В статье рассматриваются особенности тревожности и страхов у женщин в разных триместрах беременности, описываются психологические факторы, вызывающие тревогу у беременных женщин. Для выявления психологических особенностей беременных женщин проведено исследование по методикам «Тест отношений беременной» И. В. Добрякова, «Эмоциональный профиль» Л. С. Акопян, «Личностная и реактивная тревожность по Ч. Д. Спилбергу — Ю. Л. Ханину», вопросник «Страх, радость, гнев» (СРГ), тест «Страх».
Ключевые слова: беременность, страх, тревожность, пренатальный период, психологическая защита, психологическое состояние, эмпирическое исследование.
Проблема тревожности и страхов у женщин в разных триместрах беременности достаточно актуальна, так как беременные женщины очень восприимчивы к различным изменениям в период беременности. Дополнительные нагрузки в виде тревожности и страхов, связанных с беременностью, могут являться повреждающими факторами, как для беременной, так и для будущего ребенка. Они нарушают сформировавшуюся «доминанту беременности», которая обеспечивает нормальное течение беременности, родов и послеродового периода. У многих женщин, сегодня беременность наступает уже в состоянии стресса, поэтому важно, чтобы женщина следила не только за биологическим, но и за психологическим состоянием [2, с.22]
Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка (В. И. Брутман, М. С. Радионова, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова и др.) позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем [6, с. 63].
В первом триместре актуализируется, и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде [11, с. 31].
В начале третьего триместра выражен «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовой период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, — с неблагоприятной динамикой [2, c. 182]. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка [4, с. 87].
С момента осознания и внутреннего и принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. В период беременности у женщин наблюдаются характерные быстрые колебания настроения, в которых одновременно присутствуют радость, оптимизм, надежда и ожидание, страх, печаль [3, с. 33].
Из этого следует, что беременность новое состояние организма и психики женщины. В новых необычных условиях люди испытывают эмоциональное напряжение, которое переживается как чувство беспокойства, тревоги или страха.
Тревога — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы [10, с. 213].
Страх — это отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности [5, с.81].
А. И. Захаров определяет страх как аффективное эмоционально заостренное состояние, возникающее при конкретной угрозе для жизни и благополучия человека [7, с. 1108].
К психологическим факторам, вызывающим тревогу и препятствующим осуществлению репродуктивной функции относят неблагоприятную социальную ситуацию, нестабильность и неуверенность в будущем, напряженную семейную ситуацию, страхи и тревоги, связанные с вынашиванием беременности, родами, рождением нездорового ребенка, с изменениями физического облика и образа жизни, внутренний конфликт между стремлением к рождению детей и другими жизненными ценностями [11, с. 102].
Страх и тревожность могут иметь положительное направление и стимулировать какую-либо положительную реакцию. Соответственно, из всего этого следует, что сработала психологическая защита и началась адаптация к новым условиям жизни. Психика родителей, поняв, чего следует бояться в перинатальный период, делает первый шаг к борьбе с тревожностью и страхами; затем к расширению представлений об опасности; и предпринимает действия по ее устранению или уменьшению [8, с. 128].
Страх и тревожность могут иметь положительное направление и стимулировать какую-либо положительную реакцию. Соответственно, из всего этого следует, что сработала психологическая защита и началась адаптация к новым условиям жизни. Помимо этого, не исключается отрицательное воздействие страхов беременную женщину. На фоне всех страхов может развиваться один какой-либо навязчивый страх, который сопутствует всю беременность и может перерасти в фобию. В ряде исследований выявлено, что частым следствием эмоционального стресса матери при беременности будет невропатия у ребенка как нервно-соматическая дисфункция организма [1, с. 17].
С целью выявления психологических особенностей беременных женщин в октябре-ноябре 2022 г. проведено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование было проведено онлайн в приложении «mom.life» среди беременных женщин города Самары в возрасте от 20 до 38 лет. Общая выборка составила 48 женщин. В нашей работе используются методики
Для реализации эмпирического исследования использованы следующие методики: «Тест отношений беременной» И. В. Добрякова, «Эмоциональный профиль» Л. С. Акопян, «Личностная и реактивная тревожность по Ч. Д. Спилбергу — Ю. Л. Ханину», вопросник «Страх, радость, гнев» (СРГ), тест «Страх» [9, с. 184].
Тест отношений беременной разработан И. В. Добряковым для определения типа психологического компонента гестационной доминанты у беременных женщин. По результатам исследования по методике ТОБ у 12 женщин (25 %) выявлено оптимальное отношение к беременности. Отмечается у женщин ответственно, но без излишней тревоги относящихся к беременности. Беременность желанна обоими супругами.
Весомую долю среди неблагоприятных типов гестационной доминанты составил тревожный тип — 19 женщин (39,58 %). Проявляется высоким уровнем тревоги у беременной, встречается ипохондрия, что влияет на соматическое состояние беременной. Причины тревоги — острые и хронические заболевания, семейные дисгармонии, неудовлетворительные материально-бытовые условия, а также переоценка имеющихся проблем («неоправданная тревога»).
Гипогестогнозический тип наблюдается у 9 женщин (18,75 %). Встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Беременность либо незапланированная, либо запланированная из-за опасения, что с возрастом возможен риск осложнений. И те и другие не склонны менять жизненный стереотип, внимание к беременности и ребенку снижено.
Эйфорический тип отмечен у 6 женщин (12,5 %) характеризует женщин с истерическими чертами личности, а также длительно лечившихся от бесплодия. Женщины требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых желаний, декларируют чрезмерную любовь к будущему ребенку.
