Мотивы и ценности в системе профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 1195 раз

Библиографическое описание:

Гладкова, О. В. Мотивы и ценности в системе профессионального самоопределения / О. В. Гладкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87771/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проведен теоретический анализ проблемы мотивов профессионального самоопределения и построения мотивационных моделей потребностей. Рассмотрены некоторые особенности формирования ценностей личности и их влияние на мотивацию профессионального самоопределения, формирование личности на уровнях целей и ценностей. Мотивация представлена как стимулирующая профессиональное самоопределение.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивационная установка, мотивационные детерминанты, формирование личности на уровнях целей, ценностей, самоопределения, целеполагания.

The theoretical analysis of the problem of motives of professional self-determination and the construction of motivational models of needs is carried out. Some features of the formation of personality values and their influence on the motivation of professional self-determination, personality formation at the levels of goals and values are considered. Motivation is presented as stimulating professional self-determination.

Keywords: professional self-determination, motivational attitude, motivational determinants, personality formation at the levels of goals, values, self-determination, goal-setting.

В настоящее время в связи с экономической и политической нестабильностью в обществе, происходят изменения социально-экономических условий труда, что в свою очередь способствует образованию новых профессиональных мотивов, побуждающих реальную деятельность. В связи с чем качественно изменяются требования к личности в аспекте ее профессионального самоопределения с учетом профессиональной адекватности и осознанности профессиональной деятельности.

Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В условиях экономических изменений, в период выхода технологий на качественно новый уровень, в переходные периоды новых прорывных технологий, возникают не только новые мотивы, но и новые ценностные ориентации, новые потребности, и это в свою очередь перестраивает качество личности. Вопрос о ценностных основаниях мотивации есть по существу вопрос о смысловых основаниях действий человека. И наоборот — смысл конкретного мотива раскрывается индивиду через соотнесение конкретного объекта с категорией ценного.

Согласно Виктору Франклу, предшественнику исследования смысла жизни, сущность человеческого существования проявляется в принятии на себя ответственности и проживании своей жизни в условиях свободы и в соответствии со своими ценностями. Соответственно, он считал, что чувство потерянности является источником широкого спектра проблем, включая зависимости, депрессию, агрессию и неврозы. [16]

Стремление осознать неповторимый смысл своей жизни делает каждого человека уникальным, Франкл также говорит о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Значение человеческой личности всегда связано с обществом; в своей ориентации на общество значение личности превосходит самого себя. И наоборот, смысл общества, в свою очередь, определяется существованием индивидов. [17]

Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более дюжины ценностей, которыми он может руководствоваться [1, с. 550].

Ценности — в то же время, это общие мотивы, которые могут служить основой для целей.

Ценности (например, безопасность и самостоятельность) передают общие жизненные цели, которые важны для нас в нашей жизни. [18] Они служат руководящими принципами в жизни людей и упорядочены в соответствии с их важностью, которая варьируется от человека к человеку.

Их широкий характер приводит к тому, что они имеют всеобъемлющий эффект в разных контекстах. Например, человек, который ценит доброжелательность, скорее всего, будет мотивирован ценностями доброжелательности дома, на работе и с друзьями. Ценности довольно стабильны [20] и, как таковые, функционируют как постоянные мотиваторы восприятия, отношения, целей и поведения.

Шалом Шварц, социальный психолог представил всеобъемлющую модель ценностей, которая определяет 10 общих значений, в соответствии с мотивацией, лежащей в основе каждой из них.

Эти 10 ценностей и их структура отношений были установлены в результате кросс-культурных исследований в более чем 70 странах мира. При этом ценности сопоставляются в соответствии со степенью, в которой они мотивируют людей укреплять личные интересы даже за счет других (саморазвитие, включая власть, достижения, а иногда и гедонизм) по сравнению с мотивацией способствовать благополучию других (самопревосхождение, в том числе доброжелательность и универсализм). Осознание своих психологических, индивидуально-личностных качеств, способностей и возможностей профессионального развития способствует обогащению смысловых связей, обеспечивающих большую содержательность деятельности.

Существующая теория самоопределения (SDT) представленная, как макро-теория человеческой мотивации и личности, разработанная Эдвардом Л. Деси и Ричардом Райаном, выросла из исследований внутренней мотивации и внутреннего побуждения делать что-то ради самого себя, а не ради вознаграждения и касается присущих людям тенденций роста и врожденных психологических потребностей. Рост тенденций, в свою очередь, связан с мотивацией выбора, который люди делают без внешнего влияния и вмешательства. SDT фокусируется на степени самомотивации и самоопределения человеческого поведения [21].

Ключевые исследования, которые привели к появлению SDT, включали исследования внутренней мотивации [22], которая, в свою очередь относится к инициированию деятельности, потому что это интересно и удовлетворяет само по себе, в отличие от выполнения деятельности с целью достижения внешней цели (внешней мотивации). При этом была описана таксономия мотиваций в зависимости от степени их интернализации. Интернализация относится к активной попытке трансформировать внешний мотив в лично одобряемые ценности и, таким образом, ассимилировать поведенческие нормы, которые изначально были внешними.

Одна мини-теория SDT включает теорию основных психологических потребностей и предлагает три основных психологических потребности, которые должны быть удовлетворены для обеспечения благополучия и здоровья [23]. Эти три психологические потребности автономии, компетентности и взаимосвязи, как правило, универсальны (т. е. применимы ко всем индивидуумам и ситуациям). Однако в определенные моменты некоторые потребности могут быть более заметными, чем другие, и выражаться по-разному в зависимости от времени, культуры или опыта. SDT определяет три врожденные потребности, удовлетворение которых позволяет оптимально функционировать и развиваться. И это другой подход к понятию мотивации, учитывая то, что мотивирует человека в любой момент времени, а не рассматривает мотивацию как единое понятие, то есть SDT различает разные типы мотивации и их последствия. Предположено, что потребность в компетентности и автономии является основой внутренней мотивации и поведения и является связью между основными потребностями людей и их мотивацией.

Теории мотивации во многом пересекаются, но исследователи по-разному определяют базовые системы убеждений, ведущие к мотивационным вариациям.

Двухфакторная теория мотивации — это психологическая теория мотивации, созданная в конце 1950-х годов Фредериком Герцбергом [10], говорит о том, что на рабочем месте, наряду с определенными факторами, вызывающими удовлетворение от работы, в то же время существует отдельный набор факторов, вызывающих неудовлетворенность работой.

Теория основана на человеческих потребностях. Исследования Герцберга, посвященные выяснению факторов, вызывающих удовлетворение или неудовлетворенность человека, и факторов, которые имеют мотивирующий и демотивирующий эффект, показали, что процесс получения удовлетворения и процесс увеличения неудовлетворенности с точки зрения факторов, вызывающих их, являются два разных процесса.

Факторы, вызвавшие рост неудовлетворенности, при устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности, и, наоборот, из того факта, что какой-либо фактор способствовал увеличению удовлетворенности, не следовало, что с ослаблением удовлетворенности влияния будет расти неудовлетворённость.

Согласно теории А. Маслоу, поведение основывается на человеческих потребностях, которые можно разделить на пять групп [12, с.34]:

— на первый уровень Маслоу поставил физиологические потребности, необходимые человеку для выживания (еда, одежда, вода, воздух, покой и т. д.). Удовлетворение этих потребностей не требует высокой заработной платы и особых условий труда;

— на второй уровень он поставил потребности безопасности и уверенности в завтрашнем дне, получение социальной защиты;

— третий уровень — социальные потребности — потребность общаться с людьми, в поддержке со стороны других. Чтобы их удовлетворить, необходимы сотрудничество в групповой работе, внимание властей и уважение коллектива.

— четвертый уровень занимает потребность в уважении и признании, потребность в самоутверждении. Их можно удовлетворить, обретя известность и высокий статус. Такие люди будут удовлетворены присвоением званий, наград и званий;

— пятый уровень — это духовные потребности (желания самовыражения, самореализации, самоутверждения), т. е. потребности в личностном росте, в реализации своего потенциала. Чтобы удовлетворить эти желания, человеку нужна максимальная свобода творчества, выбор методов решения задач.

