигнуть вершин профессионального успеха у этих обучающихся следует рассматривать как положительное явление, так как престижные устремления у них сочетаются с выбором полезных, социально востребованных профессий. Обучающимся данной группы присущи твердая воля, самоанализ, самокритичность.
Немалую группу среди старшеклассников составляют не устоявшиеся или не определившиеся в выборе профессии. Они поступают в вуз не потому, что им нравится то или иное направление подготовки, а лишь для того, чтобы не остаться без высшего образования. Ко всем профессиям они относятся одинаково положительно, но без особого интереса.
И, наконец, особую группу составляют старшеклассники, у которых доминируют индивидуалистические мотивы. Эти школьники мало думают об образовании. Большое влияние на формирование личности обучающихся этой группы оказывает микросреда (семья, круг общения). Старшеклассники стихийно ориентируются на окружающих, часто не предвидя возможных отрицательных последствий. В этом сказывается недостаточное развитие оценочных способностей, неумение ориентироваться на настоящие ценности, видеть и отличать моральное от аморального, нравственное от безнравственного.
Выявляя такого рода умонастроения, отклоняющиеся от принятых моральных норм, родителям, педагогам необходимо задуматься, откуда это идет, где их истоки и использовать все средства педагогического воздействия, чтобы исключить подобные интересы и «идеалы». Этого можно добиться, вызывая доверие к себе, отсекая негативное и подкрепляя положительное фактами из жизни.
Обучающиеся, для которых характерны приспособленческие мотивы в выборе профессии, руководствуются исключительно прагматическими соображениями, приспосабливаются к обстоятельствам, идут по наиболее легкому и выгодному пути, думают найти в жизни спокойное, удобное место, маскируя свои взгляды, скрывая от других жизненные планы, цели и стремления.
В особую группу следует выделить старшеклассников с безразличным отношением к профессиональному самоопределению. Это безразличие, по всей вероятности, является результатом отсутствия учебных интересов. Обучающиеся данной группы считают, что любая профессия может быть и хорошей, и плохой. У них отсутствует избирательное отношение к профессиям, и профессиональный выбор не выступает для них как значимая и актуальная жизненная проблема. Под влиянием взрослых, сверстников они могут выбрать любой вуз и учиться на любом факультете без внутреннего убеждения и без конкретной внутренней мотивации [5].
Безразличное отношение к будущей профессии сказывается на отношении старшеклассников к учебе в целом или же к определенным предметам. Их значимость для общего развития личности и будущей профессиональной деятельности при этом переоценивается.
Таким образом, рассматривая проблему значимости оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося, следует подчеркнуть, что, чем более развита оценочная способность, тем выше мотивация профессионального самоопределения [6]. Между знаниями, умениями и оценочными способностями существует прямая зависимость. Тесная связь существует и между самооценкой обучающихся и способностью к выбору определенной профессии. Выбор профессии обучающимися является не только средством и способом развития оценочных способностей, но выступает и как показатель или выражение соответствующих способностей.
Литература:
1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М., 2004.
2. Каргина, Е. М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере ассоциации «Университетский учебный комплекс»): автореф. дис. … канд. пед. наук. — Пенза, 2004.
3. Мнацаканян, Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 191 с. — С.40.
4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер. — 2002. — 512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
5. Каргина, Е. М. Мотивация обучения в вузе // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 6–3 (38). — С. 5.
6. Каргина, Е. М. Особенности профессионального самоопределения специалиста в современных социально-экономических условиях // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 3 (35). — С. 43.