Автор: Дулатова Гульжан Егизхановна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Статья просмотрена: 1717 раз

Библиографическое описание:

Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2431/ (дата обращения: 12.12.2017).

Сегодня познание мира и роли человека в нем невозможно без учета того, что всякое знание – это знание о мире, опосредованное человеком, включенное в систему его ценностных ориентаций. Возникла новая ценность – экологическая культура как мера и способ реализации сущностных сил человека в социоприродном бытии – культура нового качества, гармонизирующая отношения духа, сознания и бытия человека [6, с. 6-7]. Ниже приведенная таблица является итогом исследовательской работы проведенной мной. Цель работы: дать определение экологической культуры на современном этапе. Для анализа были взяты диссертационные, исследовательские работы, научные статьи ученых Казахстана и России занимающиеся проблемами экологического образования и воспитания.

Ф.И.О. исследователя

Названия научной работы

Определение

1

Сыдыкова З.Е.

Шымкент

2007

Формирование экологической культуры младших школьников с использованием инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе

- это составная часть общемировой культуры, которая характеризуется глубоким и всеобщим осознанием себя как части природной среды, и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями.

- это система знаний, умений, ценности, ориентаций человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, а также активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды [1, с. 22-23]

2

Гирусов Э.В.

Москва

1978

Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы

- это встроенный элемент общей культуры каждого общества, начиная с первобытной стадии развития, так как социальная деятельность всегда соотносилась с требованиями жизнепригодности среды.

Экологическая культура этноса – это совокупность способов адаптации людей к окружающей среде, такое состояние общества, которое отличается соразмерностью духовных и материальных ценностей; соответствием социальной деятельности требованиям жизнепригодности окружающей среды; соблюдением долга перед жизнью на Земле; выраженного в сохранении условий для развития и приумножения жизненных форм, включая и человека [2, с. 18]

3

Испандиярова А.М.

Шымкент

2005

Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения (аксиологический аспект)

- это социально необходимое нравственное качество личности [3, с. 60]

…часть общей культуры – совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой) [3, с. 68]

4

Ахмадуллин Н.Р.

Казань

2004

Формирование экологической культуры средствами физического воспитания

- это культура отдельного человека – способ его функционирования в социоприродной системе, обусловленный сознанием конкретной личности, образом её жизни, мышления и выраженный в её отношении к окружающей среде и другим людям, в поведении [4, с. 10]

5

Яковлева Е.В.

Москва

1996

Развитие экологической культуры личности младших школьников

Подсистемой экологической культуры являются … экологическое мышление, … экологическое сознание, … экологическая деятельность, … экологическое поведение [14, с. 25-27]

6

Сагиндыкова Э.У. (на каз. языке)

Алматы

2006

Формирование экологической культуры будущих специалистов на основе учебно-проектной деятельности (на материале региона) (перевод –Дулатова Г.Е.)

как социальный феномен отвечает за регуляцию взаимоотношения общества и культуры [5, с. 20] (перевод - Дулатова Г.Е.)

7

Пирсаидова Г.А.

Астана

2007

Педагогические условия моделирования школьного экологического образования

Экологическая культура личности есть сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устоичивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы [7, с. 118]

8

Сальникова В.В.

Тамбов

2004

Формирование эколо-гической культуры учащихся на основе интегративно-креа-тивного подхода в сельской мало-комплектной школе

- это результат педагогического процесса, имеющего своей целью формирование у школьников осознанной установки на взаимодействие с природой, совокупности экологических знаний о сущности взаимодействия с природой, умений и практических навыков разумного природопользования [8, с. 18]

9

Глазачев С.Н.

Москва

1997

Экологическая культура, образование и цивилизованный выбор России

является показателем экологического сознания, в том числе и этноэкологического сознания, как понимания, сочувствия и особо-го этноэкологического отношения к природе и деятельности в ней, что характерно как для филогенеза, так и для онтогенеза [10, с. 4]

10

Глазачев С.Н.

Москва

2004

Ноосферные идеи В.И. Вернадского и современное образование

мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания её целостности [18, с. 16]

11

Глазачев С.Н.

Шалгымбаев С.Т.

Москва-Алматы

2006

Экологическое образование: истины и ценности

Как мера и способ реализации сущностных сил человека в социоприродном бытии – культура нового качества, гармонизирующая отношения духа, сознания и бытия человека [6, с. 6]

12

Шайхеслямова К.О.

Алматы

2004

Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естествен-нонаучного цикла

выражается в способности людей осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности [20, с. 28]

- комплексное, интегративное системно-иерархическое качество (строение) личности, основанное на единстве оценочно-когнитивного, мотивационно-ценностного, активно-деятельностного компонентов и реализуемое во всех видах человеческой деятельности, связанное с познанием, использованием и научно-обоснованным преобразованием природы и общества [13, с. 14]

13

Панин М.С.

Алматы - Семей

2004

Экологическое образование – основной фактор экологической безопасности

Стратегия экологического образования … должна включать формирование экологической культуры, предполагающей личную ответственность человека в отношении окружающей природной среды, его собственную деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации [9, с. 383]

14

Мамедов Н.М.

Алматы - Москва

2004

Культурно-устойчивое развитие и экологическое образование

представляет собой как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого её познания. Мерой новой культуры выступают ценности экологической этики [11, с. 27-28]

15

Сайлауова Н.С. (на каз. языке)

Алматы

2004

Формирование первичных основ экологической культуры детей в предшкольной группе детского сада (пере-вод– Дулатова Г.Е.)

Экологический культурный человек в своих поступках рассматривая способы полезного использования природы, заботится об улучшении состояния окружающей среды, а также борется против её разрушения, загрязнения. [12, с. 14] (перевод – Дулатова Г.Е.)

16

Исламова К.И. (на каз. языке)

Алматы

2001

Формирование экологической культуры учащихся в учебном процессе (перевод – Дулатова Г.Е.)

... это показатель личности, понимающей ценность природы, обладающей системой экологических знаний, экологическим сознанием, занимающейся экологической деятельностью, а также доброжелательно относящейся к природе [21, 14-15] (перевод – Дулатова Г.Е.)

17

Боранбаев А.С.

Алматы

2004


Историко-педагогические основы экологизации учебно-воспитательного процесса школы

Эколого-нравственное воспитание, прежде всего, предполагает формирование у людей экологической культуры (гуманистическое мировоззрение, нравственное поведение, ценностная ориентация, сознательная потребность, экологические интересы) [15, с. 17]

18

Хотунцев Ю.Л.

Москва

2003

Проблемы формирования экологической культуры школьников

включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за её сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление [19, с. 99]

19

Яницкий О.Н.

Москва

2007

Экологическая культура России ХХ века: очерк динамики

- это ценностное отношение некоторого социального субъекта (индивида, группы, сообщества) к среде обитания: локальной, национальной, глобальной. [17, с. 17]

20

Гирусов Э.В.

Санкт-Петербург

2010

Восхождение к эколо-гической культуре: необходимость и сущность

… экологическая культура – обеспечение прогресса общества в его единстве с природной средой.

… экологическая культура обуславливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности (в частности, соответствие человеческой активности и такого качества природной среды, как её жизнепригодность) [16, с. 17]


Анализируя научно-исследовательские работы, диссертационные исследования, научные статьи, а также после практических наблюдений, предлагаю дать следующее определение:

экологическая культура это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имееющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.


Литература:

  1. Сыдыкова З.Е. Формирование экологической культуры младших школьников с использованием инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе: дисс. ... канд. пед. наук. – Шымкент, 2007. – 23 с.

  2. Гирусов Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы: автореф. дисс. ... канд. философ.наук.- М., 1978. – 18с .

  3. Испандиярова А.М. Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения (аксиологический аспект): дисс. ... канд. пед. наук. – Шымкент, 2005. – 60 с.

  4. Ахмадуллин Н.Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания: автореф. дисс. ...докт.пед. наук. – Казань, 2004. – 10 с.

  5. Сагиндыкова Э.У. Формирование экологической культуры будущих специалистов на основе учебно-проектной деятельности (на материале региона): дисс. ... канд. пед. наук. – Алматы, 2006. – 20 с.

  6. Глазачев С.Н., Шалгымбаев С.Т. Экологическая культура и образование: опыт России и Казахстана. – Алматы, Қазақ университеті, 2006. – 6 с.

  7. Пирсаидова Г.А. Педагогические условия моделирования школьного экологического образования: дисс. ... канд. пед. наук. – Астана, 2007. – 118 с.

  8. Сальникова В.В. Формирование экологической культуры учащихся на основе интегративно-креативного подхода в сельской малокомплектной школе: автореф. дисс. ...канд.пед. наук. – Тамбов, 2004. – 17 с.

  9. Панин М.С. Казахстанское образование: вгляд ученого, педагога, руководителя. – Алматы, Раритет, 2009. – 383 с.

  10. Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизованный выбор России // Наука и школа. – 1997. - №3 – 4-11 с.

  11. Мамедов Н.М. Культурно-устойчивое развитие и экологическое образование // В сб. мат. Международной научно-методической конференции посвященной Году России в Казахстане и 70-летию КазНУ им. аль- Фараби. – Алматы, КазНУ им. аль-Фараби. – 2004. – 27-28 с.

  12. Сайлауова Н.С. Формирование первичных основ экологической культуры детей в предшкольной группе детского сада: дисс. ... канд. пед. наук. – Алматы, 2004. – 58-62 с.

  13. Шайхеслямова К.О. Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естественнонаучного цикла: автореф. дисс. ...докт.пед. наук. – Алматы, 2004. – 14 с.

  14. Яковлева Е.В. Формирование экологической культуры средствами физического воспитания: дисс. ... канд. пед. наук. – Москва, 1996. – 25-27 с.

  15. Боранбаев А.С. Историко-педагогические основы экологизации учебно-воспитательного процесса школы: автореф. дисс. ...канд.пед. наук. – Алматы, 2004. – 17 с.

  16. Гирусов Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. – Санкт-Петербург, 2010. - №3 (117). – 7 с.

  17. Яницкий О.Н. Экологическая культура. Очерки, взаимодействия науки и практики. – Москва, Наука, 2007. – 7 с.

  18. Глазачев Э.В. Современное общество и экологическое образование: ценности,профессиональная ориентация, деятельность // В сб. мат. Международной научно-методической конференции посвященной Году России в Казахстане и 70-летию КазНУ им. аль-Фараби. – Алматы, КазНУ им. аль-Фараби. – 2004. – 16 с.

  19. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования экологической культуры школьников // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. – Москва, 2003, №2. – 99 с.

  20. Шайхеслямова К.О. Научно-методические основы формирования экологической культуры в процессе изучения школьного курса химии в интеграции с предметами естественнонаучного цикла: дисс. ...докт.пед. наук. – Алматы, 2004. – 28 с.

  21. Исламова К.И. Формирование экологической культуры учащихся в учебном процессе: дисс. ... канд. пед. наук. – Алматы, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, Формирование экологической культуры, Экологическая культура, формирования экологической культуры, экологическая культура, экологической культуры младших, экологической культуры учащихся, экологической культуры школьников, культуры младших школьников, основы формирования экологической, определение экологической культуры, определения экологической культуры, окружающей среды, Дулатова Г.Е, формирование экологической культуры, экологического образования, окружающей среде, экологической культуры будущих, предметами естественнонаучного цикла, процессе изучения школьного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос