Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Федорова Т. А., Богачева М. А. К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 634-637. — URL https://moluch.ru/archive/136/38136/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, антропоцентризм, биоцентризм, младший школьник, тип доминирующей установки в отношении природы

Современные экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие перед всем человечеством, по своей сути имеют один общий корень. Они связаны с проблемой человека, а, точнее — его культуры. В культуре человек представлен не только в плане своего отличия от природы, но и своей связи с ней. Качество взаимодействия человека с природной средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Стало понятно, что без существенных изменений в культуре людей нельзя рассчитывать на решение экологических проблем.

В ХХI-м веке все чаще ставится вопрос о необходимости образования в области окружающей среды. По мнению ведущих российских ученых основной целью экологического образования является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Вопросы формирования экологической культуры личности рассматриваются в работах отечественных ученых: в области философии и экологии (Н. Ф. Реймерс, Н. Н. Моисеев, Э. В. Гирусов, Н. М. Мамедов, А. Д. Урсул и др.), культурологии (Г. Д. Гачев, Д. С. Лихачев, М. С. Каган и др.), педагогики (С. Н. Глазачев, Б. Т. Лихачев, Н. С. Дежникова, Л. П. Печко, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.), психологии (В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, А. П. Сидельковский, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин и др.).

Вопрос о связи человека с природой через культуру — один из самых актуальных в философских и культурологических исследованиях. При этом вся история становления человечества — это история отчуждения человека от природы, ее покорение, желание поставить силы природы на службу человеку. Это история формирования антропоцентрического типа экологического сознания.

Как отмечает С. Н. Глазачев, «экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на всем протяжении истории человечества». Ее возникновение связано с зарождением социальной формы жизни 2.

Во второй половине ХХ века во взаимодействии человека с природой возникает «двойственность», формируются две противоположные тенденции. С одной стороны, продолжает развиваться «антропоцентризм», с другой — возникает «биоцентризм». В рамках биоцентрической парадигмы экологического сознания основной ценностью признается жизнь, все живое. Мерой вещей выступает уникальность жизни. Человек согласовывает свои потребности с потребностями природы. Одностороннее воздействие на природу сменяется взаимодействием. Дальний прагматизм сменяется пониманием необходимости сохранения природы ради нее самой. Деятельность человека ограничивает «экологический императив». Дальнейшее развитие биосферы мыслится как процесс коэволюционного развития природы и общества. Таким образом, последнее десятилетие XX-го века характеризуется поворотом к новым духовным ценностям — ценностям экологической культуры.

Известный ученый Э. В. Гирусов дает многоаспектное определение экологической культуры, подчеркивая, что она включает в себя достижения экологического знания, навыков, экологически продуманную технологию и всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий 1.

К. И. Шилин подчеркивает, что экологическая культура создается и совершенствуется осознанно для регулирования всей системы экоотношений, в т. ч. межчеловеческих. Она ориентирована на будущее, на установление и поддержание эко–равновесия 8.

С точки зрения В. Н. Мангасаряна экологическая культура выступает как качественная характеристика способов взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой в широком смысле 5.

И. Д. Лаптев рассматривает экологическую культуру как качественный показатель практического отношения к природе. Ученый подчеркивает, что она должна помочь людям перспективно оценить итоги своей преобразовательной деятельности и современное природопользование. Автор считает важной задачей воспитания — подготовку человека — рачительного хозяина 4.

С. В. Алексеев считает, что проблеме формирования экологической культуры человека и общества в целом до сих пор не уделяется достаточного внимания. С точки зрения автора, формирование экологической культуры следует рассматривать как механизм социализации подрастающего поколения, как средство его вхождения в современное информационное гражданское общество.

По мнению С. В. Алексеева «в словосочетании «экологическая культура» и первая, и вторая часть — понятия системные: «экологическая» (экология) — комплексная интегративная наука о взаимодействии живых систем с окружающей средой; «культура» — целостная совокупность (система) ценностей, традиций, верований, опыта и т. д. Следовательно, и само понятие «экологическая культура» — понятие системное» 8, с.15.

Т. Е. Абрамова, опираясь на деятельностный подход, считает, что «экологическая культура — это способность вести экологически целесообразную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, воспитание ответственного отношения к природе» 8, с.15.

Л. П. Симонова характеризует человека, овладевшего экологической культурой, как личность, которая подчиняет свою деятельность требованиям рационального природопользования, заботится о сохранении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Для этого человек должен руководствоваться научными знаниями, морально-ценностными ориентациями по отношению к природе, а также владеть системой практических умений и навыков по взаимодействию с окружающей природной средой. Основными компонентами экологической культуры выступают: экологическая образованность, экологическое сознание и мышление, экологические отношения, система экологических ценностей, обеспечивающие экологически целесообразное поведение и деятельность [6].

Таким образом, понятием экологическая культура в целом охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа». Она рассматривается как способ воссоединения общества и природы, преодоления отчуждения человека от его естественных основ, как новый путь гармонизации жизни социальной и биологической. Экологическая культура всегда связана с человеком как некоторая качественная характеристика его личности.

Е. Н. Дзятковская и А. Н. Захлебный рассматривают экологическое образование как процесс и средство формирования «индивидуальной экологической культуры». Авторы ставят вопрос о «формировании нового культурного вектора — культуры экологического проектирования». Современное экологическое образование должно «не только учить объяснять мир, но и рассматривать варианты управления им с точки зрения его устойчивости/неустойчивости, принятия ответственных решений». К числу ключевых задач экологического образования ученые относят формирование умения «сотрудничать в решении экологических проблем местного уровня; действовать в повседневной жизни экологически безопасно для окружающей среды и здоровья людей; осуществлять учебно-проектную и общественную экологически ориентированную деятельность» [8, с. 13].

В младшем школьном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Младший школьный возраст признается благоприятным периодом для начала формирования одного из базовых качеств личности — экологической культуры.

Для выявления исходного уровня сформированности компонентов экологической культуры у младших школьников нами было проведено констатирующее исследование. Для этого использовалась вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) [3]. Исследование осуществлялось на базе МБОУ «Краснотуранская начальная общеобразовательная школа им. H. К. Фуги» с. Краснотуранск Красноярского края. В исследовании приняли участие обучающиеся 2-х классов в количестве 44 человек.

В результате исследования у обучающихся был выявлен тип доминирующей установки в отношении природы. Тип, набравший наибольший удельный вес, рассматривался как ведущий у данной личности.

В соответствие с вербальной ассоциативной методикой «ЭЗОП» С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина были определены четыре типа экологических установок младших школьников по отношению к природе: эстетическая, когнитивная, этическая, прагматическая. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, у обучающихся обеих классов преобладает эстетическая установка: в экспериментальном классе — у 40,9 % детей, в контрольном классе — у 50 % детей. Следовательно, дети воспринимают природу, прежде всего, как объект красоты.

Прагматическая установка была выявлена у 31,8 % обучающихся экспериментального класса, а также, у 27,3 % обучающихся контрольного класса. Эта часть детей воспринимает природу преимущественно как объект пользы для человека. Такая установка является следствием антропоцентрического экологического сознания.

Третье место занимает этическая установка, которая в экспериментальном классе составила 18,2 % обучающихся, а в контрольном классе — 13,6 %. Наличие этической установки у определенного количества обучающихся позволяет предполагать возможность формирования непрагматического отношения к природе у младших школьников, основанного на желании заботиться, ухаживать, помогать тому, кто в этом нуждается, проявлять милосердие по отношению к живым существам.

Меньше всего оказалось обучающихся, у которых доминирующей оказалась когнитивная установка по отношению к природе. Лишь у 9,1 % младших школьников как экспериментального, так и контрольного класса, отношение к природе проявляется в познавательной сфере. Эти дети любят узнавать новое о жизни природы, самостоятельно получать ответы на интересующие вопросы.

Таблица 1

Результаты диагностики экологических установок младших школьников по вербальной ассоциативной методике «ЭЗОП» (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин)

Тип экологической установки по отношению кприроде

Экспериментальный класс

Контрольный класс

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

Эстетическая

9

40,9 %

11

50 %

Прагматическая

7

31,8 %

6

27,3 %

Этическая

4

18,2 %

3

13,6 %

Когнитивная

2

9,1 %

2

9,1 %

Итог

22

100 %

22

100 %

Констатирующее исследование показало, что необходима специальная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе экологического образования.

ФГОС НОО (2009 г.) устанавливает требования к изучению образовательного компонента «Окружающий мир», среди которых «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире» 7, с. 9.

В рамках курса «Окружающий мир» открываются широкие возможности для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетенций — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Результативность экологического образования может быть повышена с помощью включения в учебно-воспитательный процесс проектно-исследовательских методов обучения, обеспечивающих взаимосвязанное освоение младшими школьниками экологических знаний, умений осуществления деятельности в природе, опыта ценностного отношения к ней и постепенное нарастание проявлений экологической воспитанности.

Литература:

  1. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование (Мат-лы к конф.). М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.
  2. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для уч-ся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей (Экология для гуманитариев). — М.: Горизонт, 1997.
  3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону: «Феникс», -1996.
  4. Лаптев И. Д. Экологическая культура: сущность и проблема формирования // Теория и практика идеологической работы: Курс лекций / В. Г. Байкова и др.; Редкол.: Ж. Т. Тощенко (отв. ред.) и др. — М.: Мысль, 1984. — с.246–263.
  5. Мангасарян В. Н. Традиции в развитии экологической культуры общества. — Спб, 1992.
  6. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе. М.: «Академия»,- 2000.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357): Электронный ресурс: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf.
  8. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В. М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.
  9. Шилин К. И. Экологическая культура. О путях выхода из экологического кризиса // Философские проблемы социальной экологии. Тез. к 3-му Совещ. каф. фил. АН СССР. — М., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, младших школьников, формирования экологической культуры, формирование экологической культуры, Экологическая культура, экологическая культура, экологической культуры младших, экологической культуры человека, экологического сознания, экологической культуры личности, Центр экологической политики, экологического образования, ценностям экологической культуры, экологической культуры общества, определение экологической культуры, компонентами экологической культуры, компонентов экологической культуры, экологической грамотности, Формирование экологической культуры, «экологическая культура.


Ключевые слова

экологическая культура, экологическое образование, антропоцентризм, младший школьник, биоцентризм, тип доминирующей установки в отношении природы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос