Дипломная работа как основной метод самореализации будущего специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 12.02.2015

Статья просмотрена: 1619 раз

Библиографическое описание:

Помазанова, Е. В. Дипломная работа как основной метод самореализации будущего специалиста / Е. В. Помазанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 613-615. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15609/ (дата обращения: 16.12.2024).

Одной из главных задач средне-специального медицинского образования заключается в формировании компетентной личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой непростой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо в первую очередь перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти способ разрешения проблемы и доказать ее правильность. В результате чего, самостоятельная работа студентов становится не просто важной формой образовательного процесса, а основой в подготовке молодого специалиста.

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в СПО, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

И одной из форм самостоятельной работы студентов, реализованной согласно ФГОС СПО третьего поколения в Ессентукском филиале ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» является выполнение курсовой и выпускной квалификационной работ по профессиональным модулям. В ходе внедрения требований нового стандарта в филиале педагогический состав разделился на две группы. Одни скептически относились к тому, что «медицинская сестра и фельдшер должны писать курсовую работу, диплом». Некоторые преподаватели «боялись» внедрения чего-то нового, чуждого для них. Но, как показал опыт руководства над курсовыми и дипломными работами, действительно студенты приобретают навыки клинического мышления, разрабатывают план интеграции полученного теоретического материала в практику, вырабатывают самостоятельность в принятии решений по лечению и уходу за пациентом.

Написание студентом филиала дипломной работы — сложная интеллектуальная задача. От студента-выпускника требуется не только высокий уровень общей и специальной профессиональной эрудиции, но и умение соответствующим образом излагать свои мысли в письменной форме, правильно организовать свое исследование. Данное коммуникативное умение не может появиться само собой, без специальных усилий студента в период обучения. Оно начинает формироваться уже на младших курсах при выполнении таких видов учебной работы, как написание реферата, доклада, создание портфолио, выполнение курсовой работы [1]. Подготовка курсовой работы предваряет работу над исследованием дипломного уровня. Курсовая работа выполняется студентами после изучения профессиональных модулей, которые включают в себя ряд клинических дисциплин, и носит скорее реферативный характер. Дипломная работа в виде реферата, конечно, теряет свою актуальность, все-таки диплом предполагает не только работу с литературой, но и собственное исследование с выводами и предложениями. Для руководства дипломниками обязательно должны быть соответствующие преподавательские кадры, знающие толк в написании таких работ и способные направить студента в «нужное русло». Поэтому перекраивать приходится не столько умы студентов, сколько преподавателей. Ведь не секрет, что многие преподаватели закончили медицинские ВУЗы в то время, когда о дипломных работах не было и речи, но тем не менее они стараются шагать в «ногу со временем»: осваивают компьютерную грамотность, следят за последними инновационными технологиями в медицине и образовании. Преподаватели Ессентукского филиала ГБОУ ВПО СтГМУ ответственно относятся к своей работе в качестве руководителя ВКР. Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

-          руководство реализаций индивидуального плана подготовки и выполнения квалификационной работы;

-          консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы);

-          оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

-          контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы;

-          оказание помощи по разработке плана практической части;

-          подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

В нашем филиале постоянно ведется серьезная методическая работа как с преподавателями, так и студентами. Методической службой были организованны семинары для преподавателей по методологии написания курсовых и дипломных работ студентов, также ведется систематическая работа со студентами по методике написания эти работ.

Самое главное в выполнении курсовой работы и последующей дипломной работы — это научить студента самостоятельно мыслить о том, как провести собственное исследование или эксперимент. Собственное исследование — это уровень то, что в мире называется Master Degree thesis. Что бы проводить исследования надо уметь работать с разными источниками информации.

Цель курсовой работы и вытекающей из нее выпускной квалификационной работы — продемонстрировать умение самостоятельно находить ответы на вопросы, не разбиравшиеся в процессе обучения. Даже если тема и была включена в тематический план дисциплины, то поиск решения проблемы поставленной в ходе выполнения курсовой или дипломной работы требует от студента профессионального компетентного подхода. В ходе работы студента над выпускной квалификационной работой решаются следующие задачи:

-          формирование исследовательских умений и навыков;

-          развитие профессиональной направленности и мотивации;

-          развитие умений и навыков предъявления результатов исследовательской, проектной, практической деятельности;

-          реализация интеграции теоретических знаний и деятельности студентов на производственной практике.