Депрессивный тип отмечен у 2 женщин (4,17 %). Данный тип проявляется резко сниженным фоном настроения вследствие проявлений ятрогенной, невротической или психотической депрессии. Возможны дисморфоманические идеи (женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут), а иногда бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, суицидальные тенденции.
При интерпретации результатов по методике «Эмоциональный профиль» Л. С. Акопян можно сделать вывод, что в основном беременные женщины испытывают положительные эмоции. Эмоции, связанные со страхом, тревожностью и боязнью в большинстве случаев испытывают первородящие женщины. Большая часть опрашиваемых женщин ожидает первенца (43,8 %), тревожные мысли и страхи присущи 58,33 % женщин.
Из наиболее часто испытываемых эмоций дома женщины отмечают: радость (72,92 %), веселье (25 %) и грусть (22,92 %). На работе или учебе среди эмоций преобладают: недовольство (58,33 %), интерес (56,25 %) и тревога (45,83 %). На улице беременные женщины испытывают: тревогу (56,22 %) и интерес (22,92 %). В других местах, посещаемых беременными женщинами, также отмечены как негативные, так и позитивные эмоции: в женской консультации преобладает тревога (62,5 %), интерес (25 %) и радость (4,17 %), при встречах с друзьями — радость (56,25 %) и веселье (25 %).
Проанализировав результаты исследования по методике «Личностная и реактивная тревожность по Ч. Д. Спилбергу — Ю. Л. Ханину» можно сказать, что среди респонденток преобладают женщины, имеющие низкие показатели по шкале реактивной тревожности (54,17 %), однако по шкале личностной тревожности у большинства женщин (87,5 %) отмечается умеренная тревожность.
При интерпретации результатов по вопроснику «Страх, радость, гнев» можно сделать вывод, что у большинства опрашиваемых беременных преобладают ситуативные эмоции: радость встречается у 66,67 % опрошенных, страх — у 87,5 % женщин, гнев — у 56,25 %. Отмечается также группа женщин, у которых ярко выражены эмоции радости (2,08 %), страха (10,42 %) и гнева (14,58 %).
Опросник «Страх» позволяет определить реакцию и отношение беременных женщин к различным жизненным ситуациям. В результате интерпретации выявлено, что у 27,08 % женщин наблюдается боязнь бытовых и природных явлений, у 60,42 % переживаемые страхи избирательны и не носят глобального характер, 12,5 % уверены в себе и не боятся действовать в любой обстановке.
Исходя из результатов, можно предположить, что большая половина исследуемых женщин имеют так называемый оптимальный или желательный уровень тревожности, который является естественной и обязательной особенностью активной деятельности личности. Однако, у опрашиваемых женщин отмечается высокий уровень личной тревожности, ситуативного страха и состояния гнева в бытовых ситуациях, что может негативно сказываться на отношениях беременной в окружающими людьми и причинять дискомфорт ей.
В связи с этим, можно сделать вывод, что в течении беременности необходима не только медицинское наблюдение, но и должно уделяться внимание профилактике тревожности и формирования страхов у беременных женщин.
Литература:
- Бронфман, С. А. Исследование частоты встречаемости различных мотивов зачатия (сохранения беременности) и их связь с уровнем тревоги у перво- и повторнородящих в третьем триместре беременности / С. А. Бронфман, Е. И. Перова, Л. М. Кудаева // Вестник новых медицинских технологий — 2014. — № 1.
- Добряков, И. В. Перинатальная психология [Текст]/ И. В. Добряков. — СПб: Питер, 2010. — 272 с.
- Знаменская С. И., Киселев А. Г., Шаповалова Е. А., Максимова И. М. Особенности изменений структуры психоэмоциональной сферы у женщин по триместрам беременности // Ж. акуш. и жен. болезн.. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izmeneniy-struktury-psihoemotsionalnoy-sfery-u-zhenschin-po-trimestram-beremennosti (дата обращения: 16.10.2022).
- Кулешова, К. В. Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия беременной женщины //Ж. «Психология и психотехника». — 2012. — № 1 (40). — с.85–92.
- Кьеркегор, С. Страх и трепет / Пер. с дат. -Изд. 2-е, дополненное и исправленное. М.: Культурная Революция, 2010. — 488 с.
- Маркелова Т. В., Катунова В. В. и др. Взаимосвязь уровня личностной ответственности женщины и стиля переживания беременности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 1. с. 62–66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-urovnya-lichnostnoy-otvetstvennosti-zhenschiny-i-stilya-perezhivaniya-beremennosti (дата обращения: 25.10.2022).
- Михеева, Ю. В. Страх как психологическое состояние // Научное мнение: научный журнал. — 2011. — № 4, с. 1106–1112.
- Некрасова, Д. А. Особенности проявления типов переживания беременности женщин в зависимости от возраста / Д. А. Некрасова // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Мат.Междунар. (заочной) науч.-практ. конф.; под общ. ред. А. И. Вострецова. — 2016. — С. 121–129.
- Прядеин, В. П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты: [монография] / В. П. Прядеин; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО — Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. — Сургут: РИО СурГПУ, 2013. — с. 245.
- Родионова, И. В. Инновационные стратегии и проблемы изучения психического состояния женщин во время беременности [Текст] / И. В. Родионова // World science: problems and innovations: сб. ст. победителей IV междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 27 окт. 2016 г. / Междунар. центр науч. сотрудничества «Наука и Просвещение»; отв. ред. Г. Ю. Гуляев. — Пенза, 2016. — С. 211–216.
- Сидоров, П. И. Перинатальная психология: учебное пособие / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. — Санкт-Петербург: СпецЛит, 2015. — 143 с.