Данная статья посвящена результатам научного исследования проблемы формирования правового сознания студентов педагогических университетов. В статье представлена теоретическая часть констатирующего эксперимента формирования правового сознания молодежи. Описаны компоненты теоретической модели правового сознания. Также подробно представлена анкета, с помощью которой проводился эксперимент.
Ключевые слова:студент, правовое сознание, уровень сформированности правового сознания, компонент правового сознания.
The article is devoted to the results of the scientific investigation of the problem of forming the law consciousness of the students at the pedagogical universities. Theoretical part of the escertaining experiment on the formation of the law consciousness of young people is represented in the article. The components of the theoretical model of law consciousness are also described. The questionnarie used in carrying out the experiment is represented in details, too.
Key words: student, law consciousness, the level of the law consciousness’ formation, component of law consciousness.
Продолжая изучать условия формирования правового сознания студентов педагогических университетов, возникла потребность провести констатирующий эксперимент. Результатом эксперимента было выявление реального уровня правового сознания студентов, до начала процесса его формирования.
В процессе научного исследования, направленного на изучение реального уровня сформированности правового сознания студенческой молодежи возникла необходимость выяснить:
- отношение молодежи к нормам права;
- актуальные знания студентов нормативно-правовых актов системы законодательства;
- уровень сформированности правового сознания студентов до и после изучения ними курса правовых дисциплин;
- потенциальные возможности повышения уровня правового сознания студенческой молодежи в процессе учебно-воспитательной роботы.
На основе теоретической модели правового сознания, которая содержит пять компонентов (правовые знания, правовые установки, правовое поведение, отношение к праву, нежелание нести юридическую ответственность) проводился анализ сформированности правового сознания студентов [3, с. 424].
Для достижения цели использовались такие методы как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, изучение документов (рабочих программ, студенческих конспектов, результатов контрольных и самостоятельных работ, экзаменов), посещение занятий ведущих преподавателей и кураторских часов.
Как уже ранее говорилось, для изучения уровня правовых знании, была разработана анкета в виде тестового задания. Вид теста — выборочный. В общем анкета содержит 20 вопросов. Задания сформированы в виде прямого вопроса. Ответы на каждое задание однозначные. На каждый вопрос было предложено 4 варианта ответов — а, б, в, г. Правильный ответ в каждом вопросе находится в разном месте и не имеет закономерного характера. Анкетирование проводилось анонимно, с целью большей открытости студентов в выборе ответов.
Первые три вопроса теста (первая часть теста) направлена на определение отношения молодежи к праву в общем, а также к правовой системе государства. Задания первой части теста имеют определенную эмоциональную окраску. Предложенные ответы на вопросы этого блока являются как «правильными» (высокий уровень правового сознания), так и «не правильными» (низкий уровень правового сознания).
Следующие 17 вопросов (вторая часть теста) относятся к различным отраслям права, а именно: к теории государства и права, конституционного, трудового, гражданского, семейного, административного, уголовного права и законодательства в сфере образования. Отрасли права выбирались на основании учебных планов школ и высших учебных заведений. При составлении теста учитывался школьный курс «Правоведенье» и предполагалось, что студенты владеют знаниями права. В соответствии с названой программой ученики с высоким уровнем, после изучения курса «Правоведенье» должны были: свободно излагать правовые вопросы, используя необходимую юридическую терминологию; с помощью учителя решать тестовые задания высокого уровня; самостоятельно составлять таблицы, структурно-логические схемы правовых вопросов; анализировать правовые ситуации, представлять отзывы (рецензии) на ответ другого ученика; владеть глубокими знаниями, свободно высказывать собственные суждения и аргументировать их, самостоятельно пользоваться отдельными источниками права; готовить сообщения с юридической тематикой; самостоятельно решать тестовые задания высокого уровня и определенные правовые ситуации, пользоваться информацией из дополнительной литературы; обоснованно излагать правовые вопросы, высказывать собственную позицию и убедительно ее аргументировать; самостоятельно находить, оценивать и использовать источники юридической информации, в том числе наглядные, уметь обобщать изученный материал, использовать полученные знания и умения в практической деятельности (участвовать в дискуссиях, заседаниях, «круглых столах»); самостоятельно решать юридические задачи, используя правовые знания [4, с.5].
Возвращаясь к рассмотрению компонентов правового сознания отметим следующие. Оценить правовое поведение молодежи можно с помощью первого вопроса анкеты.
«1. В каком из названных вариантов, по Вашему мнению, возможно нарушения закона:
а) ни в коем случае;
б) в случае когда это необходимо для выгоды моих близких;
в) в случае, когда я буду иметь от этого значительную выгоду;
г) в любом случае, имеет значение только «цена вопроса»».
Не подлежит сомнению, что если студент отвечает, что он не допускает нарушение норм права ни в коем случае, это свидетельствует о высоком уровне сформированности правового сознания. В противоположном случае, если студент выбирает какой-либо другой ответ, это говорит о низком уровне сформированности правового сознания.
Такой компонент правового сознания, как отношение к праву проверяется с помощью второго вопроса анкеты.
«2. Какую из приведенных ниже характеристик законодательства Вы считает наиболее точной:
а) закон существует для того, чтобы его обходить;
б) большая часть законов в нашей стране не работает;
в) закон отображает меру свободы и справедливости;
г) законы в нашей стране работают только на «избранную» часть населения».
Если студент понимает, что нормативно-правовые акты государства отображают меру свободы и справедливости, то можно сказать, что у такого студента высокий уровень изучаемого компонента. И наоборот, любой другой ответ на этот вопрос позволяет говорить о недостаточно сформированном компоненте правового сознания.
