Ключевые слова: профессиональная деятельность, психологическая готовность, осмысленность жизни, психологическая готовность студентов.
Современная жизнь ставит перед человечеством такие задачи, для решения которых невозможно ограничиваться лишь формированием у будущих специалистов знаний, умений и навыков в предстоящей им профессиональной деятельности. Концепция модернизации Российского образования, нацеленная на внедрение компетентностного подхода в образование, обосновывает насущность формирования ключевых (базовых, универсальных и т. д.) компетентностей, т. е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни, ставящей перед специалистом часто непредсказуемые практические и теоретические задачи, и целостный опыт решения жизненных проблем. Поэтому в настоящее время актуализируется мысль, что при профессиональной подготовке будущего специалиста необходимо учитывать предшествующий уровень личностного развития обучающегося, качественная характеристика которого обуславливается обретением осмысленности жизни. По мнению Э. М. Вилиева, структура профессиональной деятельности и личностный рост специалиста находятся в прямой зависимости. Само развитие личности предусматривает стимуляцию к преобразованию профессиональной деятельности, наполняет ее новым смыслом. Также данный механизм работает и в другом направлении уже обновлённая профессиональная деятельность стимулирует развитие специалиста выдвигая все новые требования к личности специалиста. [5]
Психологическая готовность к деятельности играет огромную роль в жизни человека и является обязательным условием для всего процесса деятельности, а не только для ее начала.
Теоретическая и практическая разработка понятия психологическая готовность осуществлялась в рамках общей и профессиональной педагогики и психологии, акмеологии. Вопросы о психологической готовности изучались в рамках междисциплинарных исследований при составлении профессиограмм, при изучении вопросов профессиональной пригодности и профессионального самоопределения. В частности, данная тема нашла свое отражение в работах Л. В. Абдалина, Б.Г., Ананьева, Л. И. Божович, Ф. Генова, С. М. Годника, М. И. В. В. Давыдов, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, В. П. Зинченко, Е. А. Климова, О. А. Конопкин, Н. Д. Левитова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, Б. Д. Парыгина, К. К. Платонова, А. С. Прангишвили, Б. А. Серикова, В. В. Сластенина, В. А. Сластёнина, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Шадрикова и других.
Психологическая готовность рассматривается учеными как психическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. По мнению российского философа и психолога Б. Д. Парыгина, психологическая готовность является фактором эффективной деятельности, т. к. обязательно предполагает, как определенную программу формирования психологической готовности к предстоящей деятельности, так в ряде случаев и оценку уровня достигнутого результата. [3]
Психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой целостное образование и включает в себя ряд структурных компонентов, таких как когнитивный, коммуникативный, мотивационный, поведенческий и эмоциональный. Содержание когнитивного компонента составляет совокупность знаний и представлений о трудовых обязанностях, трудовой задаче, оценке ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично. Мотивационный компонент объединяет личностные характеристики, отвечающие за потребность успешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха. Эмоциональный компонент отвечает за общее отношения к деятельности субъекта с эмоциональной точки зрения. В его основу входит чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление. Содержание поведенческого и коммуникативного компонентов составляют особенности поведения, проявляющиеся в поступках, в разнообразной деятельности и в процессе общения с окружающими.
Все компоненты психологической готовности, имеют взаимозависимый, взаимосвязанный и взаимопроникающий характер, благодаря чему и обеспечивается целостное согласование характеристик человека как личности и субъекта деятельности.
Актуальность изучения взаимосвязи составляющих готовности к профессиональной деятельности у студентов и осмысленности жизнисвязана с их подготовкой к новому жизненному этапу, связанному с их будущей профессиональной деятельностью.
В целях определения особенностей взаимосвязи компонентов готовности к профессиональной деятельности и осмысленности жизни среди студентов факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогический университета было проведено исследование, объектом которого являлась готовность студентов к профессиональной деятельности, а предметом — взаимосвязь компонентов готовности к профессиональной деятельности и осмысленности жизни. Выборка составила 57 человек.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что существует прямая зависимость между осмысленностью жизни у студентов и показателями компонентов их готовности к профессиональной деятельности существует прямая зависимость.
Методы исследования: методы теоретического анализа, эмпирические методы (диагностические методы) и математико-статистические методы.
В задачи эмпирической части исследования, помимо определения выборки и подбора диагностического инструментария, входило:
– выявление уровней сформированности способностей к анализу противоречий, прогнозированию, целеполаганию, принятию решений, склонности к социальным контактам и характеристик эмоциональной сферы, являющихся составляющими когнитивного, мотивационного, поведенческого, коммуникативного и эмоционального компонентов готовности студентов к профессиональной деятельности;
– характеристика общей осмысленности жизни у студентов и
– определение особенностей взаимосвязи между осмысленностью жизни у студентов и показателями компонентов их готовности к профессиональной деятельности.
Для характеристики показателей, являющихся составляющими когнитивного, мотивационного, эмоционального, коммуникативного и поведенческого компонентов готовности к профессиональной деятельности, была использована методика «Способность самоуправления» (тест ССУ) Н. М. Пейсахова [1] и методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла [4]. Характеристика осмысленности жизни у студентов проводилась по «Тесту смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. А. Леонтьева [2].
Из диагностических результатов, полученных тесту ССУ Н. М. Пейсахова, было установлено, что по шкале «анализ противоречий» большая часть опрошенных студентов (56,1 %) характеризуется средними уровнями ориентировки в ситуации, что, согласно методике, характеризует их способности к деятельности, в результате которой ими создаются субъективные модели ситуации. Из числа оставшихся студентов 23,8 % обладают повышенными (12,3) и высокими (10,5 %) уровнями ориентировки в ситуации и одна пятая часть (21,1 %) — низкими уровнями этого показателя.
Диагностическая шкала «прогнозирование» позволяет выявлять способности к умственной деятельности, в результате которой субъектом в ходе анализа прошлого и настоящего создается модель-прогноз. Диагностирование по этой шкале позволило установить, что большая часть студентов характеризуется средними уровнями способности к прогнозированию (43,9 %), треть опрошенных обладает очень хорошо сформированными способностями строить модель-прогнозы (22,8 % с высокими и 10,5 % с очень высокими уровнями этой способности), но у пятой части опрошенных выявлены низкие и ниже среднего уровни прогнозирования (у 5,5 % и 17,5 % соответственно).
По шкале «целеполагание» три четверти опрошенных характеризуются средними и повышенными уровнями сформированности способности к умственной деятельности, результатом которой является субъективная модель желаемого или должного (у 59,7 % и 15,8 % соответственно). Остальные студенты продемонстрировали слабую сформированность этой способности (по 12,3 % респондентов с пониженными и низкими уровнями).
К принятию решений из группы студентов готова только половина опрошенных (52,6 % со средним уровнем). Другая половина группы студентов слабо готовы к переходу от плана к действиям (у 42,1 % пониженные уровни и 5,3 % — низкие).
Диагностирование студентов по методике многофакторного исследования личности (автор Р.Кеттелл) позволило охарактеризовать показатели эмоционального и коммуникативного компонентов готовности к профессиональной деятельности — «слабость-я/сила-я» (фактор С) и «интровертность — экстравертность» (фактор F2). По обоим показателям наблюдается широкий диапазон выявляемых уровней — от низкого до высокого. Анализ по фактору С показал, что 45,6 % студентов характеризуются низкими порогами по отношению к фрустрации, для них характерна эмоциональная возбудимость, избегание требований действительности (26,3 % с низким уровнем и 19,3 % — с повышенным). Другая группа студентов (35,1 %) характеризуется склонностью к чувствительности, они легко расстраиваются, для них характерна сниженная эмоциональная устойчивость. Третья группа студентов (8,8 % с повышенными уровнями и 10,5 с высокими) — эмоционально зрелые, устойчивые и невозмутимые, они имеют высокую способность соблюдения моральных норм.
