В современных условиях выполнение задач воспитания нравственных качеств личности может быть успешным при психологической установке воспитателя, учителя-предметника, классного руководителя на системный, деятельностный, личностный подходы к воспитанию, соответствующем уровне педагогической культуры педагога, родителей, использовании специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных качеств личности.
Чтобы не ошибиться в процессе воспитания нравственных качеств личности ребенка и школьника, очень важно отчетливо представлять прошлое, нынешнее и будущее состояние воспитательной системы, ее компоненты, внутрисистемные и внешние связи, процесс ее функционирования и развития. Такие представления можно сформировать с помощью метода моделирования.
Особенности и условия-использования моделирования рассмотрены в исследованиях В. Г. Афанасьева, В. А. Веникова, А.Н.. Кочергина, П. С. Краснощекова, Н. М. Мамедова, И. Б. Новика, А. И. Уемова, В. А. Штоффа.
Моделирование воспитательных систем изучали Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанов.
Под моделированием понимается, «метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте».
Моделирование является универсальным методом познания, поэтому применяется практически во всех видах деятельности, а «его универсальность выражается, прежде всего в целесообразности, эффективности использования на всех стадиях процесса деятельности (стадии целеполагания, изучения объекта, выбора средств и образа действий; реализации намеченной; цели и оценки достигнутого результата)» [4].
Модель (франц; modele, от лат. modulus — мера; образец, норма), в логике и методологии, науки — аналог (схема; структура; знаковая; система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т. п. — оригинала, модели. Этот аналог служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им.
Модель — «мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте». Эти оценки применимы и к моделям на этапе преобразования тех или иных объектов.
Известно, что наиболее распространенными являются модель-образец и модель-заместитель. При этом модель-образец используется в ситуациях, когда объект реально существует в объективной действительности, она используется для изучения и преобразования его нормативных свойств. Модель-заместитель используется, как правило, в ситуациях, когда объект еще отсутствует в полном виде в объективной реальности, при этом модель используется в поисково-конструктивных целях. Данные модели могут обеспечивать полное или локальное подобие объекта. Все эти положения в полной мере относятся и к социально-педагогическим моделям.
В данном случае построение модели осуществляется в целях разработки организационно-педагогических условий преемственности воспитания нравственных качеств личности дошкольников и школьников, так как моделирование помогает систематизировать знания об изучаемом процессе, подсказывает пути их целостного описания, намечает связи между компонентами.
Разрабатывая модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, можно рассматривать ее как одно из возможных решений проблемы-преемственности разных ступеней образования.
Методологическими основами в построении модели преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях являются такие подходы как системный, деятельностный, личностный.
Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях мы исследуем с позиции системного подхода, который предусматривает познание закономерностей и взаимообусловленности исследуемого процесса, обеспечивающих его целостность. В понимании системы мы разделяем точку зрения B. Г. Афанасьева, который определяет целостную систему как совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегрированные, системные) качества, не присущие ее образующим [1].
Ю. А. Кустов, проведя анализ работ философов по проблеме системного исследования (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), сделал вывод, что система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями. Н. Е. Щуркова, изучая системный (целостный) подход к воспитанию, предполагает, что процесс воспитания конструируется как система, порождаемая осознанной целью воспитания. Именно предполагаемый результат в своей природной субстанции требует системы и задает структуру соответствующей системы.
Таким образом, под системой понимают взаимосвязанное единство отдельных частей, образующее новое (по сравнению с каждой из частей, их совокупностью) качество, которому присущи свои специфические свойства. Применение системного подхода открывает возможность систематического, организованного и упорядоченного рассмотрения структуры элементов целого, его внутренних и внешних связей, а также процесса, явления, в развитии.
Использование системного подхода в построении модели преемственности воспитания нравственных качестве личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях, предполагает четкую постановку проблемы, определение средств ее решения, а также способствует улучшению организации данного исследования, помогает глубже проникнуть в суть исследуемой проблемы.
Применив системный подход к разработке данной проблемы, было выяснено, что системообразующим фактором нравственного воспитания является деятельность, это делает процесс целостным.
Таким образом, для осуществления системного подхода при реализации модели преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях необходимо учитывать характерные особенности ведущей деятельности дошкольников и школьников. Деятельностный подход — один из основных в изучении и организации педагогического процесса, так как указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
Учитывая вышесказанное, необходимо применять, деятельностный подход при осуществлении преемственности воспитания нравственных качеств» личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях. Данный подход обязывает рассматривать любую деятельность как совместную — продуктивную деятельность педагога и ребенка на основе сотрудничества.
Личностный подход в воспитании нравственных качеств личности (Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский) требует признания уникальности личности, ее нравственной свободы, права на уважение, учитывает возрастные особенности детей, включает в себя признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса [2,3].
Учитывая перечисленные подходы в воспитании, можно сконструировать модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях. Преемственность воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях рассматривается как сложная система состоящая из взаимосвязанных элементов. Ими являются цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, результат. Модель преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях создавалась с помощью компонентного механизма моделирования.
В модели выделены целевой, содержательный, структурный, технологический, организационный и результативный компоненты.
Основу модели составляют организационно-педагогические условия реализации преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях:
- готовность педагога к реализации комплексной программы воспитания нравственных качеств личности детей и учащихся;
- органичное включение разработанной программы в учебную и внеучебную деятельность взаимосвязь (содержательная и технологическая) всех ступеней образования;
- ДОУ, начальные классы в воспитании нравственных качеств личности;
- организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Целевой компонент модели позволяет предопределить ожидаемый результат и скоординировать деятельность воспитателей, учителей начальных классов, классных руководителей, учителей-предметников и включает в себя:
- цели и задачи воспитания нравственных качеств личности;
- принципы преемственности, координации, интеграции, диатропичности.
Результат: повышение эффективности воспитания нравственных качеств личности
Принцип преемственности в процессе воспитания нравственных качеств личности предполагает осуществление связи между содержанием, формами, методами и средствами воспитания нравственных качеств личности, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы. Этот принцип осуществляет вертикальную взаимосвязь, при этом сохраняя горизонтальное взаимодействие. Преемственность, с одной стороны, аккумулирует систему воспитания нравственных качеств личности, с другой стороны, обеспечивает ее развитие, преобразование. Реализация принципа преемственности возможна лишь тогда, когда действия всех субъектов воспитательной деятельности взаимосвязаны, взаимообусловлены во времени и пространстве.
Принцип интеграции обеспечивает укрепление связей отдельных функций, методов воспитания нравственных качеств личности на разных этапах, способствует их универсализации и гармонизации, объединяет все элементы и создает объективные возможности для развития системы, позволяет обеспечить целостность происходящих процессов.
Принцип координации создает условия для согласования последовательных действий всех участников воспитательного процесса в решении проблемы, предполагает логичность и последовательность этапов, совмещение и согласование интересов при достижении цели. Главным в реализации данного принципа является обеспечение синхронизации индивидуальных действий, слаженного педагогического взаимодействия в воспитании нравственных качеств личности.
Принцип диатропичности в процессе воспитания нравственных качеств личности обусловлен разнообразием содержания, средств, форм, методов процесса воспитания, а также различной степени выраженности потребностей и мотивов его участников, уровня подготовленности, психологических особенностей субъектов деятельности.
Содержательный компонент модели преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях имеет полиструктурный характер. Содержательный компонент выполняет следующие функции: ориентирующую (обучение ребенка пониманию смысла человеческого существования); субъектно-личностную (ценность существования себя и других людей); операциональную (осознание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего); нравственную (возрождение нравственных общечеловеческих ценностей, норм и правил).
Литература:
1. Афанасьев, В. Г. О системном подходе к воспитанию [Текст] / В. Г. Афанасьев //Советская педагогика. — 1991. — № 2. — С. 77–81.
2. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной, реформы [Текст]: учебное пособие / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д: РГПИ, 1986–120 с.
3. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995.-№ 4.-С. 29–35.
4. Веников, В. А. О моделировании [Текст] / В. А. Веников. — М: Знание, 1974.-64 с.