С каждым годом все больше детей рождается с родовой травмой.Травматическое воздействие на плод в родах не всегда фиксируется в медицинской документации ребенка, что создает у неонатолога, педиатра и родителей ребенка иллюзию ложного благополучия младенца в родах.В статье авторы анализируют причины, влияющие на появление кефалогематом, в том числе возникновение родовой травмы в зависимости от психосоматотипа матери. Разное отношение к беременности и родам женщин различных психосоматотипов должно учитываться на этапе подготовки к родам.
Ключевые слова:новорожденные дети, психосоматотип, сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики, интроверты, экстраверты.
Физиологические роды, безопасные для матери и плода, встречаются все реже. Прослеживается связь между родами с активным участием акушера и увеличением гипоксических и травматических повреждений центральной нервной системы (ЦНС) новорожденного. Например, рост цифр детской инвалидности по детскому центральному параличу: в 1964году было 0,64 на 1000 детского населения (дети до 15 лет), в 1989г — 8,9 на 1000, а в 2002г. — 19,63 (!) на 1000 и рост продолжается. С 1999 года, в рубрику «родовая травма» стали включать и переломы ключицы, и кефалогематомы, что обусловило рост в течение последних 4 лет частоты родовой травмы до уровня 41,1–42,6‰. Сегодня травматическое повреждение в родах встречается с частотой 1:25 среди родившихся детей [1,2].
Акушеры объясняют свое вмешательство в процесс рождения ребенка: они говорят об ухудшающемся здоровье женщин, что без лечения выносить ребёнка и родить без помощи акушера большинство женщин не могут. Однако поведение женщины в ходе родов относится к врожденным безусловным формам поведения, определенным генетически и регулируемым бессознательной сферой.
Темперамент с точки зрения физиологии — это тип высшей нервной деятельности человека. Темперамент характеризует динамические особенности психической деятельности, т. е. быстроту реакции, ее темпа, ритм, интенсивность, резкость, амплитуду и также отражает эмоциональность человека. Психологи для характеристики личности используют такие термины, как экстраверсия, интроверсия, нейротизм.
Экстраверсия — это направленность личности на окружающих людей, явления и события. Экстраверты мобильны, общительны, адаптивны, отзывчивы, жизнерадостны, остроумны, стремятся к лидерству. Вместе с тем, они не всегда обязательны, излишне доверчивы и подвержены влиянию другого человека, неустойчивы в своих взглядах, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.
Интроверсия — это направленность личности на ее внутренний мир. Интроверты рассудительны, самостоятельны, спокойны, целенаправленны. Они плохо адаптивны, оторваны от реальности, держатся в стороне в отношениях, нерешительны в поступках..
Нейротизм — результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся нейротики, на другом (низкие оценки) — эмоционально-стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью.
По Гиппократу различают 4 типа темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.
Люди с меланхолическим типом темперамента имеют слабую нервную систему, они обычно интроверты с высоким уровнем нейротизма. Они имеют превалирование торможения над возбуждением. Меланхолик легкораним. Имеет повышенную чувствительность нервной системы и острую реакцию на оттенки чувств. Его эмоциональные переживания глубоки, и отличаются большой длительностью и устойчивостью. Меланхолики более всего подвержены депрессии и воображению пугающих ситуаций, страху физической боли и социального наказания.
Холерический темперамент отличается сильной неуравновешенной нервной системой, значительным преобладанием возбуждения над торможением, высокой степенью экстраверсии и низкой нейротизма, более всего склонны к ярости. Движения холерика быстры и порывисты, как и действия, и течение мыслей, и реакции. Страхи их часто относиться к бытовым жизненным ситуациям, и страхи воображаемые.
Темперамент сангвиника характеризуют сильная уравновешенная подвижная нервная система, уравновешенность реакций возбуждения и торможения, а также высокая степень экстраверсии и нейротизма, из эмоций он более всего предрасположен к радости. Человека сангвиника охарактеризуют такие черты как подвижность, живость, быстрота отзыва на события окружающего мира, психологических реакций, и психологического отклика. Он относительно легко переживает неудачи и неприятности, так как на них не зацикливается. Сангвиник устойчив к эмоции страха.
