Активизация самостоятельной работы студентов (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 29.09.2015

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Емельянова, Е. В. Активизация самостоятельной работы студентов (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета) / Е. В. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 573-575. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22265/ (дата обращения: 21.12.2024).

Важнейшей задачей среднего медицинского образования является повышение эффективности и качества подготовки специалистов для здравоохранения. Выпускник медицинского колледжа должен быть конкурентоспособным специалистом, личностью с высокими моральными и нравственными качествами, умеющей свободно находить добрые и теплые отношения как с пациентами, так и с коллегами, обладающей творческой инициативой, исследовательскими навыками.

В настоящее время среднее профессиональное образование переживает ряд реформ, которые, конечно, коснулись и нашего медицинского филиала. Одним из главных направлений в проведении реформ является обновление содержания среднего профессионального образования, его переориентация. В связи с этим, разрабатываются новые технологии обучения. Большое внимание в профессиональном образовании уделяется самостоятельной деятельности студента.

Самостоятельная работа студента — это средство вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологическую потребность в систематическом образовании.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

1.      Развивающая — активизирует умственный труд, приобщает к творческим видам деятельности, интеллектуально обогащает студента.

2.      Информационно — обучающая — самостоятельная работа на занятиях повышает уровень учебной деятельности студента.

3.      Ориентирующая и стимулирующая — улучшает и углубляет процесс обучения.

4.      Воспитывающая — формирует и развивает профессиональные качества студента.

5.      Исследовательская — способствует профессионально-творческому мышлению.

Проблема самостоятельной познавательной деятельности студентов старая, она уходит корнями вглубь античности и всегда волновала педагогов. Само слово «студент» в переводе с латинского языка означает «изучающий, штудирующий, усердно работающий». Процесс обучения невозможен без самостоятельной деятельности студентов. Обучаясь в филиале медицинского университета студенту необходимо научиться работать самостоятельно. Самостоятельная работа направлена не только на закрепление знаний, но и на развитие творческих навыков, умение выделить главное в большом потоке информации. Благодаря самостоятельной работе студент учится правильно организовывать свое рабочее время, что является одной из важных составляющих его будущей профессии.

Сегодня коренным образом изменилось отношение к профессии медицинской сестры и требования к ее профессиональным обязанностям. Специфика профессии медицинской сестры заключается, прежде всего, в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения с пациентом, готовности решать его проблемы, проводить анализ ситуации и своих действий, выбирать нужные решения, от которых часто зависит жизнь больного. Для решения этих задач необходимо повысить роль самостоятельной работы студентов.

Преподаватели Ессентукского филиала Ставропольского медицинского университета широко используют различные формы и виды самостоятельной работы.

Реализация самостоятельной работы при преподавании дисциплин осуществляется:

1.                  Непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях, при участии студентов в работе студенческих предметных кружков.

2.                  В контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях, в ходе творческих контактов, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.

3.                  В библиотеке, дома, на занятиях при выполнении студентом конкретных заданий по самостоятельной работе.

В процессе преподавания клинических дисциплин организация самостоятельной работы студента представляет единство трех взаимосвязанных форм.

1.                  Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под руководством преподавателя.

2.                  Внеаудиторная самостоятельная работа.

3.                  Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Аудиторная самостоятельная работа, это та форма, которая наиболее широко и активно используется преподавателями. Преподаватели знают, что для овладения знаниями необходимо понимание учебного материала и творческое его восприятие. Преподаватели Ессентукского филиала уделяют большое внимание проблеме восприятия информации студентами. На своих занятиях преподаватели используют мультимедийные технологии. На занятиях любого типа преподаватели ставят творческие и проблемные задачи перед студентами, определяют конкретные рабочие ситуации, а также контролируют и направляют самостоятельное решение. Большую часть практических занятий занимает отработка практических навыков, которая осуществляется под руководством преподавателя. На своих занятиях преподаватели используют индивидуальную самостоятельную работу студентов или малыми группами. Так при отработке практических навыков используются алгоритмы, таблицы, видеофильмы, в составлении которых участвовали сами студенты (как вид самостоятельной работы). Преподаватели на практических занятиях широко используют «деловые игры» с конкретными клиническими ситуациями. Это дает возможность студенту самостоятельно принимать решение. Занимаясь на базах, самостоятельная работа студентов осуществляется во время курации пациентов при написании истории болезни.

Внеаудиторная самостоятельная работа.

Одна из главных задач преподавателя — повысить активность студента, заинтересовать его в том или ином виде самостоятельной деятельности.