Переходя к третьему вопросу анкеты, следует подчеркнуть, что этот вопрос направлен на исследование третьего компонента правового сознания (нежелание нести юридическую ответственность). Названий вопрос в анкете сформулирован следующим образом:
«Какой из ниже названных способов защиты своих прав Вы считаете наиболее эффективным:
а) защита своих прав с помощью влиятельных людей;
б) в судебном порядке;
в) с помощью денег;
г) путем переговоров и призывов к совести».
Выбор способов защиты своих прав подтверждает наличие или отсутствие изучаемого компонента в правовом сознании студента.
Правовые установки, которые являются готовностью, стремление и склонностью личности воспринимать и оценивать правовой объект определенным образом и действовать относительно него, отображаются в трех вопросах в целом. Выбор трех «правильных» ответов на вопросы теста является фундаментом высокого уровня сформированности изучаемого компонента. В противном случае, любой «не правильный» ответ на вопрос первого блока анкеты подтверждает недостаточный уровень правовых установок студента.
Как уже отмечалось раньше, высокий уровень правового сознания гражданина не возможен без глубоких правовых установок. Отношение к нормам права играет важную роль в структуре правового сознания. Забегая наперед, хочется казать, что результаты констатирующего эксперимента показали, что этот компонент не сформирован у большинства студентов. У молодежи имеется негативное отношение к нормам права государства, а также они считают возможным нарушать их. Мы считаем, что причинами такого отношения стали не достаточная информированность, поверхностные знания норм права, отрицательные примеры, сложность процедуры защиты своих прав, экономический кризис и другое.
Компонент «правовые знания», который является таким же обязательным, как и другие компоненты, анализируется с помощью вопросов второго блока. Как уже говорилось раньше, этот блок вопросов охватывает различные отрасли права. Таким образом, знание требований законодательства подтверждает достаточный уровень правовых знаний. И наоборот, ошибочные знания норм права свидетельствуют о низком уровне сформированности изучаемого компонента.
Ранее нами уже упоминались достаточный и низкий уровни правового сознания. Ниже рассмотрим их более детально. В соответствии с заданными в эксперименте критериями, было назначено четыре группы студентов. Каждая группа отвечала одному из четырех уровней сформированности правового сознания. Таким образом, все студенты, которые принимали участие в исследовании, поделились на уровня четыре сформированности правового сознания: высокий, достаточный, средний и низкий.
Оценивание уровней сформированности правового сознания студентов проводилось по шкале Гуттмана.
Высокий уровень правового сознания характеризуется достаточным понятийным уровнем правовой терминологии, высокой гражданской направленностью личности — в мотивационной структуре правовые установки значительно доминируют над личными мотивами. Такие студенты постоянно интересуются жизнью общества и нормативно-правовым регулированием отношений.
Достаточный уровень правового сознания предусматривает достаточные знания и понимание норм права, наличие достаточной гражданской направленность личности — в мотивационной структуре правовые установки доминируют над личными мотивами. Такие студенты периодически проявляют интерес к общественным событиям и нормативно-правовому регулированию отношений.
Среднему уровню сформированности правового сознания соответствуют средний уровень знаний и понимание правовых понятий. В мотивационной структуре личности правовые установки в незначительной мере доминируют над личными мотивами. Такие студенты в стандартных жизненных ситуациях в большинстве способны к правовому поведению. Такие студенты выявляют периодический интерес к общественным событиям и нормативно-правовому регулированию отношений, знания законодательной базы чаще всего не имеют научного характера.
Низкий уровень отличается от предыдущих элементарным уровнем знаний и пониманием правовых норм или его отсутствием, низким уровнем гражданской направленности и активности. В мотивационной структуре личные интересы доминируют над правовыми установками. Такие студенты не проявляют интереса к общественным событиям и нормативно-правовому регулированию отношений, знания законодательной базы отсутствуют.
Более подробные, практические результаты констатирующего эксперимента будут представлены в дальнейших научных статьях.
Выводы по теме исследования. В ходе исследования нами определено, что важным условием эффективного формирования правового сознания является прогнозирование результатов воспитательного взаимодействия. Принимая во внимание вышесказанное, для достижения наибольшей результативности исследования была разработана модель формирования правового сознания и критерии определения уровней (высокий, достаточный, средний, низкий).
Суть экспериментального исследования заключалась в разработке, на основе теоретической модели, технологии формирования правового сознания.
Результатом проведенных мероприятий по формированию культуры и правового сознания студентов стала сформированная стойкая мотивация к правовому образованию и высокий уровень правового сознания.
На основании результатов исследования были разработаны методические рекомендации по формированию правового сознания для кураторов академических групп.
Литература:
1. Педагогика высшей школы: учеб. пособ. / З. Н. Курлянд, Р. И. Хмелюк, А. В. Семенова [и др.]; ред. З. Н. Курлянд. — 3-е изд. — К. Знания, 2007. — 495 с.
2. Рашидов С. Ф. Воспитание у студенческой молодежи ценностей гражданского общества: проблемы теоретической концептуализации / Сейфулла Фейзуллаевич Рашидов. — Луганск: Ноулидж, 2012. — 271 с.
3. Романкевич А. В., Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе / А. В. Романкевич // Молодой ученый. — 2013. — № 7(54). — с. 411- 425.
4. Учебная программа „Правоведенье (практический курс)» для 9-х классов учебных заведений: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.mon.gov.ua/...pr/pravoznavstvo_9.doc.