Динамика эмоциональных состояний женщины в период беременности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 24.12.2022

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Корнюшина, В. А. Динамика эмоциональных состояний женщины в период беременности / В. А. Корнюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 262-266. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98243/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен сравнительный анализ эмоциональных состояний женщин в первом и третьем триместре беременности. Эмоциональные состояния проанализированы в соответствии с доминирующим типом психологического компонента гестационной доминанты. Установлено, что наиболее благоприятным типом является оптимальный, которому соответствуют сохранность свойств психической активности, отсутствие признаков астенизации и депрессивности. Группу риска составляют женщины с тревожным и эйфорическим типами психологического компонента гестационной доминанты.

Ключевые слова: беременность, эмоциональные состояния, нервно-психическое напряжение, астенизация, субдепрессия

Сбалансированное и стабильное состояние эмоциональной сферы женщин в период беременности относится к важнейшим обстоятельствам нормального вынашивания и полноценного пренатального формирования плода. К важнейшей характеристике психоэмоционального статуса будущих матерей относят разноуровневые проявления тревожности, которые часто носят бессодержательный характер. Физиологически тревожные реакции проявляются в тахикардии, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, росте общей возбудимости, снижении сенсорных порогов. Психологически тревога воспринимается, как напряженность, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грядущих неудач, неспособность к принятию решений и пр. В то же время оптимально-нормативный уровень тревоги обязателен для продуктивного адаптационного процесса. Свехнормативный либо недостаточный уровень ведет к дезадаптации и, соответственно − к дезорганизованности поведения и деятельности. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека [2].

К наиболее распространенному эмоциональному феномену можно отнести пренатальную тревогу. Обнаружено, что женщины на последнем временном отрезке периода беременности испытывает недостаток уверенности в себе и в своей предстоящей роли матери. Незадолго до родов состояние своего будущего ребенка тревожит большую часть женщин. При этом у большинства из них переживание тревоги относительно положения дел у себя и ребенка имеет вектор нарастания по мере приближения родов; другие обеспокоены вопросами вероятности воздействия экологических факторов и лекарственных средств на состояние здоровья ребенка, третьи − озабочены возможностями обезболивания.

Установлена выраженная зависимость депрессивного состояния от психогенных причин внутрисемейного свойства и глубоких опасений по поводу с рождения ребенка. А именно, доказана зависимость депрессивных проявлений от таких психогенных причин, как:

  1. высокий уровень нейротизма,
  2. психиатрически отягощенный анамнез,
  3. супружеские конфликты во время беременности.
  4. страхи в отношении плода,
  5. мысли об аборте в период беременности,
  6. курение [1].

Характеристики эмоционального состояния женщины в динамике триместров беременности недостаточно изучены. Такие показатели эмоциональной сферы женщины, как самочувствие, активность, настроение, эмоциональное напряжение, тревога, уверенность, возбудимость, переживание одиночества, признаки депрессивного состояния, невротическая симптоматика, агрессия, фрустрации и т. д. имеют большое значение в становлении материнских чувств, что необходимо учитывать, например в мероприятиях по психологической подготовки к родам и будущему материнству [3], однако исследовательские работы в этом направлении весьма малочисленны. Осознание значимости данной проблемы и стремление восполнить дефицит исследований в данной области побудили нас на организацию исследования эмоциональных состояний женщин в период беременности в динамике от первого к третьему триместру.

Исследованием было охвачено 23 беременные женщины, эмоциональное состояние которых отслеживалось в течение всего срока беременности. Эмпирической площадкой послужила группа в социальной сети Вконтакте «Беременность». Исследование носило добровольный характер. Метод формирования выборки − стратифицированный отбор, т. е. в выборку вошли беременные женщины в возрасте от 24 до 27 лет, сроком не более 6 недель. Образование высшее. Исследование осуществлялось в режиме в форме интернет-опроса на базе платформы Google.

Психологическая диагностика осуществлялась с использованием надежных психологических тестов, отвечающих критерию валидности, а именно:

— тест отношений и типа переживания беременности у будущей матери (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.);

— НПН − Шкала нервно-психического напряжения, Т. А. Немчин;

— ШАС − Шкала астенического состояния Л. Д. Малковой и адаптированный Т. Г. Чертовой;

— ШСНС − Шкала сниженного настроения-субдепрессии», основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т. Н. Балашовой.

Проанализируем полученные результаты.

Количественное соотношение беременных с различными типами ПКГД в первом триместре

Рис. 1. Количественное соотношение беременных с различными типами ПКГД в первом триместре

У большей части обследованных женщин в первом триместре беременности диагностирован тревожный тип ПКГД, на втором месте по выраженности находится смешанный тип, где нет очевидного преобладания того или иного типа, оптимальный же тип ПКГД, который характеризуется естественностью, адекватным отношением к своему положению, когда женщина регулярно заботится о своем здоровье, строго выполняет врачебные рекомендации и вместе с тем сохраняет свою деятельность представлен в меньшинстве. Обнаружено незначительное количество женщин с эйфорическим типом, и единично представлен гипогестогнозический (игнорирующий) тип ПКГД, которому свойственно отсутствие желания у женщин что-то менять в собственном образе жизни из-за беременности, депрессивный тип ПКГД в выборке не обнаружен (см.рис.1).

У беременных женщин, составивших значительную часть выборки со смешанным типом замечены следующие намечающиеся сочетания типологических признаков: у одного человека — депрессивно-тревожная симптоматика, у двух испытуемых — тревожно-депрессивный тип, также у двух испытуемых — тревожно-эйфоричный.

Рассмотрим особенности эмоциональных состояний.

Особенности эмоциональных состояний беременных в первом триместре со смешанным и тревожным, как доминирующими, ПКГД

Рис. 2. Особенности эмоциональных состояний беременных в первом триместре со смешанным и тревожным, как доминирующими, ПКГД

У беременных со смешанным типом психологического компонента гестационной доминанты наблюдаются рост умственной и физической производительности на фоне выраженного эмоционального подъема, незначительная физическая ослабленность и практически отсутствующая депрессивная симптоматика (см.рис. 2).

У беременных с тревожным типом наблюдаются те же признаки, что и у смешанного типа, однако существенное отличие состоит в том, что тревожному типу свойственны апато-абулические признаки, связанными со сниженностью мотивационной, интеллектуальной и психомоторной активности (см.рис.2).

Особенности эмоциональных состояний у беременных в первом триместре с различными ПКГД

Рис. 3. Особенности эмоциональных состояний у беременных в первом триместре с различными ПКГД

У беременных с оптимальным типом психологического компонента гестационной доминанты наблюдаются сохранность свойств психической активности, отсутствие признаков астенизации и симптомов депрессивности (см.рис.3).

У беременных с эйфорическим типом психологического компонента гестационной доминанты наблюдаются дезорганизационные нарушения соматических функций, психической активности и снижение ее результативности на фоне эмоциональных проблем и физической дискомфортности, отсутствие признаков астенизации и симптомов депрессивности (см.рис.3).

У беременных с гипогестогнозическим типом психологического компонента гестационной доминанты наблюдаются переживание прилива сил и соответственно отсутствие признаков астенизации, однако обнаружены симптомы депрессивности (см.рис.3).

Количественное соотношение беременных с различными типами ПКГД в третьем триместре

Рис. 4. Количественное соотношение беременных с различными типами ПКГД в третьем триместре

Как видно из рисунка 4, у подавляющего большинства обследованных женщин в третьем триместре беременности диагностирован оптимальный тип ПКГД, однако смешанный и тревожный тип по-прежнему имеют место быть.

У беременных женщин со смешанным типом замечены следующие намечающиеся сочетания типологических признаков: у одного человека — тревожно-эйфорическая симптоматика, тревожно-гипогестогнозическая симптоматика, у двух испытуемых — оптимально-тревожная симптоматика, в которой адекватное отношение к текущим обстоятельствам жизни происходит на фоне тревожных переживаний женщин.

Особенности эмоциональных состояний у беременных в третьем триместре со различными ПКГД

Рис. 5. Особенности эмоциональных состояний у беременных в третьем триместре со различными ПКГД

У беременных в третьем триместре с оптимальным типом психологического компонента гестационной доминанты наблюдаются относительно стабильная сохранность свойств психической активности и сомато-висцерального статуса, общей психофизиологической комфортности, при некотором снижении показателей, появление слабых признаков астенизации, симптомы депрессивности не обнаружены (см.рис.5).

У беременных со смешанным типом психологического компонента гестационной доминанты наблюдаются ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии, начальные мало представленные признаки общей, и главным образом, нервно-психической, а также физической ослабленности, истощенности и практически отсутствующая депрессивная симптоматика (см.рис.5).

У обследованных беременных с тревожным типом психологического компонента гестационной доминанты наблюдаются возросшая до высокой степени нервно-психическая напряженость с дезорганизовнностью психической активностью и падением ее результативности; умеренно сформированная астеническая симптоматика; диагностируется уровень ларвированной депрессии или субдепрессивности с соответствующими апато-абулическими признаками (см.рис.5).

Таблица 1

Статистический анализ динамики ПКГД и эмоциональных состояний

Переменные

Т-Вилкоксона

Критические значения

62

83

0,01

0,05

ОПКГД

15 значимо при p≤0, 01

ГПКГД

22 значимо при p≤0, 01

ЭПКГД

99 вне зоны значимости

ТПКГД

66,55 значимо при p≤0, 05

ДПКГД

17 значимо при p≤0, 01

НПН

17 значимо при p≤0, 01

ШАС

90 вне зоны значимости

ШСНС

36 значимо при p≤0, 01

Содержание таблицы 1 показывает, что вычисленные коэффициенты Т-Вилкоксона подтверждают своим уровнем значимости достоверность практически всех изменений в изучаемых параметрах эмоциональных состояний от первого триместра беременности наших испытуемых женщин к третьему; изменения не подтвердились только в показателях у обследованных беременных с тревожным типом психологического компонента гестационной доминанты и показателях астенического состояния.

