Исследовательская деятельность студентов в колледже
Автор: Бурая Ольга Валентиновна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 27.10.2017
Статья просмотрена: 3530 раз
Библиографическое описание:
Бурая, О. В. Исследовательская деятельность студентов в колледже / О. В. Бурая. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13157/ (дата обращения: 17.12.2024).
Введение
Актуальность данной работы определяется требованиями современной ситуации в развитии образования и общества. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим специалистом, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть неординарной личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Только это позволит быть конкурентоспособным, востребованным специалистом.
Одним из способов формирования профессиональной, социальной, творческой личности студентов является проектно-исследовательская деятельность. Именно данный вид деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, а также умение работать в коллективе. Данные технологии позволяют развивать:
‒ умения классифицировать;
‒ умения и навыки наблюдения;
‒ навыки экспериментирования;
‒ умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;
‒ умения и навыки работы с имеющейся информацией, её нахождение и ранжирование;
‒ формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;
‒ познавательных потребностей и способностей;
‒ умения создавать тексты опорных конспектов.
Проектно-исследовательская деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместно учебно-познавательную, исследовательскую творческую деятельность студентов и преподавателей, которая имеет общую цель, единые методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для всех участников проекта.
Проектирование помогает нам в уяснении для себя роли знаний в жизни и обучении, оно направлено на наше психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие, активизацию способностей, создаёт условия для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования.
Изучением проектно-исследовательской деятельности занимались такие ученые как: Е. С. Александрова; Н. Т. Алексеев, К. А. Абульханова — Славская, И. Д. Чечель, Н. В. Горбунова, Л. В. Кочкина И. И. Баннов; А. В. Николаева и др. Объект данного исследования является учебно-воспитательный процесс, а предметом — организация процесса проектно-исследовательской деятельности обучающихся, направленного на развитие их творческого потенциала.
Цель исследования: изучение проектно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в колледже.
Гипотеза исследования: известно, что проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений учебно-воспитательной работы. Предположим, что проектно-исследовательская деятельность станет приоритетным направлением учебно-воспитательной работы в учебных заведениях на данном этапе развития образовательной системы России.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по данной проблеме
Раскрыть понятие проектно-исследовательской деятельности
Охарактеризовать деятельность студентов
Рассмотреть различные методы проектов
Рассмотреть проектно-исследовательской деятельность колледжа на примере организации курсовой и выпускной квалификационной работы.
Методы исследования: теоретический (изучение и анализ научной литературы).
1. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов КГА ПОУ «ВГМК» на примере организации курсовых работ.
Исследовательская деятельность является неотделимой частью процесса обучения студентов. Она способствует формированию ряда личностных качеств будущих специалистов, которые являются основными компетенциями проектировочной, конструктивной и коммуникативной деятельности.
Курсовые работы выполняются по междисциплинарным курсам профессиональных модулей. Так, при реализации профессионального модуля ПМ 01 «Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий» специальности колледжа 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» запланировано выполнение курсовой работы по МДК 01.01 «Мониторинг загрязнения природной среды» в 6-м семестре.
Организация данного вида исследовательской деятельности включает в себя несколько этапов:
- Изучение теоретического курса МДК 01.01. здесь преподавателем сообщаются все необходимые теоретические сведения по разделу «Мониторинг гидросферы», акцентируются внимание над существующими проблемами в данной отрасли, и т. д.
- Выполнение практических и лабораторных работ. На этом этапе студентам предлагается выполнение расчетных заданий, самостоятельный анализ проб воды в химической лаборатории. Данный вид деятельности направлении на систематизацию полученных знаний и получению умений и практического опыта.
- Прохождение учебной практики по ПМ 01 «Мониторинг загрязнения природной среды». Практика рассчитана на 144 часов и предусматривает два раздела: «Мониторинг поверхностных вод суши» и «Мониторинг морских вод». Здесь студентами выполняется самостоятельный отбор проб воды с водных объектов г. Владивостока, составление карты водного объекта, выявление основных мест сброса, проведение химического исследования и обобщение данных.
- Выполнение курсовой работы. Тематика работ:
‒ «Организация наблюдений за качеством вод реки «Первая речка»,
‒ «Организация наблюдений за качеством вод реки «Вторая речка», «Организация наблюдений за качеством вод реки «Объяснение» «Организация наблюдений за качеством вод озер «Минного городка» «Организация наблюдений за качеством вод Амурского залива» «Организация наблюдений за качеством вод Уссурийского залива» и бухты «Золотой рог».
Исходными данными для выполнения курсовой работы являются данные отчета по учебной практике, а также исследовательские материалы, полученные ранее по наблюдаемым водным объектам. Студенты выполняют работу в соответствии с заданием, которое выдается преподавателем. Образец задания показан в приложении А.