Темперамент флегматика характеризуется сильной, инертной и уравновешенной нервной системой, хладнокровием, и уравновешенностью нервных процессов, интроверсией и низким нейротизмом. Они отличаются медлительностью во всем, в реакциях, делах, поступках, они невозмутимы, обстоятельны, сдержаны, иногда даже чересчур. Для флегматика характерны чувства тревоги и тоски. Флегматик мало подвержен страху и боится в основном воображаемых действий, но опасается резких перемен, неизвестности. Темперамент этих людей диктует подчинение. Их довольно легко повести за собой, они легко поддаются на уговоры.
Таким образом, флегматики и меланхолики имеют спокойный темперамент. А у холериков и сангвиников, темперамент выражен сильно [3].
Модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей (экстраверсия-интроверсия и нейротизм), оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности).Тест состоит из 57 вопросов, они направлены на выявление обычного способа поведения человека [4].
Цель настоящего исследования определить влияют ли особенности психосоматотипа роженицы на возникновение родовой травмы у ребенка.
Материалы и методы исследования: Под нашим наблюдением находилось 50 пар «мать-ребенок» в возрасте от 4 до 21 дней жизни, поступивших в педиатрическое отделение для новорожденных детей ГБУЗ СО СГДКБ№ 1 им. Н. Н. Ивановой с диагнозом: «Родовая травма. Кефалогематома»(МКБ-Х, Р12.0). В основу деления на группы положен определенный в результате тестирования психосоматотип матери. Распределение матерей по психосоматотипу не имело статистически значимых различий (р>0,05). Меньше всего среди обследованных матерей было «сангвиников»-10 человек, «холериков» и «меланхоликов»-по 13 человек, «флегматиков»-14 человек.
В процессе исследования применялись традиционные и специальные методы обследования:
1. Анализ антенатальных факторов риска: учитывали состояния здоровья матери во время беременности и характер течения родового акта на основании выписки из обменной карты (форма 113У).
2. Клиническое наблюдение за детьми: оценивалась сопутствующая соматическая патология, неврологический статус ребенка, продолжительность визуально определяемого желтушного окрашивания кожи и слизистых оболочек. Использовались данные истории болезни (форма 003У).
3. Традиционные лабораторные и инструментальные методы обследования ребенка: показатели гемостаза в общем анализе крови- время свертывания и уровень тромбоцитов, ультразвуковое исследование головного мозга проводилась аппаратом «Vivid-4» (США).
4. Оценивали принадлежность матери к определенному соматотипу с использованием теста Айзека.
5. Анкетирование матери о течении родового акта.
6. Статистическая обработка полученных данных: полученные при исследовании данные были внесены в электронную базу на персональном компьютере в среде Windows 7 с использованием программы Microsoft Office Excel 2007 с последующей статистической обработкой с применением программы Statistica 6.0. Весь полученный цифровой материал подвергался статистической обработке с заданным уровнем значимости (p) полученных результатов менее 0,05. Абсолютные величины представлены количеством детей в выборке (n). Относительные величины выражены в процентах (%).
В схему статистического анализа входили: дескриптивная статистика с вычислением для каждого показателя выборочной совокупности среднего арифметического (М) и стандартного отклонения (δ), непараметрические методы сравнения независимых групп (двусторонний критерий Фишера для качественных данных).
Данные исследования. Среди детей с кефалогематомами преобладали мальчики 36 (72 %) по сравнению с девочками 14 (28 %). Средний вес при рождении 3447±453г. (М±δ), При анализе данных о течении беременности у матерей, получены следующие данные: инфекционные заболевания у беременных (ОРВИ, обострение хронических инфекционных заболеваний, венерические болезни, воспалительные заболевания половых органов) встречались у 35(70 %) матерей, а состояния беременной провоцирующие хроническую гипоксию плода (анемия, гестоз, фето-плацентарная недостаточность) зарегистрированы у 25 (50 %) матерей.
