Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 19.02.2017

Статья просмотрена: 1205 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов / Л. Э. Кузнецова, Ю. Ю. Кибалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39927/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студентов, способствующие стремлению к самоактуализации. Показана взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и выраженностью стремления к самоактуализации у студентов.

Ключевые слова: самоактуализация, личность, смысло-жизненные ориентации, студенческая молодежь

В условиях современных экономических и социальных преобразований предъявляются высокие требования к личности человека и, в первую очередь, к способности человека самостоятельно определять свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей. Поэтому становится актуальной проблема изучения условий саморазвития личности, ее самоактуализации.

Стремление к самоактуализации является важной потребностью студенческой молодежи. Учебная деятельность становится основой для реализации данной потребности. Студенты знакомятся со спецификой выбранной профессии, приобретают знания, умения и практические навыки. Именно от первого этапа профессионализации, от реализованности потребности в самоактуализации, зависит успешность жизненного и профессионального пути личности [2].

В научной литературе проблема самоактуализации в основном изучалась в рамках гуманистического направления психологии личности. Приоритет в разработке теории самоактуализации принадлежит А. Маслоу. Один из ее аспектов — рассмотрение самоактуализации, как процесса развития личности, который имеет место на протяжении всей жизни человека. Связывая самоактуализацию, рассматриваемую как процесс, с мотивацией развития, А. Маслоу утверждал, что человек одновременно является тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть [3].

В зарубежной психологии изучением проблемы самоактуализации личности занимались Э. Деси, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др., в отечественной психологии — К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский и др.

На фоне ряда исследований процесса самоактуализации личности, недостаточно комплексных исследований, изучающих влияние психологических особенностей личности на процесс самоактуализации.

Исследования А. Маслоу показали, что самоактуализирующимся личностям присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре, высокое самопринятие и принятие других [3].

Согласно исследованиям Л. Я. Гозман, И. Б. Дерманова, Н. Ф. Калина самоактуализирующуюся личность отличают самоуважение, самопринятие, автономность, уверенность в себе, креативность, осознанность смысла жизни, способность к целеполаганию и планированию и др. [1].

Огромную роль в процессе самоактуализации студенческой молодежи играет осмысленность жизни, ценностные ориентации личности. Смысл жизни — это базовая мотивационная тенденция, направленная на осознание сущности собственной личности и ее места в жизни, ее жизненного предназначения. Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.

С целью изучения взаимосвязи смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации студентов нами было проведено эмпирическое исследование на базе института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области (ИСОиП (филиал) ДГТУ).

В исследовании приняли участие студенты университета в количестве 50 человек в возрасте от 16 до 22 лет, из них 26 девушек и 24 юноши.

Первичное обследование проводилось с целью изучения выраженности стремления к самоактуализации и основных ее составляющих у студентов. Использовалась методика «Диагностика самоактуализации личности» А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калинина и опросник личностной ориентации Шострома. Были выделены две группы студентов: студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации и студенты со сниженным уровнем стремления к самоактуализации.

На втором этапе исследования проводилось изучение осознанности жизни и особенности смысло-жизненный ориентаций у студентов. Использовался тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник терминальных ценностей И. Р. Сенина. Выделены особенности ценностно-смысловой сферы студентов, способствующие процессу их самоактуализации.

На третьем этапе исследования проводилось изучение эмоционально-личностных особенностей студентов с высоким и сниженным уровнем стремления к самоактуализации. Использовался опросник личностный тест Кеттелла (16 PF) и тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева.

Показана взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни, эмоционально-личностными особенностями и выраженностью стремления к самоактуализации у студентов с помощью коэффициента корреляции Спирмена (rS при уровне достоверности p<0,01).

На четвертом этапе после психодиагностического обследования были разработаны практические рекомендации и программа социально-психологического тренинга для студентов, направленные на повышение стремления к самоактуализации.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

32 % студентов имеют высокий уровень стремления к самоактуализации. Они разделяют ценности самоактуализирующейся личности, проявляют доброжелательность, доверие другим людям, проявляют самостоятельность, автономность, аутосимпатию, самопонимание и принятие себя, понимание своих потребностей и возможностей, коммуникативность, способность к установлению добрых, дружеских взаимоотношений, способны к адекватному самовыражению в общении.

68 % студентов имеют сниженный уровень стремления к самоактуализации. Они не придерживаются ценностей самоактуализирующейся личности, проявляют настороженность, некоторое недоверие по отношению к другим людям, недостаточно понимают и принимают себя, свои потребности и возможности. Проявляют умеренную коммуникативность, испытывают затруднения в установлении добрых, дружеских взаимоотношений, способность к самовыражению в общении не выражена.

Для студентов с высоким уровнем стремления к самоактуализации характерен достаточно высокий уровень осмысленности жизни, осознанность целей в жизни. Сформировано представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Характерна удовлетворенность собой, уверенность в себе, интернальность, убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Жизненной сферой наиболее значимой для реализации преобладающих терминальных ценностей — достижения, развития себя, духовное удовлетворение, активные социальные контакты — является обучение и образование.

Можно утверждать, что у студентов с высоким уровнем стремления к самоактуализации в структуре ценностей преобладающими являются внутренние духовные ценности, а у студентов со сниженным уровнем стремления к самоактуализации в структуре ценностей преобладающими являются внешние материальные прагматические ценности.

