Построение модели подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания
Автор: Шаталова Ольга Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 524 раза
Библиографическое описание:
Шаталова, О. А. Построение модели подготовки педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания / О. А. Шаталова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/277/ (дата обращения: 16.12.2024).
Формирование духовно-нравственных качеств личности продиктовано необходимостью обеспечения национальной безопасности России, которая невозможна без защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
Острота проблемы на сегодняшний день заключается в том, что в информационный век личность каждого человека, а ребёнка особенно, находится под постоянным воздействием различных потоков информации. Кроме того, идёт мощная внешняя экспансия ценностей западной культуры, выступающая в качестве дополнительного фактора духовной дезинтеграции. Такие проблемы, как: низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, также негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения.
В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры, которые не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, а для этого нужны педагогические кадры.
Осмысление роли педагога в сегодняшнем образовании направлено, прежде всего, на возвращение в педагогическую деятельность призвания быть воспитателем-наставником, и главным образом, в духовно-нравственных вопросах. Подлинная цель образования состоит не только в развитии интеллектуальной и познавательной сторон человека, а в развитии его нравственно-духовных качеств. Сегодня мы далеко ушли от идеалов образования прошлого, когда нравственно-духовное развитие было целью, а все остальное лишь приложением и подтверждением духовной мудрости. Древние видели смысл образования в том, чтобы научить человека делать не только умное, но лучшее и доброе в своей жизни. Снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности происходит в настоящее время, начиная с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей - разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также деструктивизация информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.
Классики педагогики выделяли приоритетность духовно-нравственного развития личности в образовании. Историко-педагогический аспект проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения нашел отражение в работах Н.А. Бердяева, Б.С. Братусь, Л.П. Буевой, Т.И. Власовой, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, К.К. Кунантаевой, А.Х. Тургумбаева и др.[2, с.143; 3, с.56].
Значимое место в разработке проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся занимают труды Ш.А. Амоношвили А.А. Бесенбаевой, О.С. Богданова, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, И.А. Каирова, Б.А. Койшибаевой, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьяненко, В.А. Сухомлинского и др.[1, с.89; 6, с.184].
Анализ современных исследований показывает недостаточную практическую изученность проблемы подготовки студентов средних профессиональных педагогических учебных заведений к духовно-нравственному воспитанию школьников в условиях изменения парадигмы образования и вхождения системы образования в мировое образовательное пространство.
Рассматривая деятельность педагога с точки зрения формирования духовности и нравственности учащихся, необходимо переосмыслить, основные функции педагогической деятельности с позиций духовно-нравственного воспитания и определить специфику профессионально значимых свойств личности педагога и пути их формирования.
В стратегически значимых документах общегосударственного уровня ставится фундаментальная задача возрождения духовности как идеологической основы общества, перехода не просто к образованию, но к массовому просвещению всех слоёв населения. Это потребует разработки большого комплекса специальных программ для родителей, молодёжи, детей дошкольного возраста, пенсионеров. Для этого необходимы подготовленные кадры.
Однако для осуществления данной деятельности необходима специальная образовательная среда, которая учитывала бы все условия, необходимые для духовного и нравственного развития личности. Основной фактор создания такой среды - педагог, обладающий высоким уровнем знаний и компетенций, инициативой, ответственностью, сориентированный на работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в образовательных учреждениях и воскресных школах.
Ситуация, сложившаяся с подготовкой кадров в сфере духовно- нравственного воспитания неоднозначна. Сегодня в обществе одновременно создается система богословского образования на стыке духовного и светского образования. С одной стороны, появляются православные высшие учебные заведения, получающие государственную аккредитацию. С другой стороны, в рамках светских ВУЗов открываются теологические факультеты, кафедры православной педагогики. Однако, в основном, во всех регионах РФ подготовка педагогов идёт, прежде всего, в рамках повышения квалификации.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования и подготовке кадров.
Подготовка педагогических кадров, обладающих высоким уровнем знаний и компетенций, инициативой, ответственностью, сориентированных на работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в образовательных учреждениях и воскресных школах осуществляется в Тамбовском педагогическом колледже в рамках реализации межрегионального проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды.
Подобный опыт работы накапливался в колледже в течение последних пяти лет и сегодня получает свою реализацию через отделение «Православная педагогика», студентами которого стали выпускники школ Тамбовской, Воронежской, Костромской и Рязанской областей.
Ключевая идея создания отделения - соединение традиционного педагогического образования и специальной подготовки, позволяющее обеспечить будущего педагога определенным запасом знаний в сочетании с православным воспитанием.
Возможность освоить дисциплины православной направленности дает вариативная часть Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Учебный план специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Педагогика дополнительного образования» является сопряженным со специальностями Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, обучение ведется при участии профессорско-преподавательского состава данного ВУЗа и преподавателей Тамбовской духовной семинарии.
Выпускники отделения православная педагогика смогут продолжить образование в сокращенные сроки на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по очной или заочной форме.
Одним из направлений подготовки студентов отделения стало освоение традиционных видов рукоделий, в том числе и монастырских, в рамках работы Центра искусств и возрождения народных ремесел. Изучаемые специальные куры «Монастырское шитье», «Кружевоплетение», «Ковроткачество», «Резьба пор дереву», «Скань», «Бисероплетение» и т.д. позволяют студентам прикоснуться к сокровищнице народной культуры, к традиционным православным ценностям.
Все полученные навыки студенты смогут применить уже в недалеком будущем во время педагогической практики, которая будет осуществляться на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и Воскресных школ области.
Обучение на данном отделении предоставляет студентам возможность не только получить специальность, но и предполагает целостную систему продуманной воспитательной работы. Студенты отделения посещают заседания клуба православного общения «Духовный родник», организованный совместно со студентами Тамбовской духовной семинарии, совершают паломнические поездки, оказывают помощь Воскресным школам в организации воспитательных мероприятий, участвуют в конкурсах духовно-нравственной направленности, ведут исследовательскую работу по духовному краеведению.
Социальное партнерство отделения «Православная педагогика» выстраивается в рамках Межрегионального центра возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», где студенты и преподаватели отделения являются участниками научно-практических конференций, фестивалей, чтений и других мероприятий.
Таким образом, организованная структура подготовки позволит создать систему подготовки специалистов, осуществляющих духовно – нравственное развитие и оздоровление обучающихся, обеспечить регион кадрами педагогов, способных не только обучать, но и духовно воспитывать. Педагоги новой формации, обладающие высоким уровнем знаний и компетенций, ответственностью за будущее, сориентированные на работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, смогут не только преподавать в школах комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», учебную дисциплину «Основы православной культуры», но и работать в самых разнообразных направлениях: музыкальном, сценическом, изобразительном, хореографическом, физкультурно-оздоровительном, социально-педагогическом и т.д.
При этом перед разработчиками модели еще стоят важные задачи: необходимо конкретизировать содержательный минимум и требования к результатам освоения дополнительных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности в области духовно-нравственного образования и воспитания, совершенствовать методическое обеспечение образовательного процесса, структуру подготовки специалистов в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования
- Литература:
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск. Университетское. -1990. - 560 с.
Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М. 1999.- 254 с.
Братусь B.C. Смысловая сфера личности Аномалии личности. М., 1988.- С.58-59, 89-109.
Буева, Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры Текст./ Л. П. Буева // Вопросы философии. - 1996. - № 2. - 25-27.
Ильин И.А. О сопротивлении злу силою //Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика. 1993.-431 с.
Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей -1995. 282 с.
Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника Текст./ В. А. Сухомлинский. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.
Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека Текст./ В. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.