В статье раскрыта сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и ее характеристика, описаны факторы и условия влияющие на успешность профессиональной деятельности, выделены уровни развития инновационной культуры руководителя и структурные компоненты, определен потенциал профессионала, выстроена модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: инновационная культура, развитие инновационной культуры, акмеологическая сущность, профессиональная деятельность, потенциал, факторы успешной профессиональной деятельности, уровни развития инновационной культуры, структурные компоненты, модель развития инновационной культуры руководителей ДОУ.
The article reveals the essence of innovation culture head of preschool educational institution (DOW) and its characteristics described factors and conditions affecting the success of professional activities, highlighted the levels of development of innovative culture and the head of the structural components, determine the potential of a professional development model is built innovation culture head of preschool education institutions.
Keywords:innovation culture, the development of an innovative culture akmeologicheskaja essence, professional activity, the potential success factors of professional activity, the levels of development of innovative culture, structural components, the model of the innovation culture of managers DOW
Процесс современного общественного развития в нашей стране привел к обновлению системы образования с повышением новых требований к образовательным учреждениям, к качественному подходу в управленческой деятельности руководителя, в том числе и дошкольных образовательных учреждений. Актуальность потребностей к профессиональным качествам руководителя ДОУ определила необходимость в подготовке управленцев нового типа; владеющих интегрированными знаниями, умениями, навыками соответствующие профессионально-личностным качествам специалиста, и обладающих высокой общей и инновационной культурой, — все это, позволяет быстро адаптироваться к новым условиям.
Вопросы готовности к инновационной деятельности в разных областях, развития профессионала и психологические аспекты подготовки управленческих кадров активно изучают В. И. Долгова, С. С. Ильин, Б. Д. Парыгин, Л.Водачек и О.Водачкова, А. А. Деркач, В. И. Загвязинский, Н. В. Синягин и другие, для системы дошкольного образования в работах — С. А. Езоповой, Л. А. Горшуновой, В. П. Кожокарь, Н. В. Кузьминой и других. Решение проблем развития детей, воспитания и обучения, возможно при совершенствовании управленческой системы, высокого уровня профессионализма руководителей образовательных учреждений, с преобразованием педагогического процесса. Раскрытие сущности развития инновационной культуры руководителей ДОУ сориентирует в подготовке управленцев нового типа, и реализация модели развития инновационной культуры поможет повысить уровень развития инновационной культуры руководителей ДОУ. Руководитель ДОУ с развитой инновационной культурой осуществляет и последовательно развивает изменения в содержании и способах управленческого функционирования (педагогический анализ, планирование, организацию, руководство и контроль), прогнозируя, на основе закономерностей и направлений, достижение конкретных целей. Что позволит получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах с возможными радикальными изменениями внутренней системы.
Инновационная (англ. innovation — нововведение) культура личности и общества, рассматривается, как важнейший потенциал нашего века, который способствует социальному прогрессу. И представляет целостную ориентацию человека, заложенную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, образах и нормах поведения, с готовностью воспринимающего новые идеи, способного к разработке и внедрению новшеств во всех сферах жизни.
В исследованиях профессиональной деятельности, описывают успешного руководителя ДОУ с определенными личностными и профессиональными характеристиками. К личностным характеристикам относят доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, ценностные ориентации, коммуникативные качества, умение делегировать полномочия. Профессиональные — это, знание основ современной теории и практики управления, владение организационными навыками, дидактикой и частными методиками, умение создавать эффективную педагогическую команду, способность видеть перспективы развития своей организации. И качества современного руководителя-новатора, обладающего творческим потенциалом, способным к инновациям, развитые рефлексивные способности, овладение новым содержанием управленческих функций (прогнозирование деятельности учреждения, программирование развития, экспертная оценка инновационных и экспериментальных проектов).
В современных исследованиях, подводят к акмеологической сущности инновационной культуры (от др. — греч. akme — вершина), т. е. к ступени развития зрелости личности, к достижению высокого уровня в развитии личности, — способной к самостоятельным решениям, ведущих к созидательной деятельности. Процесс развития инновационной культуры личности, непрерывен, раскрывающий индивидуальные креативные способности и творческий потенциал.