Между уровнем осмысленности жизни и стремлением личности к самоактуализации существует положительная корреляционная зависимость. Чем выше уровень осмысленности жизни у студентов, тем больше выражено стремление их к самоактуализации. Наиболее значимо влияние осмысленности жизни на такие составляющие процесса самоактуализации личности как доверие другим людям, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении. Таким образом, стремление к самоактуализации обусловлено высоким уровнем осознанности смысло-жизненных ориентаций студентов.

Студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации характеризуются общительностью, умеренной эмоционально-волевой устойчивостью, высоким уровнем интеллектуального развития, активностью, самостоятельностью, оптимистичностью, уверенностью в себе, стремлением к доминированию. Отличительной особенностью студентов, стремящихся к самоактуализации, является высокая социальная нормативность, ответственность, настойчивость, обязательность, активность в социальном и эмоциональном плане.

В системе самоотношения студентов с высоким уровнем стремления к самоактуализации, прослеживается гармоничное соотношение компонентов: высокое самопринятие и самопонимание, способность к саморуководству, ожидание положительного отношения к ним других людей.

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации студентов опосредована рядом эмоционально-личностных особенностей. Стремлению к самоактуализации и осознанию жизненных целей и ценностей способствуют такие личностные особенности как социальная нормативность, активность, самостоятельность, познавательная активность, самоконтроль, оптимистичность, стремление к доминированию, самоинтерес, самопонимание, саморуководство, ожидание позитивного отношения к себе других людей.

Результаты исследования показывают необходимость проведения психологической работы с молодежью, направленной на повышение стремления к самоактуализации через осознание жизненных целей и ценностей, повышение жизненной активности, самопонимания и понимания других людей.

Была разработана программа тренинга личностного роста для студентов. Целью тренинга стало развитие самоактуализации личности студента путем повышения осознанности смысла жизни и ценностных ориентаций, коррекция эмоционального состояния и поведения. Использовались такие методы как дискуссия, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, медитация-визуализация, психогимнастика, ролевая игра, техники гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии, символдрамы и др. Социально-психологический тренинг был рассчитан на 5 занятий длительностью 2 часа 30 минут.

В тренинговой работе приняли участие студенты со сниженным уровнем стремления к самоактуализации в количестве 10 человек. Проведенная работа со студентами способствовала формированию позитивного отношения к себе, самопониманию, самопринятию, повышению жизненной активности, гармонизации системы ценностей, осознанию смысла жизни и целей в жизни, планированию своего жизненного пути, а значит повышению уровня самоактуализации личности. У студентов было сформировано представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Литература:

  1. Гозман Л. А., Кроз М. В. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. Т. Кроз. — М.: Наука, 2007. — 56 с.
  2. Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения / Л. Э. Кузнецова, М. Ю. Кулешова // Молодой ученый. — № 23 (103) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — С. 877–879.
  3. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. — М.: Наука, 2002. — 236 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровнем стремления, высоким уровнем стремления, самоактуализации личности, смысло-жизненных ориентаций, осмысленности жизни, уровнем осмысленности жизни, уровня самоактуализации личности, процесса самоактуализации личности, личности студентов, самоактуализации личности студентов, уровня самоактуализации студентов, выраженностью стремления, смысла жизни, уровень стремления, повышение стремления, Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций, развития личности, сильной личности, проблемы самоактуализации личности, процессе самоактуализации.


Ключевые слова

личность, самоактуализация, студенческая молодёжь, смысло-жизненные ориентации

Похожие статьи

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Организационно-управленческая креативность преподавателя иностранных языков в процессе интерактивного обучения

В статье рассматриваются особенности интерактивного обучения иностранным языкам, характеризующиеся субъектно-субъектным взаимодействием обучающихся и преподавателя, комплексностью, многоаспектностью и динамичным характером меняющихся исходных характе...

Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности

Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особен...

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Психологические особенности самоактуализации личности

В статье проведен анализ исследовательского мнения о феномене самоактуализации личности. Выявлена закономерная связь самоактуализации с самореализацией, а также такими понятиями как личностная зрелость и психологическое здоровье, выделены некоторые о...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...

Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов

В статье представлены результат исследования Я-концепции студентов, а именно тех характеристик, которые имеют отношение к образу студента, как субъекта учебной деятельности. Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиона...

Похожие статьи

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Организационно-управленческая креативность преподавателя иностранных языков в процессе интерактивного обучения

В статье рассматриваются особенности интерактивного обучения иностранным языкам, характеризующиеся субъектно-субъектным взаимодействием обучающихся и преподавателя, комплексностью, многоаспектностью и динамичным характером меняющихся исходных характе...

Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности

Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особен...

Субъективное оценивание реализуемости базисных ценностей в городской среде и его взаимосвязь с личностным потенциалом вузовской молодежи

В статье рассматривается проблема субъективного оценивания реализуемости базисных ценностей в городской среде вузовской молодежью, а также влияние личностного потенциала на этот показатель. Приведены результаты экспериментального исследования. Устано...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Психологические особенности самоактуализации личности

В статье проведен анализ исследовательского мнения о феномене самоактуализации личности. Выявлена закономерная связь самоактуализации с самореализацией, а также такими понятиями как личностная зрелость и психологическое здоровье, выделены некоторые о...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...

Влияние Я-концепции на уровень учебно-профессиональной самоэффективности студентов

В статье представлены результат исследования Я-концепции студентов, а именно тех характеристик, которые имеют отношение к образу студента, как субъекта учебной деятельности. Проанализированы понятия: Я-концепция, самоэффективность, учебно-профессиона...

Задать вопрос