Одним из важнейших средств обучения химии является химический эксперимент. А в чем конкретно заключается его важность?
Эксперимент помогает иллюстративно объяснить теоретическую суть, то есть основные законы и превращения, составляющие основу науки химия. Эти законы для ученика должны быть не только формулировкой, которую нужно заучить. Учащегося к этой формулировке нужно подвести исходя из конкретных фактов, то есть из результатов эксперимента. Так раскрывается познавательная роль эксперимента.
При проведении химического эксперимента на уроках учитель старается подобрать опыт, где реакция не только раскрывает суть темы, но и наиболее красочна. С помощью визуально интересного эксперимента учителю легче привлечь внимание учащихся и мотивировать их на изучение своего предмета и самой науки. Например, для определения некоторых ионов в неорганической химии или функциональных групп в органической химии используется:
‒ метод обесцвечивания растворов (бромная вода, раствор перманганата калия, растворы кислот и щелочей с индикаторами);
‒ метод окрашивания растворов или веществ (реакции с красной кровяной солью, биуретовая или ксантопротеиновая реакция на белки и т. д.);
‒ метод осаждения (кристаллизация, образование цветных осадочных веществ — осаждение оксида марганца в виде черного осадка, осаждение галогенидов серебра, осаждение фосфатов);
‒ метод испарения или выпаривания, то есть реакции, протекающие с выделением газообразных веществ (реакции с азотной кислотой дают оксид азота(IV), который называют лисий хвост из-за своего специфического оранжево-бурого цвета).
Химический эксперимент в процессе обучения выполняет три основных роли:
‒ познавательная роль, благодаря которой ученик усваивает основы химии, решает практические проблемы, делает выводы о значении химии в современной жизни;
‒ воспитывающая роль, которая формирует научное мировоззрение учащихся, убеждённость и идейную потребность в необходимости труда, которая также важна для ориентации учеников на соответствующие профессии;
‒ развивающая роль, которая служит для приобретения и совершенствования научных и практических навыков.
Эксперименты с познавательной ролью применяются для создания проблемных ситуаций или для решения проблемных задач, они должны быть яркими и запоминающимися, неожиданными и убедительными для учащихся. Такие эксперименты должны поражать воображение и сильно влиять на эмоциональную сферу. При этом учащиеся вникают в суть опытов, задумываются над результатами. Эксперимент служит доказательством объективности научных знаний о природе, свидетельством доступности мира познанию человека, основанием возможности целенаправленного преобразования природы.
Химический эксперимент играет основную роль в успешном решении учебно-воспитательных задач при обучении химии:
‒ как необходимое, а очень часто единственное средство доказательства правильности или ошибочности сделанного предложения;
‒ как единственное средство для формирования и совершенствования практических навыков в обращении с учебным оборудованием, веществами, в получении и распознавании веществ;
‒ как важное средство для развития, совершенствования и закрепления теоретических знаний;
‒ как метод проверки элементов ЗУН (знания, умения, навыки) учащихся;
‒ как средство формирования интереса учащихся к изучению химии, развития у них наблюдательности, пытливости, инициативы, стремления к самостоятельному поиску, совершенствованию знаний и применению их на практике.
Важную роль экспериментов в учебно-воспитательном плане играет и политехническая подготовка учащихся. Чтобы понимать научные основы химического производства, учащиеся должны познакомиться с химическими превращениями в виде реакций, лежащими в основе производственных процессов и условиями их осуществления. Этого можно достигнуть проведением как демонстрационных опытов учителем, так и проведением опытов самими учащимися.
К вышесказанному можно добавить, что с каждым днём познание науки тесно связывается со средствами информационно-коммуникационных технологий. Прежде чем проводить опыт, учащийся без помощи учителя решает теоретическую задачу химического эксперимента благодаря виртуальной лаборатории, где компьютер, точнее программа направляет ученика, указывает поэтапное действие, исправляет допустимые ошибки — даёт опорные знания, готовя учащегося к реальному химическому эксперименту.
Такой вид эксперимента называется демонстрационным, используемым в следующих случаях:
‒ когда учащиеся, особенно на первых этапах обучения, не владеют достаточной техникой выполнения опытов, а потому не в состоянии выполнять их самостоятельно;
‒ когда техническое оснащение опыта сложно для учащихся или отсутствует соответствующее оборудование в достаточном количестве;
‒ в целях экономии времени и недостаточного количества реактивов;
‒ когда по внешнему эффекту и убедительности демонстрация превосходит опыт, выполняемый учениками (взрывные реакции);
‒ когда по условиям техники безопасности учащимся запрещено использование некоторых веществ.
Следовательно, химический эксперимент — это своеобразный объект изучения, метод исследования, источник и средство нового познания. Химический эксперимент «пронизывает» любой общий метод, выполняя в каждом случае особую роль, помогая решать задачи обучения и воспитания.
Литература:
- Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии.-М.: Просвещение, 1970. — С. 89
- Беликов А. А. Эксперимент на уроках химии. — Киев: Радьянская школа, 1998ю
- Дрижун И. Л. Комплексный подход к постановке демонстрационного химического эксперимента: Межвузовский сборник научных трудов // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. — Л., 1984.