Первые две группы потребностей являются первичными, а следующие три — вторичными. Согласно теории Маслоу, все эти потребности могут быть расположены в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой находятся первичные потребности, а наверху — вторичные [12, с.67]. Теория Маслоу утверждает, что потребности каждого человека должны быть удовлетворены на более низких уровнях, прежде чем они перейдут на более высокие, более сложные уровни.

Когда удовлетворяются низкоуровневые потребности, люди перестают ими руководствоваться. По мере того, как каждый уровень потребностей удовлетворяется, люди переходят к мотиваторам более высокого уровня. При этом всегда есть все потребности, и каждый человек способен и имеет желание двигаться вверх по иерархии к уровню самоактуализации. К сожалению, прогресс часто прерывается из-за неспособности удовлетворить потребности более низкого уровня

Мотивация в профессиональном самоопределении может исходить от внутренних и / или внешних факторов и описывает желания или потребности, которые направляют поведение к цели выбора профессии. Так как профессиональная мотивация часто представляют собой сочетание как внутренних, так и внешних факторов, то характер сочетания этих факторов может со временем меняться.

Профессиональное самоопределение личности — это непрерывный процесс, сопровождающий человека всю его профессиональную жизнь, который не заканчивается однократным выбором профессии.

При выборе профессии важным критерием, для многих, является социальная значимость престиж и заработок в этой профессии.

Ф. И. Иващенко указывает, что «выбор профессии — не разовое действие, а длительный процесс, поэтому его чаще всего называют процессом профессионального самоопределения» [3].

В исследованиях психологов Ф. И. Иващенко, Е. И. Климова, А. М. Кухарчук и А. Б. Ценципер и др. раскрывается понятие профессионального самоопределения, его обусловленность социальными и внутренними факторами. Так, А. М. Кухарчук и А. Б. Ценципер дают следующее определение: «…самостоятельный выбор профессии, осуществлённый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии, следует называть профессиональным самоопределением» [3, с. 7].

В целом под профессиональным самоопределением понимается внутриличностный процесс поиска личного смысла в выбранной, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности и больше зависит от внешних условий. Сущность профессионального самоопределения возникает на основе анализа личностных возможностей и способностей, совокупности личных интересов, ценностных ориентаций, мотивов, внутриличностных потребностей с профессиональными требованиями.

Из системы профессионального самоопределения личность «черпает мотивы и цели своей деятельности, средства и способы ее осуществления, но взятая в абстрактном, обособленном от личности виде, эта система, выражая совокупность социально заданных требований, не адресована конкретным личностям и не содержит жестких ограничений» [4].

Обобщая основы в теории и практике профессионального самоопределения личности Н. С. Пряжников подчеркивал связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других сферах его жизни, которые важны: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».

Отличие профессионального самоопределения от профессионального выбора, по мнению Е. И. Головаха — «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу человека», который может быть осуществлен «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения», и «в последнем случае выбор профессии как достаточно жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями» [5, c. 33].

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно связаны. Успешная трудовая деятельность является важнейшей составляющей социализации человека и влияющая на его удовлетворенность жизнью. Но в то же время, без постоянного изучения потребностей и всестороннего саморазвития человек не может добиться успеха в профессии.

А. Маслоу подчеркивал, что самореализация человека напрямую обусловлена его увлеченным отношением к работе. Когда человек находит свое место в обществе, ему не только легче двигаться к своим целям, но и жизнь наполняется смыслом и позитивом, а для общества появляется еще один сильный член, способный стимулировать прогресс.

Само понятие «самоопределение» в психологии является важным и относится к способности человека делать выбор и управлять своей собственной жизнью, что играет очень важную роль в психологическом благополучии личности.

Мотив (от лат. Movere — приводить в движение) можно определить как материальный или идеальный объект, который побуждает и направляет себя на то действие или поступок, ради которого они осуществляются [6, с. 63]. У деятельности всегда есть мотив («немотивированная» деятельность — та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя). Мерлин определяет мотив как побуждение к определенному действию в определенных обстоятельствах [7, с. 191].