По опыту руководства дипломными проектами следует подчеркнуть, что у студентов вырабатывается, не только навык принятия самостоятельных решений, но и ответственность за предпринятые действия по отношению к пациенту. Студенты анализируют работу некоторых отделений ЛПУ, профессиональную деятельность медицинских работников различных организаций.

Немаловажной задачей выполнения и защиты дипломной работы является также определение степени готовности студента к самостоятельному решению профессиональных задач. Среди задач, решаемых в ходе выполнения дипломной работы, можно отметить следующие: систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом за время обучения в филиале знаний, умений и навыков при проведении конкретного исследования.

При выполнении дипломной работы студент должен продемонстрировать следующие умения и знания:

-          самостоятельно поставить исследовательскую задачу, оценить ее актуальность и социальную значимость;

-          собрать и обработать информацию по теме исследования;

-          изучить и критически проанализировать существующие материалы по проблеме работы;

-          глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему;

-          выработать, описать и профессионально аргументировать свои варианты решения рассматриваемой проблемы ВКР;

-          сформулировать обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению полученных результатов в практическую деятельность среднего медицинского персонала.

Если дипломная работа представляет собой дальнейшее развитие и углубление ранее выполненной курсовой работы, в которой, как правило, рассматривались более узкие вопросы и включены лишь отдельные элементы научного исследования, то ВКР студент углубленно рассматривает поставленные задачи. По всем элементам выполнения дипломная работа аналогична курсовой работе. Идентичны подходы к выбору темы, подбору литературы, оформление текстовой, табличной и графической частей дипломной работы, а также ссылок, цитат, сокращений и библиографии.

Однако требования, предъявляемые к выполнению дипломной работы, на порядок выше, чем к курсовым работам, и ее написание значительно сложнее. Теоретический уровень разработки проблемы должен быть значительно глубже, подвержен более серьезному анализу. Практическая часть должна иметь опытно-экспериментальный подход к изучению темы. Обязательно в дипломной работе должны быть обоснованные выводы и предложения по проблематике дипломной работы. Более ценные дипломные работы — те, которые могут быть применены в качестве дополнительного пособия для студентов, пациентов, медицинских работников лечебно-профилактических учреждений. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах доклинической практики.

Выпускная квалификационная работа, хотя и является самостоятельным научным исследованием, относится к разряду учебно-исследовательских работ. Её научный уровень должен отвечать программам обучения в филиале по специальностям среднего профессионального образования «Сестринское дело», «Лечебное дело». Подготовка такой работы должна не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что её автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и владеет наиболее общими методами и приёмами их решения.

И в заключении хочется отметить, что внедрение ФГОС СПО третьего поколения сегодня действительно повышает качество образования будущих специалистов-медиков, внедряет более значимое социальное партнерство между студентом и лечебными профильными учреждениями. Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата» и его системообразующим компонентом стали характеристики профессиональной деятельности студентов, освоение общих и профессиональных компетенций выпускника.

 

Литература:

 

1.                  Зуб М. А., Григорьев С. В. «Организация самостоятельной работы студентов медицинского колледжа как средство повышения профессиональной компетентности будущего специалиста» ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» Департамента здравоохранения Краснодарского края.

Основные термины (генерируются автоматически): дипломная работа, выпускная квалификационная работа, курсовая работа, студент, работа, выполнение, самостоятельная работа студентов, практическая часть, профессиональная деятельность, профессиональное образование.


Похожие статьи

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов

Научно-исследовательская работа как способ становления конкурентоспособного специалиста

Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Формирование экономико-математической культуры как важного элемента модели компетентного ученика

Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы)

Самостоятельная работа как средство организации познавательной деятельности на уроке математики

Похожие статьи

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов

Научно-исследовательская работа как способ становления конкурентоспособного специалиста

Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Формирование экономико-математической культуры как важного элемента модели компетентного ученика

Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы)

Самостоятельная работа как средство организации познавательной деятельности на уроке математики

Задать вопрос