Конечно, в любом виде самостоятельной деятельности, преподаватель играет решающую роль. Деятельность преподавателя будет успешной в том случае, если преподаватель работает не со студентом «вообще», а с конкретной личностью. Всегда необходимо учитывать индивидуальные способности и наклонности студента.

Задача преподавателя — увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста.

Виды внеаудиторной СРС используемые преподавателями Ессентукского филиала:

1.                  Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы.

2.                  Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, составление задач с эталоном ответа.

3.                  Выполнение курсовых работ.

4.                  Подготовка и участие в научно-практических конференциях.

5.                  Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем.

6.                  Подготовка бесед-лекций по актуальным темам для различного контингента пациентов.

7.                  Оформление санбюллетеней с использованием компьютерных технологий.

8.                  Подготовка графических диктантов. Кроссвордов, глоссариев.

9.                  Разработка сценариев деловых игр.

10.              Изготовление наглядных пособий, макетов, муляжей.

11.              Создание портфолио.

Приоритетным направлением развития учебного процесса является научно-исследовательская деятельность. Это важнейшая и неотъемлемая часть учебного процесса.

Опираясь на современные требования к будущим специалистам, которые должны быть высококвалифицированными, владеющими необходимыми знаниями, имеющими широкий кругозор, необходимо правильно организовать научно-исследовательскую работу.

Студент, опираясь на рекомендации преподавателя, самостоятельно занимается поиском информации, проводит анализ. Для подтверждения теоретического материала может быть проведена исследовательская работа в виде опроса или анкетирования. Данный вид деятельности используется для составления обзора, реферата, доклада, курсовой или дипломной работы.

Целью научно-исследовательской работы — приобщить студентов к научной деятельности и вызвать интерес не только к своей профессии, но и ко всем аспектам жизни.

Научно-исследовательская деятельность реализуется в двух направлениях: в виде учебно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время по заданию преподавателя, и на занятиях в студенческих научных кружках.

В настоящее время научно-исследовательская деятельность проводится всеми студентами филиала при написании выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Написание студентами медицинского филиала дипломной работы — сложная интеллектуальная задача. От студента требуется не только высокий уровень общих и специальных знаний, но и умение соответствующим образом излагать свои мысли в письменной форме. Данное умение начинает формироваться уже с первого курса обучения при выполнении таких видов учебной работы, как написание рефератов, подготовка докладов, создание портфолио, выполнение творческих и исследовательских работ. Подготовка курсовой работы предваряет работу над исследованием дипломного уровня.

Дипломная работа — это самостоятельная письменная работа научно-исследовательского характера.

Для развития исследовательской деятельности студентов необходимо:

1.                  Чтобы студенты были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих знаниях;

2.                  Поддерживать проявления творчества;

3.                  Помогать видеть смысл творческой деятельности;

4.                  Расширять объем знаний;

5.                  Личностное вовлечение студентов.

Дипломная работа служит формой проверки подготовленности выпускника к решению профессиональных задач.

Дипломная работа имеет цель — расширение и углубление теоретических знаний и практических умений.

Эффективность всей самостоятельной работы во многом определяется уровнем самоконтроля. Объектом самоконтроля может быть: планирование самостоятельной работы, изучение предмета, решение ситуационных задач, курация пациента, написание курсовой и дипломной работ.

Опираясь на практический опыт преподавателей Ессентукского филиала Ставропольского медицинского университета, можно сказать, что внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

 

Литература:

 

1.       Шурыгина Л. Г. Сопоставительные характеристики видов самостоятельной работы / Преподавание технологии. Общепедагогические технологии.– М.: ИД «Первое сентября», 2010.

2.       http: // medcollege.bsu.tdu.ru

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, дипломная работа, преподаватель, студент, занятие, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, профессиональное образование, учебный процесс, Самостоятельное решение.


Похожие статьи

Роль медицинской сестры в сохранении репродуктивного здоровья женщины (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала салона красоты (на примере салона «Ананас» г. Якутска)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Независимая оценка качества условий оказания услуг в сфере социального обслуживания (на примере ГБУ СО КК «Кореновского комплексного центра социального обслуживания населения»)

Похожие статьи

Роль медицинской сестры в сохранении репродуктивного здоровья женщины (из опыта работы преподавателя Ессентукского филиала Ставропольского государственного медицинского университета)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала салона красоты (на примере салона «Ананас» г. Якутска)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Независимая оценка качества условий оказания услуг в сфере социального обслуживания (на примере ГБУ СО КК «Кореновского комплексного центра социального обслуживания населения»)

Задать вопрос