Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни
Автор: Акишева Наталья Петровна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 06.01.2023
Статья просмотрена: 573 раза
Библиографическое описание:
Акишева, Н. П. Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни / Н. П. Акишева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7918/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дидактическая игра с предметами «Клад незнайки». Цель данной игры — способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни. Задачи- закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различных предметы; упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению. В процессе игры используются предметы, сделанные из различных материалов (резины, пластика, стекла, дерева).
Игра начинается с сюрпризного момента, в гости к детям приходит Незнайка, который вернулся из путешествия. Такая вводная часть игры активизирует внимание детей. На протяжении всей игры дети думают и размышляют.
С помощью данной игры дети получают и закрепляют знания о свойствах предметов, материалах из которых они изготовлены. Упражняются к классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению. Происходит формирование понимания того, что выбор материала зависит от назначения предмета. Я считаю, что в данной игре отсутствуют какие-либо минусы.
Также я предлагаю такую игру, как «Кому что нужно для работы» , данная игра настольно — печатная. Цели и задачи игры соответствуют возрасту и уровню развития детей данного возраста. Цели– способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни. Знакомство детей с профессиями сотрудников детского сада, предметами, необходимыми им для работы. Задачи — развивать общение и взаимодействие детей с взрослым и сверстниками. Совершенствование всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической, формирования словаря, воспитания звуковой культуры речи.
Эта игра интересна тем, что с помощью неё решаются задачи, не только направленные на формирование представлений детей о явлениях общественной жизни. В игре, также совершенствуется речь детей, развиваются коммуникативные навыки. С помощью дидактической игры дети знакомятся, закрепляют и систематизируют свои знания о людях, работающих в детском саду, предметах, необходимых им для работы. В процессе игры дети учатся взаимодействовать с взрослым и сверстниками, совершенствовать речь. Получают знания о явлениях общественной жизни. Минусы, связанные с данной игрой, и способом её проведения, по моему мнению, отсутствуют.
Дидактическая настольно — печатная игра «Для чего нужна вещь?» для детей среднего дошкольного возраста, которую я подобрала, не менее познавательна и интересна. С помощью игры развивается общение и взаимодействие детей с взрослым и сверстниками. Совершенствуется все компоненты устной речи детей, формируется словарь, воспитывается звуковая культура речи. Дети получают и закрепляют знания о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развиваются зрительное внимание, логическое мышление. Цели игры соответствуют возрасту и уровню развития детей.
Я выбрала серию картинок «Спорт», не случайно, считаю, что очень важно вовлекать детей в спортивную среду. Как раз в этом возрасте дети начинают посещать спортивные секции, возможно с помощью игры у детей начнётся формирование к предпочтению определённого вида спорта.
Проанализировав данную игру, я могу сказать, что отрицательных сторон она не имеет. С помощью игры дети знакомятся, закрепляют и систематизируют свои знания о разных видах спорта, спортсменах и спортивных атрибутах. У детей развивается зрительное внимание, логическое мышление, происходит процесс формирования у детей представлений о явлениях общественной жизни.
С целью формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни я подобрала такую дидактическую игру, как « Транспорт». В процессе этой игры дети учатся отличать и называть водный, воздушный, наземный и железнодорожный транспорт. Обогащают словарь, развивают мышление, воображение, память, сообразительность.
Плюсы игры — у детей формируются представления о явления общественной жизни. Дети среднего дошкольного возраста учатся отличать и называть водный, воздушный, наземный и железнодорожный транспорт. Минусов в игре, по моему мнению, нет.
Очень интересную и познавательную дидактическую словесную игру «Хорошо или плохо?» , я предложила для детей среднего дошкольного возраста. Её цель– формировать умения правильно вести себя в обществе. Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни. Подходить к задачам нравственного воспитания. Цели игры соответствуют возрасту и уровню развития детей.
В процессе данной игры формируются культурно-гигиенические нормы. Дети учатся оценивать сложившуюся ситуацию, анализируют действия других
С помощью игры у детей формируются правильное отношение к различным ситуациям, умения правильно вести себя в обществе. У детей формируются представления о явлениях общественной жизни. В этой игре, как и в предыдущих играх, которые я подобрала, отсутствуют минусы.
С целью уточнения и расширения представлений детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него, я подобрала игру «Наряды матушки — земли» . Эта игра интересна тем, что дети делятся на четыре команды. В процессе игры формируется командный и соревновательный дух. Единственный минус игры, это то, что по правилам побеждает только одна команда. Задача педагога грамотно подвести итог игры. Отметить положительно все команды и их участников.
Дидактическую игру «Город и село» для детей среднего дошкольного возраста, я предложила не случайно. Так как в условиях современной жизни дети имеют небольшое представление о жизни в сельской местности. Цели игры — выявлять знания детей о людях, живущих в городах и сёлах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.
Минус игры, в том, что в ней задействованы 6–8 человек. Педагогу необходимо занять остальных детей, каким- либо другим занятием. Я бы предложила детям, не участвующим в игре стать наблюдателями или также разделиться на две команды болельщиков.
При проведении дидактической игры «Светофор» используются занимательные для детей материалы. Макеты светофоров, домов, зелёных насаждений, модели машин (или игрушечные машины), фигурки пешеходов, водителей. Это активизирует детей, вызывает познавательный интерес. В процессе данной игры расширяются представления детей о назначении улицы.
Закрепляются знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный — стоять, жёлтый–подготовиться, зелёный–идти). Формируется умение идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулём автомобилей, блюстителями правопорядка. В процессе дидактическая игра становится сюжетно-ролевой.
Минус игры заключается в том, что участников всего 5 –6 человек. Что бы исключить этот минус из игры я предлагаю остальным детям стать общественными наблюдателями. Для наблюдателей также продумать задания. Это могут быть рассуждения о правильном и не правильном поведении на улице, оценка участников игры, анализ действий участников.
Заключение
Таким образом, подобранные мною дидактические игры способствуют процессу формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни.
Дидактическая игра способствует: развитию познавательных способностей и получению новых знаний у детей, их обобщению и закреплению. В процессе игры дети усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. В процессе дидактических игр осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Дети применяют имеющиеся знания в новых условиях.
Значение дидактических игр чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.
Дидактические игры разнообразны. В дошкольном воспитании существуют дидактические игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные. Немаловажен подбор дидактических игр, соответствующий возрастным особенностям детей.
Подобранные дидактические игры могут быть использованы воспитателями в педагогической деятельности.