Химический эксперимент как важный аспект преподавания химии в академических лицеях и профессиональных колледжах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Атоев, Э. Х. Химический эксперимент как важный аспект преподавания химии в академических лицеях и профессиональных колледжах / Э. Х. Атоев, М. Х. Холлиева, М. Р. Кувончева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 727-728. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15165/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье обсуждается организация и проведения химических экспериментов, функции и формы этих экспериментов в академических лицеях и профессиональных колледжах.

Ключевые слова: химический эксперимент, учебный эксперимент, демонстрационный эксперимент, познавательная функция, воспитывающая функция, развивающая функция.

 

Преподавание основ химии в академических лицеях и в профессиональных колледжах (АЛ и ПК) не может совершенствоваться без соответствующей организации химического эксперимента. Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное условие активации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя химии высокой и всесторонней профессиональной подготовки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учебно-воспитательной процессе, творческой активности в применении эффективных методов обучения.

Эксперимент позволяет выделить и изучить наиболее существенные стороны объекта или явления с помощью различных инструментов, приборов, технических средств в заданных условиях. Эксперимент может быть повторен исследователем в случае необходимости. Это в значительной мере определяет основную функцию научного эксперимента: получение достоверных данных об окружающей действительности. Учебный эксперимент отличается от научного тем, что результаты его известны, условия его проведения подобраны так, что в процессе проведения опытов или их наблюдения учащиеся должны обнаружить известные признаки реакции и прийти к ожидаемым результатам.

Эксперимент и связанные с ним наблюдения необходимы уже при формировании первоначальных химических понятий. Их роль возрастает при изучении теоретических вопросов химии, при определении свойств простых веществ и соединений элементов периодической системы, важнейших классов органических веществ, а также при выявлении генетической связи важнейших классов неорганических и органических веществ.

Важное учебно-воспитательное значение имеет химический эксперимент и для политехнической подготовки учащихся: ознакомление их с основами химического производства, его особенностями, условиями протекания химических реакций.

На основе восприятия наблюдаемых явлений у учащихся формируются представления, а затем понятия. Такой индуктивный путь познания свойствен первоначальному этапу обучения химии. Постепенно этот путь познания дополняется другим — дедуктивным. После того как учащиеся вооружились теорией, приобрели практические умения и навыки, эксперимент становится не только источником знаний новых фактов, но и методом проверки суждений, нахождения неизвестного.

Для понимания сущности изучаемого предмета или явления химический эксперимент часто дополняют другими средствами наглядности — таблицами, моделями, виртуальными пособиями.

Ученический эксперимент составляют лабораторные опыты, выполняемые фронтально или группой в процессе изучения, закрепления и проверки нового материала, а также практические занятия, решение экспериментальных задач по вариантам после изучения отдельных тем программы. Перспективной формой является практикум, проводимый в виде отдельных обобщающих работ после завершения всего курса химии.

Основное требование ко всякому химическому опыту — это требование полной безопасности его для учащихся.

Таким образом, химический эксперимент пронизывает все темы курса химии, способствуя раскрытию его содержания и являясь своеобразным методом обучения. Для успешного проявления познавательной, воспитывающей и развивающей функций химического эксперимента важную роль играют его техническое оснащение, рациональная организация постановки опытов и включения их в учебный процесс.

 

Литература:

 

1.         Ахмеров К. О развитии химической науки в Узбекистане. //Химия в школе. — 1992. № 6. — С. 17–18.

2.         Архангельский С. И., и др.. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1975. — 68 с.

3.         Янушкевич Ф.Технология обучения в системе высшего образования. — М.: Высш. школа, 1986. — 135 с.

Основные термины (генерируются автоматически): химический эксперимент, курс химии, развивающая функция, учебный эксперимент, эксперимент.


Ключевые слова

химический эксперимент, учебный эксперимент, демонстрационный эксперимент, познавательная функция, воспитывающая функция, развивающая функция., развивающая функция

Похожие статьи

Понятие игровых методов обучения и их основные преимущества в обучении грамматике

В статье исследуются игровые методы обучения, которые включают в себя игры и ролевые симуляции, способствующие преодолению трудностей в обучении и развитию коммуникативных навыков. Рассматриваются различные типы игр, их классификация по целям и функц...

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии

В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Лит...

Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации

В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска новых направлений для развития обучения искусственному интеллекту в условиях современных цифровых технологий. Авторы статьи кратко описывают основные технологии на основе искусственного интел...

Развитие методов игрового обучения

В статье рассмотрены образовательные платформы, которые применяют геймификацию для эффективного изучения программирования. Приведены критерии, соответствие которым определяет геймификацию учебного процесса: игровой дизайн, баллы и награды, соревнован...

Похожие статьи

Понятие игровых методов обучения и их основные преимущества в обучении грамматике

В статье исследуются игровые методы обучения, которые включают в себя игры и ролевые симуляции, способствующие преодолению трудностей в обучении и развитию коммуникативных навыков. Рассматриваются различные типы игр, их классификация по целям и функц...

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Инновационные технологии и обучение иностранным языкам

В статье раскрывается необходимость и важность применения инновационных технологий на занятиях иностранных языков. Также в статье подробно рассматриваются мультимедийные технологии, выступающие в качестве особых интеллектуальных средств деятельности....

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии

В статье описана реализация общегимназических образовательных проектов, приведена технологическая цепочка этапов реализации проектов и различные формы организации деятельности, а также более полное описание реализации проектов на примере проекта «Лит...

Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации

В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска новых направлений для развития обучения искусственному интеллекту в условиях современных цифровых технологий. Авторы статьи кратко описывают основные технологии на основе искусственного интел...

Развитие методов игрового обучения

В статье рассмотрены образовательные платформы, которые применяют геймификацию для эффективного изучения программирования. Приведены критерии, соответствие которым определяет геймификацию учебного процесса: игровой дизайн, баллы и награды, соревнован...

Задать вопрос