Исследование склонности к контакту, характеризующей коммуникативный компонент ГПД и определяемой по фактору F2 («интровертность — экстравертность») методики многофакторного исследования личности Р.Кеттелла, показало, что большинство студентов среди опрошенных (56,1 %) склонно к сухости, к самоудовлетворению, замороженности межличностных контактов. Было установлено, что 15,8 % демонстрируют экстравертные черты, для них характерна социальная контактность и успешность в установлении и поддержание социальных контактов. У 28,1 % опрошенных выявлены смешенные чарты обоих типов склонности к контактам.
Из диагностических результатов исследования, полученных по методике «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, следует, что среди опрашиваемых количественно преобладают студенты, характеризующиеся средними значениями осмысленности жизни (56,1 %). У 12,3 % опрошенных студентов установлены высокие уровни осмысленности жизни. Согласно методике, человек с этими уровнями осмысленности жизни воспринимает сам процесс своей жизни как интересный и эмоционально насыщенный феномен, наполненный смыслом. Он оценивает свой пройденный отрезок жизни как продуктивный и умеет ставить цели, придающие его жизни временную перспективу. Такой человек воспринимает себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора жизненного пути, и способной контролировать свою жизнь, самостоятельно принимать решения и реализовывать их в жизни.
У трети респондентов (31,6 %) установлен низкий уровень осмысленности жизни. Эти результаты свидетельствуют о том, что свою жизнь в настоящем они обесценивают. Они предпочитают жить сегодняшним или вчерашним днем и склонны придавать полноценный смысл жизни через воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее, хотя последнее (будущее) ими представляется как нечто иллюзорное. Прожитая часть жизни не приносит им радости и удовлетворения. Они обладают свободой воли, не доверяют себе и больше полагаются на внешний контроль, находя бессмысленным загадывание и планирование будущего.
Эмпирического исследования состояла в установлении взаимосвязи между показателями компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности и осмысленности жизни у студентов. Для этого был привлечен метод математической статистики — коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Он показал, что «осмысленность жизни» прямо коррелирует с «прогнозированием» (0,619), являющимся показателем когнитивного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. С показателями «анализ противоречий» (другой показатель когнитивного компонента), «целеполагание» (показатель мотивационного компонента), «принятие решений» (показатель поведенческого компонента), «интровертность — экстравертность» (показатель клииуникативного компонента) и «слабость-я/сила-я» (показатель эмоционального компонента) установлена тенденция прямой зависимости (с коэффициентами корреляции 0,382, 0,427, 0,415, 0,357 и 0, 382 соответственно).
Наличие прямой корреляционной зависимости между осмысленностью жизни и компонентами психологической готовности студентов к профессиональной деятельности позволяет точнее строить консультативную и развивающую работу Со студентами, т. к., развивая у них стремление насыщать свою жизнь смыслами, формируя умения ставить цели, соотнося свои потребности со своими возможностями, и создавая условия для осознания ими ответственности за свою жизнь, обеспечивается развитие психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Литература:
- Габдреева, Г. Ш. Саморегуляция психических состояний: психологические технологии и диагностика / Г. Ш. Габдреева, М. Г. Юсупов. — Казань: Отечество, 2013. — 154 c. — Текст: непосредственный.
- Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Психодиагностическая серия / Д. А. Леонтьев. — Москва: Смысл, 2006. — 18 c. — Текст: непосредственный.
- Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. — Санкт- Петербург: СПбГУП, 2010. — 533 c. — Текст: непосредственный.
- Райгородский, Д. Я.. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. —: Бахрах-М, 2022. — 672 c. — Текст: непосредственный.
- Велиев, Э. М. Система непрерывного профессионального образования / Э. М. Велиев. — Москва: Слово, 2005. — 341 c. — Текст: непосредственный.