Приобретенные навыки анализа состояния вод водного объекта по основным гидрохимическим показателям представляют собой базу, обеспечивающую возможность компетентностного подхода к выполнению аналитической части дипломных работ по приобретаемой специальности «техник-эколог».
2. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов КГА ПОУ «ВГМК» на примере организации квалификационно-выпускных работ.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) в колледже выполняется в форме дипломной по темам, имеющим профессиональную направленность. ВКР — это комплексная самостоятельная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ, исследование и разработка актуальных задач и вопросов как теоретического, так и практического характера по профилю специальности. Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний, умений и овладению общими и профессиональными компетенциями, установленными ФГОС СПО специальности 20.02.01.
Организация данного вида исследовательской деятельности включает в себя следующие этапы:
- Разработка тем ВКР руководителями дипломных работ, их утверждение и закрепление за студентами приказом по колледжу. Так в текущем году за студентами экологами были закреплены следующие темы ВКР:
‒ «Динамика концентрации тяжелых металлов в воздухе городов Приморского края за период 2011–2014г.г».
‒ «Оценка динамики загрязненности реки «Объяснения» г. Владивостока по основным гидрологическим и гидрохимическим показателям за 2013–2015 г.г».
‒ Экологическое состояние реки «Дачная» Приморского края за период 2011–2014 г.г».
‒ «Изучение динамики изменения концентрации загрязняющих веществ в донных отложениях бухты Золотой Рог»
‒ «Оценка загрязнения атмосферы автотранспортом г. Владивостока»
‒ «Загрязнение воздушного пространства г. Уссурийска за период 2011–2015 г.г».
‒ «Мониторинг качества морских вод бухты Золотой рог за период 2010–2014 г.г».
‒ «Загрязнение воздушного пространства г. Находки за период 2011–2015 г.г».
- Необходимым условием написания ВКР является преддипломная практика, целью которой является сбор и обобщение материалов, а также за время прохождения практики студент выбирает объект и предмет исследования, готовит первоначальный вариант ВКР. Образец задания на преддипломную практику показан в приложении Б. Основными базами практик для нашей специальности являются: «Центр мониторинга загрязнения природной среды» ФГБУ Приморского УГМС, ООО НТЦ «Экопроект».
- Выполнение работы начинается с ознакомлением студентов с Положением о ВКР и получения индивидуального задания от руководителя. Пример задания показан в приложении В. Одновременно студентам выдается календарный план-график по ВКР. В нем устанавливается последовательность, очередность и сроки выполнения определенных этапов работ. Вместе с графиком руководитель совместно со студентом составляют план работы, раскрывающий проблематику и последовательность ее изложения. Также в нем намечается примерный объем каждой главы и разделов.
- После завершения работы она предоставляется руководителю, который составляет письменный отзыв о ней. На основании этих материалов заместитель директора по учебной работе решает вопрос о допуске студента к защите.
- ВКР, допущенная к защите, направляется на рецензию. Рецензент оценивает работу по форме и содержанию.
- ВКР с рецензией, отзывом руководителя, заверенная подписями, обозначенными на титульном листе, предоставляется в ГАК для защиты. Защита ВКР проводится с целью выявления соответствия уровня и качества выпускников ФГОС СПО специальности 20.02.01.
Работа над ВКР предполагает высокую степень самостоятельности студента, предоставляет возможности для самореализации и творческого самовыражения. Формирование и развитие качеств личности, креативного типа мышления и составляет основу современной концепции образования.
В заключении отметим, что организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении, при условии, что педагоги будут обладать определённым уровнем научно-методической подготовки, владением технологией проектирования и исследовательским методом.
Литература:
- Кузнецов В. С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в ВУЗе. Интернет ресурс. URL:
- Лапп Е. А., Ярикова С. Г. Учебно-проектная деятельность студентов в условиях учебно-научно-методического комплекса//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 99–103.
- Лежнина М. А. Организация проектной, проектно-исследовательской деятельности. Интернет ресурс. Ломов А. С. Дистанционная поддержка в процессе подготовки студентов высших учебных заведений//Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 88–94.
- Макарова Е. Л. Ключевые исследовательские компетенции современного учителя, их формирование в процессе обучения в вузе//Образование и саморазвитие. 2010. Т. 5. № 21. С. 96–102.
- Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся. Интернет ресурс. Молдахметова, Г. З. Специфика открытого образования и его влияние на методику обучения языкам / Г. З. Молдахметова. — С.33
- Назарова Л. П., Сотник В. Г. Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма учителя//Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. № 2. С. 69–78.
- Организация проектно-исследовательской деятельности. Интернет ресурс. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Состояние и перспективы развития современного педагогического образования//Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 45–51.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.