«Объективной причиной, обуславливающей самодвижение индивидуальности к вершинам достижения» (Н. В. Кузьмина), являются факторы, влияющие на успешность профессиональной деятельности. В исследованиях В. И. Долговой отмечены факторы и условия, способствующие в успешности профессиональной деятельности. Это- объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий на достижение искомого результата; субъективные, связанные с предпосылками меры успешности профессиональной деятельности (мотивы, направленность, способности, умелость, компетентность и другие), мера их проявления объясняет субъективные причины; объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления системой.
И факторы, составляющие среду развития инновационной культуры, как неизменной системой условий, при некоторых преобразованиях: «Я-концепция», Направленность, Способности, Ценностные отношения и ценностные ориентации, Инновационные качества, Готовность к риску, Профессионализм.
Развитие инновационной культуры — процесс не одномоментный, проходит по уровням, имеющие определенные характеристики.
Низкий уровень, стихийный — проходит спонтанно, появляется общее представление о проблеме. Переход к среднему уровню, эмпирическому — происходит при введении педагогических условий, развивается рефлексивный самоконтроль личности над своими действиями и поступками, самоактуализация. Переход на высокий уровень — теоретический, осуществляется при внедрении условий для реализации личностно-профессиональных качеств руководителя с развитой инновационной культурой. Всякое инновационное развитие осуществляется в процессе развития системы факторов и условий, так сказать — инновационного потенциала. Потенциал — это «средства, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи» (Краткий словарь иностранных слов), как предпосылка для успешной деятельности. Между тем, развитие инновационной культуры руководителей ДОУ определяется, как профессиональная готовность к инновационной деятельности и потенциал профессионала предполагает:
1) осознание ценностного значения профессиональной деятельности для общества и для себя лично;
2) владение знаниями для эффективной реализации профессиональной деятельности;
3) последовательная система действий, в основе выполнения деятельности;
4) наличие личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного исполнения профессиональной деятельности.
В исследования А. А. Абрамян выделен синтез взаимосвязанных структурных компонентов, к которым относят: мотивационно-ценностный, когнитивно-волевой и операционально-действенный компоненты, — в нашем исследовании, как основополагающие компоненты в модели развития инновационной культуры.
Мотивационно-ценностный компонент, в основу которого входит выбор профессии; знание об управленческой деятельности; надежность профессионального выбора; значимость профессиональной деятельности; самооценка способностей к деятельности руководителя в связи с отношением к ней.
Когнитивно-волевой компонент сформирован на интеллектуальных способностях; эмоциональной стабильности; волевом потенциале (ответственность, способность самоуправления, саморазвитие); организаторских и коммуникативных способностях.
Операционально-действенный компонент включены знания и умения в исполнении управленческих функций (планирование, организация, руководство и контроль) в деятельности руководителя.
В связи с этим, важным становится вопрос о необходимости специальной подготовки управленцев. Одним из механизмов в решении задачи является прохождение ими курсов повышения квалификации с позиции развития инновационной культуры, где необходимо предусмотреть возможность увеличения в учебном плане дисциплин, освещающих вопросы инноваций, теории управления, социально-психологических аспектов управления, знания основных инновационных направлений в области педагогики и управления.
Успешное протекание формального образования зависит от следующих педагогических условий:
1. Образовательный процесс выстроен с учетом диагностических результатов и имеющий у них потенциал инновационной культуры и к деятельности руководителя.
2. Реализация личностного взаимодействия в процессе подготовки управленца на основе сотрудничества.
3. Реализация поэтапной личностной подготовки руководителя образования; с высоким приближением учебно-познавательного процесса к управленческой деятельности с применением активных форм и методов обучения.
Подходящие организационные формы и методы, используемые в подготовке: проблемные лекции, организация пропаганды передового опыта, лекции-диалоги, организационно-деятельностные и деловые игры, мастер-классы, решение конкретных проблемных ситуаций (case-method), групповые дискуссии, мозговой штурм (brain storming), тренинги, а также так называемые трудовые методы (ротации и стажировки).
