Тревожность у беременных женщин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 18.02.2024

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Горшенина, Т. Т. Тревожность у беременных женщин / Т. Т. Горшенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111388/ (дата обращения: 16.12.2024).



Беременность и роды являются сильными эмоциональными факторами в жизни женщины и оказывают значительное влияние на всю психосоматическую организацию как с точки зрения физиологических процессов, так и психической деятельности. За последние пять лет было опубликовано более 400 работ, посвященных психологическому состоянию беременных женщин. В то же время до сих пор не проведен полноценный анализ причин и истоков тревожности как личностных, так и средовых. Таким образом, на сегодняшний день эта тема остается актуальной и представляет все больший исследовательский интерес.

Ключевые слова: тревожность, тревога, беременность, пренатальный период, эмоциональные состояния.

Как правило, исследования тревожности у беременных женщин направлены на изучение факторов, связанных с самой ситуацией беременности и предстоящими родами. Проблема личностной и ситуативной тревожности традиционно изучается в связи с особенностями самовосприятия и динамикой жизненной ситуации. Период беременности, с одной стороны, связан с изменениями в самовосприятии и самосознании женщины, а с другой — вызывает определенные изменения в супружеских отношениях, меняя привычный уклад семейной жизни. Оба эти фактора вызывают повышенную тревожность, но субъективно можно ориентироваться и на другие причины [2; с. 268].

Более 60 % беременных женщин имеют повышенный уровень ситуативной тревожности, которая вызвана эмоциональными реакциями на стрессовые ситуации; более высокий уровень тревожности наблюдается у беременных женщин в возрасте 30–40 лет. Большинство переживаний, связанных с беременностью, имеют негативную эмоциональную окраску, что говорит о важности сопровождения женщины во время беременности и в дальнейшем материнстве.

Беременные женщины весьма восприимчивы к негативным условиям в период беременности (Г. И. Брехман, Г. Б. Мальгина, Г. Г. Филиппова). В современном обществе определение «адаптация к беременности» занимает существенное место в отечественной и зарубежной литературе, так как беременность, зачатие и роды происходят в обстоятельствах психосоциального стресса. Беременность ставит женский организм в новые условия существования, несмотря на то, что это физиологический процесс, совершающиеся перемены в функциональном состоянии нервной системы делают женщину более восприимчивой, а ее нервную систему — наиболее чувствительной.

И. В. Добряков применяет понятие типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) — совокупности элементов психологической самореализации, появляющихся у женщины вместе с приходом беременности, нацеленных на ее сохранение, а также создание условий для будущего развития ребенка, формирующих отношение женщины к собственной беременности, ее поведенческие особенности. В том числе и самой желанной и значимой беременности у женщин возникают условия, при которых в психологической области появляется большое число отрицательных изменений.

Беременность — весьма чувствительный период в психическом существовании женщины. Само положение беременности вносит основательные перемены в образ жизни женщины, ее ощущение, понимание общества, себя в данном обществе, а также, безусловно, в ее эмоциональную жизнь. В том числе и для женщин, которые планировали забеременеть, беременность может вызывать напряжение. Более того, продолжая трудиться, контактировать с другими людьми, а также решать множественные актуальные задачи, беременные женщины зачастую ощущают напряжение либо постоянный стресс (к примеру, если работодатель грозит им уходом с работы, супруг уезжает в долговременную командировку или тяжело заболевает близкий родственник). Дополнительные перегрузки, ложащиеся на плечи беременной женщины, имеют все шансы являться пагубными как для нее самой, так и для плода. Этот стресс препятствуют развитию «доминанты беременности», которая обеспечивает нормальное течение беременности, родов и послеродового периода.

Для многих современных женщин беременность уже является стрессом, потому что нет опыта, нет знаний и должной поддержки от старшего поколения, врачей и в целом окружения. Поэтому очень важно получить необходимые знания о течении и психологическом состоянии беременности и соответствующую психологическую поддержку. Эмоциональный стресс матери оказывает негативное влияние сначала на течение беременности, на развитие плода, а затем и на роды. Воздействие различных дополнительных стрессоров нарушает естественный процесс психологической адаптации женщин, вынашивающих дитя, и негативно влияет на течение беременности. Большинство авторов в своих работах описывают влияние стресса на процесс беременности (например, развод, ухудшение отношений в семье, психологическая несовместимость супругов, нервно-эмоциональное напряжение на работе и т. д.), отмечая наличие у беременных высокого уровня тревожности, повышенного нервно-психического напряжения, эмоциональной неустойчивости, стремления к заботе и защите [4; с. 56].

Беременность — это экзистенциальная ситуация, которая затрагивает все основы жизни женщины, вызывая значительные изменения в ее самовосприятии и отношении к окружающему миру. В состоянии беременности женщины часто испытывают повышенную тревожность. Это связано с тем, что эмоции играют важную роль в жизни женщины, ожидающей ребенка, и оказывают непосредственное влияние на течение беременности и развитие плода.

Вопрос тревожности у женщин на разных сроках беременности весьма актуален, так как они очень восприимчивы к различным изменениям во время беременности. Дополнительный стресс в виде тревоги и страха, связанный с беременностью, может стать пагубным фактором как для самой беременной, так и для ее будущего ребенка. Эти стрессы препятствуют формированию «доминанты беременности», которая гарантирует нормальное течение беременности, родов и послеродового периода. Поскольку многие женщины сегодня беременеют в состоянии стресса, важно отслеживать не только их биологическое, но и психологическое состояние [3; с. 142].

Исследования психологического состояния женщин во время беременности (например, В. И. Брутман, М. С. Радионова, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова) свидетельствуют о том, что беременности присуща динамика, которая может обострять или ослаблять женские проблемы.

В первом триместре беременности осознаются и остро переживаются проблемы с биологической матерью и другими объектами привязанности, а также проблемы в отношениях с мужем. Во втором и третьем триместрах беременности избегание негативных эмоций становится более выраженным, проблемы первого триместра явно ослабевают, реализуются страх перед родами и страх послеродовой некомпетентности. В начале третьего триместра беременности проявляется «синдром обустройств гнезда», сопровождающийся повышенной активностью и желанием разобраться с существующими проблемами. Направленность подготовки к родам и послеродовой деятельности в этот период коррелирует с благоприятной динамикой процесса беременности и ценностью ребенка, а деятельность, не связанная с ребенком, — с неблагоприятной динамикой. На более поздних этапах беременности страх перед родами и чувство некомпетентности ослабевают, и напряжение, связанное с остальными проблемами, ослабевает. Обратная ситуация отражает преобладание неблагоприятной динамики, связанной с переживанием беременности и ценностью ребенка.

Беременность привносит в жизнь женщины новый опыт. В этой ситуации человек испытывает более или менее сильное эмоциональное напряжение, которое субъективно переживается как чувство тревоги и беспокойства. Тревога — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия и надвигающейся опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную реальную опасность, тревога — это переживание неопределенной, диффузной и беспредметной угрозы.

Тревожность представляет собой психологическую особенность личности, которая выражается в предрасположенности к частым и интенсивным переживаниям, а также низком пороге появления тревоги. Именно она способна рассматриваться, как личностное образование и как признак проявления характера, обусловлена слабостью нервных процессов. Состояние тревоги чувствуется людьми как универсальная эмоциональная форма предвосхищения неудачи. Данное состояние задействует механизмы саморегуляции, содействует мобилизации психологических запасов, а также побуждает исследовательскую активность. В тоже время общеизвестно, что тревога, выходящая за границы оптимальных значений, оказывает отрицательное воздействие на поступки и деятельность человека. Постоянное чувство тревоги как неравновесного состояния и непрерывная подготовка к его осуществлению формируют тревожность. Повышенная тревожность считается негативной особенностью характера и, как подтверждено, отрицательно воздействует на жизнедеятельность человека.

Тревога и волнение в период беременности — это нормальные и естественные чувственные симптомы, предопределенные психологическими особенностями человека. Людей беспокоит и пугает все, что неясно и не определено. Беременность принадлежит к подобным событиям. Гормональные перемены, обостряющие окраску данных эмоций, уменьшают эмоциональную стабильность женщины. При определенных обстоятельствах эмоции проявляются более остро:

— возраст будущей матери. Излишняя юность (до 17 лет) либо возраст после 30 лет увеличивают степень переживаний. Боязнь и беспокойство усложняются стереотипами в обществе и страхом перед своими физиологическими способностями

— опыт родов. Женщины, имевшие опыт родов, уже знают особенности своего положения, что снижает эмоциональное и психологическое напряжение

— опыт участия в уходе за детьми. Нахождение рядом с маленькими детьми помогает женщине понять, что произойдет, когда она станет матерью

Страхи в этот период могут быть совершенно разными. Страх может принимать позитивное направление или вызывать положительную реакцию. Следовательно, срабатывает психологическая защита и начинается адаптация к новым условиям жизни [1; с. 212].

Таким образом, беременные женщины нуждаются в специальной психологической диагностике и психологической поддержке для преодоления психологического стресса. Охрана психического здоровья беременных и рожениц не менее важна, чем оказание специализированной акушерско-гинекологической помощи. Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость совершенствования психологической диагностики и оказания эффективной психологической поддержки беременным женщинам. Ранняя диагностика причин и симптомов психологического стресса и своевременная психологическая коррекция возникших состояний могут предотвратить акушерские и физические осложнения во время беременности и родов.

Литература:

  1. Захарова Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен Дисс. на соиск.уч.ст.доктора психол.н. [Текст]/ Е. И. Захарова. — М., Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2017. — 367 с.
  2. Давлетбаева О. Ю. Личностные и средовые корреляты тревожности и страхов беременных женщин // АКадемическая публицистика. — 2023. — № 1–1. — С. 268–283.
  3. Макарова, Т. В. Тревожность у женщин в разных триместрах беременности / Т. В. Макарова // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 142–144.
  4. Носкова О. В., Чурилов А. В., Свиридова В. В., Литвинова Е. В. Изменение психологических особенностей беременных женщин под влиянием стрессовых факторов // Вестник гигиены и эпидемиологии. — 2023. — № 1. — С. 55–58.
Основные термины (генерируются автоматически): беременность, женщина, время беременности, беременная, жизнь женщины, период беременности, повышенная тревожность, род, страх, течение беременности.


Похожие статьи

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями

Целью данной статьи является изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями и способы адаптации к ним. Актуальность данной проблемы объясняется наличием зависимости физического здоровья и болезни человека от его психики, в ...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, ...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Формирование основ здорового образа жизни младшего школьника

Вопрос формирования здорового образа жизни школьника волновал педагогов, врачей и родителей во все периоды. Режим и распорядок жизни ребенка во многом зависит от условий, диктуемых эпохой, но параллельно с этим существует ряд составных элементов, кот...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Похожие статьи

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями

Целью данной статьи является изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями и способы адаптации к ним. Актуальность данной проблемы объясняется наличием зависимости физического здоровья и болезни человека от его психики, в ...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, ...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Формирование основ здорового образа жизни младшего школьника

Вопрос формирования здорового образа жизни школьника волновал педагогов, врачей и родителей во все периоды. Режим и распорядок жизни ребенка во многом зависит от условий, диктуемых эпохой, но параллельно с этим существует ряд составных элементов, кот...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Задать вопрос