В данной научной статье излагается исследование влияния игрового метода обучения на формирование речевой компетентности современного студента вуза. Проводится теоретический обзор игрового метода обучения. Его особенности и роль в формировании речевой компетентности. Делается эмпирическое исследование с использованием выбранной методики. Его результаты анализируются и интерпретируются. В заключении делаются выводы о влиянии игрового метода на формирование речевой компетентности студентов. Предлагаются практические рекомендации по внедрению данного метода в учебный процесс.
Ключевые слова: игровой метод обучения, речевая компетентность, студент вуза, методология исследования, эмпирическое исследование.
This scientific article presents a study of the influence of the game method of teaching on the formation of speech competence of a modern university student. A theoretical review of the game-based learning method is conducted. Its features and role in the formation of speech competence. An empirical study is being done using the chosen methodology. Its results are analyzed and interpreted. In conclusion, conclusions are drawn about the influence of the game method on the formation of students' speech competence. Practical recommendations on the implementation of this method in the educational process are offered.
Keywords: game learning method, speech competence, university student, research methodology, empirical research.
Современное отечественное образование заостряет внимание на различных методах обучения. Они способствуют успешному развитию ключевых навыков у студентов. Одним из таких методов является игровой. Он представляет собой интересную педагогическую стратегию. Его активное применение повышает речевую компетентность студентов. Некоторые психолого-педагогические исследования посвящены изучению игрового метода обучения [5]. Это побудило нас рассмотреть возможность его использования для формирования речевой компетентности студента.
Во время изучения данной темы приходилось изучать множество литературы. Нам удалось найти несколько основных аспектов. Все они связаны с идеями игр. Также их использования в образовательных целях. К ним можно отнести, например, моделирование, имитацию и конкуренцию. Понимание игры, принятое в мировой практике, соответствует всем видам соревнований. Участники данной деятельности действуют согласно общепринятым правилам достижения целей.
Изучая понятие «игра» в области педагогики был выделен следующий фактор. Наиболее необходимым для образовательного процесса является взаимосвязь игрового метода с разными возможными активностями. Данный принцип стал инструментом для использования в качестве важного методологического исследования игр. С. Л. Рубинштейн рассматривает игру как осознанную активность, учитывая, что в ней личность меняет свое отношение к миру, а Л. С. Выготский выявил способ развития игрового через воображаемую ситуацию. Проблема мотивации и признания занимает решающее место в анализе развития личности в ролевой игре.
Игра — это форма активности, при которой развиваются не только навыки переключения личности при освоении нового, но и отношения с партнером в игре, их речевое взаимодействие [1].
Б. Г. Ананьев изучает взаимосвязь учения и игры, учитывая их специфическую среду, способствующую развитию личности и формированию индивидуального сознания. С одной стороны, образование и развлечение происходит через участие людей в общественной и трудовой деятельности, а с другой — направление за счет взаимодействия общения и осознания. Вместе с этим происходит и социальное участие, включая развитие личности как субъекта общественного поведения и коммуникаций, а также участие человека как субъекта познания и деятельности. Переход от игры к обучению, смена различных форм деятельности, подготовка к труду в обществе — всё это этапы развития студента, которые приводят к определению личностных социальных позиций [7].
В некоторых методических работах предпринимаются попытки использовать ролевые игры (Аргустанянц, Ариян, Бжоско, Мирзоян, Фастовец, Филатов и др.). В них участники взаимодействуют не как личности. В первую очередь как представители, определяющие социальные роли. Учебный процесс должен быть спланирован и организован следующим образом. Студенты выбирают себе различные роли. Они постоянно устанавливают определенные отношения друг с другом. Социальные аспекты должны быть включены в игровую культурную коммуникацию в учебной группе.
Изучение работы многих ученых, занимающихся вопросами игрового обучения, позволяет утверждать о разнообразии ролей и перспектив игры в развитии познавательного интереса [3]. Игра — это способ приобретения и уточнения знаний, а также эффективный способ перехода от незнания к знанию.
Игровой метод может быть принят по-разному. Некоторые ученые полагают, что это один из вспомогательных средств формирования поведенческих актов (М. М. Лебедева, Ж. С. Хайдаров, Д. Б. Эльконин). Остальные считают, что разработка теории игровой деятельности человека невозможна. Игра существует только живыми, активными системами в своей природе. Она всегда означает движение и прогресс в материальном и идеальном аспектах (процесс мышления) [2]. У человека имеется природная потребность в игре. Расширение сознания приводит к увеличению рентгеновской активности, закодированной генетически.
Следует отметить, что игра как метод обучения имеет значение благодаря наличию оптимальных характеристик. К ним можно отнести активность, динамичность, интересность, использование ролей, коллективность, моделирование, обратная связь, проблемность, результативность, самостоятельность, системность и соревновательность [4].
При рассмотрении учебных игр в рамках получения высшего образования важно кое-что отметить. Данная игра должна представлять собой систематически организованную образовательную систему. Ее основа возлагается на обучении определенной профессии посредством специально разработанных педагогических принципов в соответствующей предметной области [6]. Проводя игровую деятельность в учебном процессе студентов вуза, игра становится моделью, которая помогает развивать профессиональную речевую компетентность на фоне основных целей игры.