Большинство матерей в исследовании принадлежали к оптимальному детородному возрасту (18–30лет)- 41(82 %)женщин, менее 18 лет была всего 1 (2 %) мать, старше 30 лет-8 (16 %). От первых родов родилось 42 (84 %) детей, от повторных родов 8(16 %).Большой интервал между родами (14лет) отмечен только у одной женщины(2 %).Отягощенный акушерский анамнез (аборты, выкидыши) выявлен у 21(42 %) рожениц. Роды после 42 недель гестации произошли всего у 6 (12 %) детей. Естественные роды были в 45 (90 %)случаев, наложение выходных акушерских щипцов в 5 (10 %) случаев. Вес более 4000г зарегистрирован у 5 (10 %), а 4 (8 %) детей родилось с весом менее 2800г. Асфиксия в родах (6–7 баллов по шкале Апгар) выявлена у 5 (10 %) детей. Признаки внутриутробной инфекции, требующие антибактериальной терапии, выявлены у 14 (28 %) детей. Транзиторная тромбоцитопения регистрировалась у 7(14 %) новорожденных. Неонатальная желтуха была выявлена у 13 (26 %) детей.
По данным обменных карт сведения об особенностях течения родового акта, которые могли бы спровоцировать появление родовой травмы, отражены в 17 (34 %) случаях, а именно: длительное течение потужного периода зарегистрировано в обменных картах у 5 (10 %), стремительные роды у 6 (12 %) сведения об использовании медикаментозного родоусиления у 6 (12 %), но сведения об использовании приема Кристеллера отсутствовали во всех медицинских документах. По данным анкетирования матерей 22 (44 %) женщин указали, что во время второго периода родов акушером было оказано «давление на живот», то есть был использован прием Кристеллера.
Появление кефалогематомы не редко приводит к изменению неврологического статуса у младенца.
Тяжелое перинатальное поражение нервной системы выявлено у 5(10 %) детей: у одного ребенка (2 %) кефалогематомы костей черепа сочетались с родовой травмой шейного отдела, у 3(6 %) детей регистрировались периферические параличи, у 2(4 %) внутричерепные кровоизлияния.
Перинатальное поражение средней степени тяжести зарегистрировано у 18 (36 %): по данным нейросонографии перинтравентрикулярные кровоизлияния выявлены у 7(14 %) детей, опережающий рост окружности головы выявлен у 11 (22 %) детей в остром периоде родовой травмы.
Кроме того нарушение спино-мозгового кровотока на шейном уровне по данным доплерографии зарегистрировано у 34(68 %) детей. Прогноз дальнейшего развития ребенка с клиникой нарушения спино-мозгового кровотока длительное время может оставаться неясным.
При распределении указанных ранее фактов в зависимости от психосоматотипа матери получены следующие данные (таблица 1).
Инфекционные заболевания беременной или новорожденного ребенка встречались у наблюдаемых пар «мать- ребенок» во всех группах, статистически значимых различий не выявлено (р≥0,005).
Для группы матерей- «сангвиников» характерно, появление кефалогематомы у ребенка по «медицинским причинам»: переношенная беременность, длительный потужной период (р≤0,005).
Интроверты склонны меньше беспокоиться о своей репродуктивной способности, откладывая рождение ребенка. Так психосоматотипы матерей «меланхолики» и «флегматики» чаще имели отягощенный акушерский анамнез (р≤0,005). Среди матерей флегматиков больше женщин старше 30лет (р≤0,005).
Прием Кристеллера реже всего применялся (р≤0,005) у матерей — «сангвиников» (эмоционально устойчивый тип, экстраверт) и чаще всего у матерей- «холериков» (эмоционально неустойчивый тип, экстраверт).