В основе модели данного процесса — позитивное отношение к самореализации и самоактуализации, как механизмов проявления потенциала инновационной культуры, с андрагогическим, деятельностным и антропологическим подходами.
Процесс моделирования развития инновационной культуры руководителей дошкольного образовательного учреждения проходит четыре этапа:
1. «Ориентационный» этап. Переход от ориентационного к диагностико-прогностическому этапу происходит при внедрении условий: развитие мотивационно-ценностного компонента.
2. «Диагностико-прогностический» этап. Переход от диагностико-прогностического этапа к обогащающему, происходит при внедрении условий, позволяющих на основе самопознания и выявленного идеального и реального профессионального «Я-образа», обозначить возможные пути их сближения в индивидуальном маршруте личностно-профессионального роста.
3. «Обогащающий» этап. Переход от обогащающего к продуктивному этапу происходит при внедрении условий: развитие когнитивно-волевого компонента и операционально-действенного компонента.
4. «Продуктивный» этап. В данном этапе выявляем своеобразие развития инновационной культуры участников эксперимента — руководителей дошкольных образовательных учреждений, т. е. уровни выраженности структурных компонентов.
Модель развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения.
1. Мотивационно-ценностный компонент инновационной культуры руководителя ДОУ.
1.1. Уровень мотивации в выборе профессии.
1.2. Стабильность профессионального выбора.
1.3. Ценностные ориентации профессиональной деятельности.
1.4. Самооценка способностей к деятельности руководителя в связи с отношением к ней.
2. Когнитивно-волевой компонент инновационной культуры руководителя ДОУ.
2.1. Интеллектуальные способности.
2.2. Эмоциональная стабильность.
2.3. Волевой потенциал (ответственность, способность самоуправления, саморазвитие).
2.4. Организаторские и коммуникативные способности.
3. Операционально-действенный компонент инновационной культуры руководителя ДОУ.
3.1. Система знаний и умений в реализации планирования управленческой деятельности.
3.2. Система знаний и умений в реализации организации управленческой деятельности.
3.3. Система знаний и умений в реализации руководства управленческой деятельности.
3.4. Система знаний и умений в реализации контроля управленческой деятельности.
Таким образом, в ходе теоретического исследования, сущности развития инновационной культуры руководителей ДОУ, позволило нам определить основные компоненты развития инновационной культуры. Выявленные особенности (мотивационная готовность к профессиональной деятельности, развитие качеств руководителя-новатора с представлениями и знаниями о сущности инноваций, с управленческими действиями (умения и навыки)), определили структурные компоненты личности, — составляющие среду развития инновационной культуры руководителей ДОУ. И тем самым, приблизило к моделированию процесса и теоретическому обоснованию модели развития инновационной культуры руководителя ДОУ. Знания о сущности развития инновационной культуры руководителя, как показатель успешного управления образовательным учреждением и как ориентир в подготовке управленцев нового типа, помогло смоделировать процесс развития инновационной культуры руководителя ДОУ. Решение, которого возможно через прохождение курсов повышения квалификации, освещающие вопросы инноваций, теории управления, социально-психологических аспектов управления, знания основных инновационных направлений в области педагогики и управления.
Литература:
1. Анисимов О. С., Деркач A. A. Основы общей и управленческой акмеологии.М.,1995.
2. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Пер. со словацк.М.,1989.
3. Долгова В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании.моногр.,М.,КДУ.2009.
4. Друкер П., Макьярелло Дж.А., Менеджмент, М.,2010.
5. Загвязинский В. И., Стрюкова Т. А., Педагогическая инноватика: проблемы, стратегия и тактика, М., 2011.
6. Кузьмина Н. В. Понятие Педагогическая система и критерии ее оценки// Методы системного педагогического исследования,-Л., ЛГУ. 1980.
7. Николаев А., «Инновационное развитие и инновационная культура» //http//www.center-inno.ru/mat....(дата обращения 19.04.2014.
8. Философия творчества: Монография / Под общ.ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой, М.: Философское общество, 2002, С.9.
9. Любина О. Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества, № 6 2012, Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»/http://www.zpu-journal.ru/e-z....
10. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс — Энциклопедия, 1994.