Таким образом:

  1. установлены изменения в исследованных эмоциональных характеристиках беременных женщин, составивших выборку, в период с первого до третьего триместра, за исключением некоторых параметров; достоверные изменения коснулись таких психоэмоциональных свойств, как оптимальный (повышение), гипогестогнозический (снижение), депрессивный (снижение) типов за исключением тревожного и эйфорического, более того, к третьему триместру испытуемых с депрессивным, гипогестогнозическим и эйфорическим типами психологического компонента гестационной доминанты не обнаружено, зато диагностировано максимальное количество женщин с оптимальным типом, что свидетельствует о благоприятной динамике течения беременности испытуемых в данном аспекте функциональной психической саморегуляции, которая запускается у женщины при начале беременности, и предназначена для сохранности гестации и условий для развития будущего ребенка, а также формирования эмоционального отношения беременной к своему статусу и поведенческих особенностей;
  2. динамика эмоциональных состояний диагностически указывает на изменения нервно-психического напряжения (снижение уровня) и состояния сниженного настроения, субдепрессии (редукция), в отличие от астенического состояния, уровень выраженности которого оставался по-прежнему низким, что также свидетельствует о позитивном протекании беременности у наших испытуемых.

Выполненное нами исследование открывает перспективы для дальнейшей работы, которая должна быть направлена на разработку информационно-просветительских, развивающих и коррекционных психологических мероприятий, способных оказывать психоэмоциональную поддержку женщинам с первого триместра беременности для осознания и принятия своего положения и новой ответственной социальной роли, оптимизации собственных эмоциональных состояний, т. к. забота о собственном эмоциональном состоянии представляет собой значимую долю заботы о своем ребенке.

Литература:

  1. Жильцова, Е. Е. Здоровьесберегающее поведение женщин активного репродуктивного возраста / Е. Е. Жильцова, Р. А. Бреусов // Медицинский альманах. — 2013. — № 2(26). — С. 203–205
  2. Особенности психоэмоционального состояния беременных и его динамика в зависимости от срока гестации / А. Г. Киселев, И. В. Вартанова, С. И. Знаменская, И. М. Максимова // Тольяттинский медицинский консилиум. — 2011. — № 3–4. — С. 103–110
  3. Психологическая характеристика женщин на поздних этапах беременности / К. С. Карташова, И. Л. Шелехов, М. Н. Мытникова, В. Н. Кожевников // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2010. — № 2(92). — С. 103–106.
Основные термины (генерируются автоматически): психологический компонент, смешанный тип, тревожный тип, беременная, психическая активность, триместр беременности, женщина, отсутствие признаков, период беременности, симптом депрессивности.


Ключевые слова

беременность, эмоциональные состояния, нервно-психическое напряжение, астенизация, субдепрессия

Похожие статьи

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Характерные особенности психоэмоционального статуса у детей при тикозных гиперкинезах

В статье приводятся данные обследования 52 детей с тикозными гиперкинезами. На основании проведения теста Люшера доказано, что повышение уровня тревоги выявлено у 84,5 % детей с тиками. Установлена роль тикозных гиперкинезов на психологический статус...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В данной статье говорится об условиях, способствующих развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Особое внимание уделяется влиянию родителей, а также семейной обстановке. Все это является ...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Психосоматические аспекты качества жизни больных хронической сердечной недостаточностью

В статье показаны взаимосвязи между выраженностью тревожно-депрессивных расстройств, клинико-инструментальными данными, типами отношения к болезни, личностными характеристиками и качеством жизни больных хронической сердечной недостаточностью. Установ...

Личностные особенности родителей детей, страдающих гиперкинетическим расстройством

В статье рассматривается влияние личностных особенностей матери на характер формирования стиля родительского отношения. В случае дисгармоничности ее личностной организации формируется деструктивный стиль воспитания, приводящий к развитию у ребенка не...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Похожие статьи

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Характерные особенности психоэмоционального статуса у детей при тикозных гиперкинезах

В статье приводятся данные обследования 52 детей с тикозными гиперкинезами. На основании проведения теста Люшера доказано, что повышение уровня тревоги выявлено у 84,5 % детей с тиками. Установлена роль тикозных гиперкинезов на психологический статус...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В данной статье говорится об условиях, способствующих развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Особое внимание уделяется влиянию родителей, а также семейной обстановке. Все это является ...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Психосоматические аспекты качества жизни больных хронической сердечной недостаточностью

В статье показаны взаимосвязи между выраженностью тревожно-депрессивных расстройств, клинико-инструментальными данными, типами отношения к болезни, личностными характеристиками и качеством жизни больных хронической сердечной недостаточностью. Установ...

Личностные особенности родителей детей, страдающих гиперкинетическим расстройством

В статье рассматривается влияние личностных особенностей матери на характер формирования стиля родительского отношения. В случае дисгармоничности ее личностной организации формируется деструктивный стиль воспитания, приводящий к развитию у ребенка не...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Задать вопрос