Источниками смыслов, определяющих, что для человека важно, а что нет, и почему, какое место в его жизни занимают те или иные предметы или явления, являются потребности и личные ценности человека. Личные ценности связывают внутренний мир личности с жизнью общества и отдельных социальных групп. Любой социальной группе — от отдельной семьи до человечества в целом — свойственна ориентация на определенные общие ценности: идеальные представления о добре, желаемом, должном, обобщающие опыт совместной жизни всех членов группы. Поэтому, ценности — это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл.

Литература:

  1. Учебник/ Под редакцией А. А. Крылова. — М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. 584 с.
  2. Абдуллаева, М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М. М. Абдуллаева // Психологический журнал. — 2004. — Том 25. — № 5. — С. 86–95.
  3. Кухарчук, А. М. Профессиональное самоопределение учащихся / А. М. Кухарчук, А. Б. Ценципер. — Минск: Народная асвета, 1976. — 128.
  4. Шавир П. А., Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981. — 96с.
  5. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994г., № 3, с.43–52
  6. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / Под ред. В. Л. Ословского. — Киев: Наукова Думка, 1978.
  7. Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека / В. С. Мерлин. — Пермь, 1973. — 213 с.
  8. Коннычева, Г. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов / Г. Г. Коннычева. — Саратов, 2001. — 143 с.
  9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 2009. 529 с.
  10. Брюханова A. В., Кушелев Ю. Ф., Перемолотов В. В., Рачкова С. Б. Развитие агентской сети страховой компании. Методическое пособие. Книга 1.- М.
  11. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студ.вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Академический Проект, 2005. 336 с. 79
  12. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу. СПб.: Питер, 2009. 402с
  13. Мазняк И. О. Теоретические представления о трудовой мотивации: анализ основных концепций // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2006. № 1.
  14. Мазняк И. О. Теоретические представления о трудовой мотивации: анализ основных концепций // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2006. № 1.
  15. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007.
  16. Crumbaug, J.C.(1968). Cross-validation of purpose-in-life test based on Frankl’s concepts. Journal of Individual Psychology, XX, 74–81.
  17. Bailey, T. H., & Phillips, L. J. (2015). The influence of motivation and adaptation on students’ subjective well-being, meaning in life and academic performance. Higher Education Research & Development,. doi:10.1080/07294360.2015.1087474
  18. Schwartz, S. H. (1992). Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries. Adv. Exp. Soc. Psychol. 15, 1–65. doi: 10.1016/S0065–2601(08)60281–6
  19. Rokeach, M. (1973). The Nature of Human Values. New York, NY: Free Press.
  20. Goodwin, R., Polek, E., and Bardi, A. (2012). The temporal reciprocity of values and beliefs: a longitudinal study within a major life transition. Eur. J. Pers. 26, 360–370. doi: 10.1002/per.844
  21. Ryan, R. M.; Deci, E. L. (2000). «Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being». American Psychologist. 55 (1): 68–78. doi:
  22. Ryan, R (1995). «Psychological needs and the facilitation of integrative processes». Journal of Personality. 63 (3): 397–427. doi:10.1111/j.1467–6494.1995.tb00501.x. PMID 7562360.
  23. Vansteenkiste, Maarten; Ryan, Richard M.; Soenens, Bart (February 2020). «Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions». Motivation and Emotion. 44 (1): 1–31. doi:10.1007/s11031–019–09818–1
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, SDT, потребность, ценность, выбор профессии, внутренняя мотивация, мотив, мотивация, уровень, профессиональное самоопределение личности.


Ключевые слова

профессиональное самоопределение, целеполагания, мотивационная установка, мотивационные детерминанты, формирование личности на уровнях целей, ценностей, самоопределения

Похожие статьи

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период

В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в период ...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции

В статье актуализируется проблематика обеспечения непрерывности процесса формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций информационно-коммуникационных технологий как одного из основ...

Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних

В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Похожие статьи

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период

В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в период ...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции

В статье актуализируется проблематика обеспечения непрерывности процесса формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций информационно-коммуникационных технологий как одного из основ...

Роль структурных компонентов правосознания в формировании правовых и ценностных установок несовершеннолетних

В статье рассмотрены основные структурные компоненты правового сознания и их влияние на формирование правовых, ценностных установок несовершеннолетних. Особое внимание обращено на правовые установки и ценностные ориентиры несовершеннолетних, которые ...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Задать вопрос