Обращает внимание тот факт, что частота хронической гипоксии плода наиболее редко регистрировалась среди матерей- «холериков», видимо по причине более оптимистичного мироощущения-«меньше жалоб- меньше диагнозов» (р≤0,005).
Выводы:
1. Травматическое воздействие на плод в родах (прием Кристеллера, стимуляция родовой деятельности окситоцином или простогландинами) не всегда фиксируется в медицинской документации ребенка, что создает у неонатолога, педиатра и родителей ребенка иллюзию ложного благополучия младенца в родах. По нашим данным нарушение механизма родов в 46 % случаев приводят к формированию тяжелых и средне-тяжелых форм перинатального поражения нервной системы.
2. Отношение матери к вопросу планирования семьи, вынашиванию беременности и поведению в родах определяется особенностями ее психосоматотипа, этот факт необходимо учитывать при подготовке женщины к беременности и родам.
3. Инфекционный анамнез беременной видимо играет одну из ведущих ролей в патогенезе кефалогематомы у ребенка:70 % женщин имели инфекционные заболевания во время беременности, и у 28 % детей произошла реализация внутриутробного инфицирования во внутриутробную инфекцию.
Таблица 1
Распределение данных о течении беременности, родов, неонатального периода в зависимости от психосоматотипа матери
Анализируемый фактор |
Психосоматотипы матери |
р≤0,005 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
Меланхолики, n=13 |
Сангвиники, n=10 |
Флегматики, n=14 |
Холерики, n=13 |
||||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
||
Отягощенный акушерский анамнез |
7 |
53,8 |
2 |
20,0 |
9 |
64,3 |
3 |
23,1 |
р2,3 р3,4 |
Первые роды |
12 |
92,3 |
5 |
50,0 |
12 |
85,7 |
13 |
100 |
р1,2 р2,4 |
Возраст матери более 30лет |
3 |
23,1 |
0,0 |
0,0 |
8 |
57,1 |
2 |
15,4 |
р2,3 р3,4 |
Срок гестации более 42 нед. |
1 |
5,5 |
2 |
20,0 |
1 |
7,1 |
1 |
7,7 |
- |
Вес плода более 4000г |
1 |
5,5 |
2 |
20,0 |
0 |
0,0 |
1 |
7,7 |
- |
Хроническая гипоксия плода |
7 |
53,8 |
7 |
70,0 |
10 |
71,4 |
1 |
7,7 |
р1,4 р2,4 р3,4 |
Инфекционные заболевания беременной |
10 |
76,9 |
6 |
60,0 |
9 |
64,3 |
10 |
76,9 |
- |
Естественные роды |
12 |
92,3 |
8 |
80,0 |
14 |
100,0 |
12 |
92,3 |
- |
Длительный потужной период |
0 |
0 |
2 |
20,0 |
1 |
7,1 |
2 |
15,4 |
р1,2 |
Стремительные роды |
2 |
15,4 |
1 |
10,0 |
1 |
7,1 |
2 |
15,4 |
- |
Медикаментозное родоусиление |
1 |
5,5 |
2 |
20,0 |
2 |
14,3 |
1 |
7,7 |
- |
Прием Кристеллера в родах |
4 |
30,7 |
2 |
20,0 |
7 |
50,0 |
9 |
69,2 |
р2,4 р1,4 |
Выходные акушерские щипцы |
1 |
5,5 |
2 |
20,0 |
0 |
0 |
1 |
7,7 |
- |
Внутриутробное инфицирование новорожденного |
5 |
38,5 |
2 |
20,0 |
4 |
28,6 |
3 |
23,1 |
- |
Транзиторные нарушения гемостаза у новорожденного |
1 |
5,5 |
2 |
20,0 |
1 |
7,1 |
3 |
23,1 |
- |
Литература:
1. Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М:Медицина, 1976;185.
2. Суханова Л. П. Здоровье новорожденных детей России. М: Канон+ Реабилитация, 2007; 320.
3. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М: Владос, 2003; 688.
4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара: «БАХРАХ-М», 2004;672.