Использование игрового метода обучения при формировании речевой компетентности обучающихся вуза изучалось нами в течение некоторого времени в различных учебных заведениях. Также было проведено комплексное исследование. Оно было направлено на выявление потенциальных возможностей эффективного внедрения данного метода в образовательный процесс вуза.
Использовались различные методы. В том числе анкетирование сотрудников образовательных организаций. Анкеты с вопросами, на которые отвечали респонденты (участники эксперимента), были проанализированы. Выделен круг проблем, возникший в процессе применения игрового метода обучения при формировании речевой компетентности.
Мы выбрали метод анкетирования не просто так. Он является основным способом сбора первоначальной важной информации в области психологии и педагогики. Будучи инструментом исследования, анкета или опросник разработаны таким образом, чтобы получить определенную информацию от участника. Исследователь задает вопросы. Все они связаны с основной целью и логикой исследования. Предлагаются варианты ответов для выбора респондентом или предложения собственных.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей игрового метода обучения при формировании речевой компетентности. Для этого была придумана авторская анкета, которая состояла из 7 вопросов. В качестве респондентов выступали 15 сотрудников образовательных организаций.
Отвечая на вопрос о том, является ли игровой метод обучения эффективным для формирования речевой компетентности студентов вуза 80 % респондентов считают, что да.
В ходе исследования респонденты выделили, какие игровые методы обучения считаются наиболее эффективными для развития речевой компетентности студентов вуза. Ролевые игры, а также игровые задания и кейсы заняли одинаковое количество (38,5 %). На втором месте были игровые симуляции (15,4 %). На последнем игровые приложения и онлайн-игры (7,7 %).
Выявляя, какие есть преимущества в использовании игрового метода обучения для формирования речевой компетентности студентов вуза, 30,8 % считают повышение уровня вовлеченности и активности студентов. Следом идет развитие коммуникативных навыков (28,2 %). Увлекательность и мотивация студентов составляет 23,1 %. Способствование более глубокому усвоению материала 17,9 %.
В ходе исследования был рассмотрен один важный вопрос. Какие вызовы или ограничения могут возникнуть при использовании игрового метода обучения при формирования речевой компетентности? 32 % опрошенных опасаются снижения серьезности и академической составляющей обучения. 28 % считают, что есть недостаточное понимание преподавателями принципов данного метода. Недостаточное доступное количество игровых материалов является ограничением для 20 % опрашиваемых. Технические проблемы при использовании игровых технологий также занимают 20 %.
Высказывая мысль о том, какие дополнительные меры или ресурсы могут помочь успешному внедрению игрового метода обучения, большинство респондентов отвечали по-разному. Определенное количество считает, что необходимо регулярное проведение различных дискуссий. Также совместное решение кейсов и создание проектов, работа в группах. Не остался в стороне такой важный ресурс, как техническое оснащение.
Какую пользу может принести использование игрового метода обучения для будущей профессиональной деятельности студентов вуза? Респондентами на данный вопрос были даны интересные ответы. Многие из них утверждают следующее. У будущих специалистов будет развиваться познавательная деятельность. Умение высказывать свои мысли, эмоции. Студенты начнут легко воспринимать и понимать данную им информацию.
В ходе исследования был определен важный момент. Необходимы изменения в учебном процессе. Они нужны для успешного внедрения игрового метода. 100 % опрашиваемых считает, что нужно увеличить часы практических занятий. 53 % респондентов высказало мысль о том, что внедрение игрового метода будет зависеть от времени, которое можно использовать в рамках занятий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Метод игрового обучения достаточно эффективен при формировании речевой компетентности студентов. Но для его полноценного использования необходимы специализированные аудитории. Нужно улучшать техническую часть вопроса. Расширять доступность материалов. В ходе исследования нами также было выявлено, что есть недостаточное понимание преподавателями принципов игрового обучения. Поэтому необходимо знание теоретических основ технологии реализации метода. Увеличение достаточного практического навыка у педагога. Грамотное применение игрового метода обучения принесет свои положительные результаты. Оно позволит погрузить студента в специфику изучаемого предмета. Данный метод создаст комфортную среду. Увеличит вариацию действий обучающегося. Будет способствовать развитию коммуникативных навыков. Стоит отметить, что игровой метод позволит стимулировать познавательную активность студентов. Будет происходить формирование их личности как специалистов.
Литература:
- Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. Москва: Прогресс, 1985. — 452 с.
- Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с.
- Манаенкова М. П. К проблеме формирования речевой компетенции студентов в условиях высшей школы // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 2. — С. 154–156.
- Манаенкова М. П. Проблемные аспекты формирования речевой компетентности студентов нефилологических специальностей в высшей школе // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. — Тамбов, 2017. — С. 176–182.
- Марцинковская Т. Д., Григорович Л. А. Психология и педагогика. — М.: Проспект, 2009. — 464 с.
- Сафаргалиева А. Ы. О роли языковых и речевых упражнений в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов / А. Ы. Сафаргалиева // Перспективы науки. — 2012. — № 32. — С. 219–221.
- Сковородников А. П. О формировании речевой культуры студента высшего учебного заведения: (в аспекте компетентностного подхода) / А. П. Сковородников, Г. А. Копнина // Мир науки, культуры и образования. — 2008. — № 4(11). — С. 30–34.