Автор: Вархолик Галина Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 31.01.2015

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Вархолик Г. В. Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 737-740.

Культурообразующая природа экологической парадигмы основывается на экологизации морали, утверждении экологического императива как главенствующего этического идеала человечества, базирующегося на экологических ценностях и нормах, которые, в свою очередь, формируют ответственность человека за сохранение жизни на планете. Экологическая ответственность как культурообразующая характеристика проявляется в ориентации на положительную, экологически целесообразную, компетентную деятельность в системе «человек — общество — природа», цель которой самосохранение и самореализация человека, а также достижение стратегической установки на прочную коэволюцию процессов развития человека и биосферы Земли. Именно экологическое образование и воспитание на основе новой экологической этики, с учетом требований гуманитаризации, прогнозирования, глобализации, непрерывности, интегративности и самоорганизации, способны формировать многогранную личность с научно обоснованным, рациональным и высоконравственным отношением к природе. Поэтому «экологическая культура и экологическая ответственность вместе с экологическим образованием и воспитанием составляют основу рационального взаимодействия человека и природы. В результате, экологическое сознание приобретает действенность, системность, целостность и многогранность” [4, с.96].

До определенного времени такая направленность сознания людей была вполне понятной и оправданной. Она была обусловлена сравнительной слабостью человека перед могущественными силами природы, а также саморегуляцией равновесия в биосфере. С развитием научно-технического прогресса сложилось новое соотношение сил во взаимодействии человека и биосферы. Совокупная техническая мощь людей во многом превзошла естественные процессы на планете, и способность биосферы к саморегуляции начала необратимо нарушаться. Это обстоятельство активизировало процесс радикального пересмотра методологических и мировоззренческих установок, сформированных классической «научной картиной мира». Способом сохранения общества становится ориентация не на изменение среды, а на обеспечение совместимости с ним всех направлений человеческой деятельности.

Условием сохранения общества с этого времени является противоречивое единство противоположных моментов изменения и сохранения природной среды. Неотъемлемое внимание к любой ее разновидности и составляет важнейшую парадигму современного состояния общественного развития. Его можно определить одним «понятием — «экологизация» — что означает разносторонний, более системный, чем прежде, подход к объективному миру и истинное осознание роли природы в жизни человека» [2, с.591]. Во все времена основным средством сохранения общества была активная производственная деятельность, в течение которой люди преобразовывали среду, создавая свое «второе естество» — искусственную среду обитания и деятельности. Так как такое средство сохранения обеспечивало успех, оно вошло в сознание людей настолько крепко, что приобрело своеобразную форму идеологии, подразумевающую постоянную борьбу с природой, противостояние с ней и стремление к победам над ее враждебными стихийными силами. Эта идеология повлияла на всю человеческую культуру, как духовную, так и материальную.

Экологическое воспитание является частью экологического образования (кроме обучения и развития), ведь «воспитывать не значит говорить. Воспитывать — это учить делать. Все проблемы окружающей среды имеют коллективный характер. Охрана окружающей среды — это опосредованное отношение друг к другу. Экологическое сознание формируется только в процессе деятельности» [1, с.112]. Нужно научить молодежь понимать, что происходит вокруг, ставить экологические задачи и решать их, уметь критически и трезво оценивать состояние окружающей среды. Молодой человек должен научиться понимать проблемы города или села, в котором живет (местная экосистема), цель формирования заповедников, знакомиться с глобальными проблемами экосистемы и с конкретной природой конкретного района, научиться представлять, что будет в конкретном городе или другом населенном пункте через несколько десятков лет.

В настоящее время принято выделять семь основных экологических проблем, а именно: проблема продовольствия; проблема энергии; проблема ресурсов; проблема демографии; проблема генофонда; проблема биосферы; проблема здоровья человека. В начальной школе учитель формирует бережное отношение детей к природе, лично трактуя такие понятия, как красота, значимость, роль, ценность. В средней школе важно рассмотреть следующие проблемы: живопись и природа; музыка и природа; образ природы в различные исторические периоды; антропогенный фактор (виды человеческих деяний, изменения в окружающей среде и их последствия — это все наше здоровье). Выпускник средней школы должен знать экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования цивилизации; причины обострения экологических проблем; пути разрешения экологических проблем в различных странах мира, а также пути установления гармонии между обществом и природой. Гармонизация возможна благодаря плановой организации производства, соблюдению гуманистических идеалов, сохранению здоровья людей, сбережению ресурсов нашей планеты, мирному освоению космического пространства, внедрению в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизации отходов, усилению государственного контроля над окружающей средой и источниками загрязнения, перестройке психологии населения относительно окружающей среды [1]. Эти знания являются основой воспитания экологической культуры студенческой молодежи. В высших учебных заведениях студенты должны понимать, что человек, прежде всего, должен исцелиться сам, а потом исцелять природу. Именно поэтому, сегодня экологическая парадигма неуклонно приобретает черты мировоззренческой и нравственной ценности, а экологизация морали и формирование экологического императива играют роль мощных факторов урегулирования и гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой.

Эффективность экологического воспитания может быть обеспечена путем и создания особых условий деятельности этих учреждений [3, c.50]. Культурообразующая природа экологической парадигмы основывается на все той же экологизации морали, утверждении экологического императива как главенствующего этического идеала человечества, базирующегося на экологических ценностях и нормах. В сущности, сверхзадачей экологического воспитания является формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, сознания и поведения, которые являются составляющими ее гуманитарной культуры, мировоззрения и образа жизни.

Нами обосновано, что цели воспитания экологической культуры студенческой молодежи во внеаудиторной деятельности предполагают совокупность конкретных задач, основными из которых нам представляются следующие: обеспечение логической последовательности учебной и внеаудиторной деятельности; сочетание различных методов и форм организации внеаудиторной деятельности по воспитанию экологической культуры студенческой молодежи; использование интегративного подхода к воспитанию экологической культуры студенческой молодежи в условиях внеаудиторной деятельности; конкретизация и корректировка общих целей воспитания экологической культуры в зависимости от характера будущей профессиональной деятельности студентов; непрерывность и преемственность воспитания экологической культуры студенческой молодежи во внеаудиторной деятельности; повышение уровня подготовки преподавателей и кураторов учебных групп в экокультурной воспитательной деятельности; разработка конкретных воспитательных методик формирования экологической культуры студенческой молодежи в условиях внеаудиторной деятельности; разработка методических материалов по воспитанию экологической культуры студенческой молодежи и их апробация на практике; создание условий для мотивации на каждой ступени; сотрудничество с культурными и экологическими центрами, другими учебными заведениями и тому подобное.

По нашему мнению, формирование экологической культуры будущих специалистов сублимирует следующие основные задачи: изучать природу своего края, воспитывать бережное отношение к природным богатствам Украины; воспитывать нетерпимое отношение к поступкам, наносящим вред природе; вооружить будущих специалистов знаниями, выработать у них практические умения и навыки рационального природопользования, побудить их к конкретным действиям по улучшению состояния окружающей среды, не допускать негативных воздействий на природу в процессе своей трудовой деятельности; формировать ответственность за природу как национальную, так и общечеловеческую ценность, основу жизни на Земле; создавать у будущих специалистов осознание того, что человек — часть природы, а история человеческого общества — часть истории природы, являющейся первоосновой существования человека и общества.

Учитывая философские положения о взаимодействии человека, общества и природы, а также природы и культуры, сущность экологического воспитания можно определить как процесс, направленный на формирование экологического сознания, включающий в себя такие ключевые категории, как мировоззрение, отношения, ценности, поведение. Экологическое воспитание — это социокультурный феномен, педагогическая интерпретация которого способствует свободному развитию интеллектуальной и духовной сферы молодежи в ее микро- и макромире. Оно способствует формированию научного мировоззрения, опыта социальных отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, окружающей средой и людьми, ориентирует учащихся на сознательную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящего и будущих поколений. Целью и конечным результатом экологического воспитания является устойчивая эколого-мировоззренческая позиция выпускника.

В формировании экологической культуры интегрируются также принципы воспитания экологической культуры студенческой молодежи в внеаудиторной деятельности, а именно: аксиологизация, предусматривающая приоритет ценностей в профессиональной деятельности, в частности ценности природы, и акцентирующая ценностный аспект в будущей профессиональной деятельности студентов; индивидуализация, предполагающая учет личных интересов студентов при выборе содержания и форм внеаудиторной экокультурной деятельности; гуманизация, зиждущаяся на праве человека жить в экологически чистой среде и направляющая человека к экологически целесообразной деятельности и предотвращению экологических бедствий; единство общечеловеческих, национальных и краеведческих аспектов в формировании экокультурной воспитанности студенческой молодежи в условиях внеаудиторной деятельности; связь учебного процесса и внеаудиторной деятельности в процессе воспитания экологической культуры; добровольность участия во внеаудиторной работе; интерпредметность при воспитании экологической культуры, то есть максимальное использование средств всех учебных дисциплин и самостоятельной работы; оптимизация — соблюдение целесообразности содержания и оптимального объема времени внеаудиторной деятельности; прогнозируемость как способность предвидеть возможные пути развития экокультурной деятельности в последующей профессиональной деятельности.

Таким образом, экологическое воспитание направлено на формирование экологических знаний и умений, введение их в производительный процесс, рациональное использование ресурсов в последующей профессиональной деятельности. Концептуальные аспекты воспитания экологической культуры студенческой молодежи в условиях внеаудиторной деятельности предусматривают активизацию внеаудиторной работы и соответствующую совокупность конкретных задач, при выполнении которых реализован ряд принципов, в частности, аксиологизация, индивидуализация, гуманизация, интерпредметность, оптимизация и экокультурная воспитанность студентов. Считаем также важным изучение возможностей воспитательного воздействия средств народной педагогики в экологическом воспитании молодежи, что предполагается объектом наших дальнейших исследований.

 

Литература:

 

1.      Кукушкин В. С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 224 с.

2.      Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь — справочник / Н. Ф. Реймерс.- М.:Мысль, 1990.– 637 с.

3.      Теплов Д. Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования / Д. Л. Теплов // Педагогика. — 2003. — № 10. — С.46–50.

4.      Ярчук Г. Екологічне виховання: сутність та основні напрями / Г. Ярчук // Вища освіта України. — 2008. — № 2. — С.91–97.

Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, экологической культуры студенческой, культуры студенческой молодежи, воспитания экологической культуры, внеаудиторной деятельности, в условиях внеаудиторной деятельности, студенческой молодежи в условиях, молодежи в условиях внеаудиторной, экологического воспитания, профессиональной деятельности, воспитанию экологической культуры, природа экологической парадигмы, Культурообразующая природа экологической, окружающей среды, профессиональной деятельности студентов, утверждении экологического императива, формирование экологической культуры, основой воспитания экологической, экологической культуры в зависимости, к воспитанию экологической культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос