Изучение строения детских фигур с целью проектирования школьной формы для девочек младшего школьного возраста с учётом основных морфологических признаков, характеризующих размеры и форму тела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 4552 раза

Библиографическое описание:

Турсунова, З. Н. Изучение строения детских фигур с целью проектирования школьной формы для девочек младшего школьного возраста с учётом основных морфологических признаков, характеризующих размеры и форму тела / З. Н. Турсунова, Х. Х. Саидова, А. С. Саидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 211-216. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15002/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье изложены сведения о строении и становлении детских фигур с целью правильного проектирования школьной формы для девочек младшего школьного возраста с учётом основных морфологических признаковвлияющих на их рост и период носки изделия.

 

К основным морфологическим признакам, лежащим в основе определения внешней формы тела человека относятся: тотальные, или общие размеры, пропорции, телосложение и осанка. [1]

Любому морфологическому признаку тела свойственна изменчивость. Форма, степень выраженности и направление изменчивости у разных признаков различны и определяются влиянием таких факторов, как возраст, пол, социальная среда, особенности биохимической жизнедеятельности организма.

Различают хронологический называемый также календарным или паспортным, и биологические возрасти; Паспортный возраст определяется датой рождения. Однако индивидуумы, прожившие одинаковый период времени от рождения, могут находиться на самых различных этапах анатомо-физиологического развития, что зависит как от наследственных факторов, так и от факторов внешней среды. Поэтому паспортный и биологический возраст могут не совпадать. Биологический возраст называют также морфологическим, костным и т. д., в зависимости от того, какие критерии, отражающие биологические изменения в организме, берутся за основу. Дети одной и той же группы календарного возраста обычно отличаются по размерам тела и их соотношениям, поскольку морфологический возраст того или иного индивидуума может быть выше или ниже календарного. [1]

В табл.1. приведена классификация возрастных периодов (схема периодизации), принятая Международным симпозиумом по возрастным особенностям человека. Период раннего детства вместе с первым периодом детства называют также нейтральным детством, так как мальчики и девочки в это время почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Во втором периоде детства уже проявляется влияние пола на размеры и форму тела. Этот период, а также подростковый (возраст полового созревания) и юношеский у девочек начинаются и заканчиваются раньше чем у мальчиков (см. табл.1).

Таблица 1

Схема периодизации возрастов человека

Возрастной

Продолжительно

Возрастного

Мужской пол

Женский пол

 Новорожденный

Грудной

Раннее детство

Первый период детства

Второй период детства

Подростковый

Юношеский

Средний (взрослый)

—первый период

—второй период

Пожилой

Старческий

Долгожители

1–10 дней

10 дней — 1 год

1–2 года

3–7 лет

8–12»

13–16»

17–21 год

 

22–35 лет

36–60»

61–75»

76–90»

Старше 90 лет

1–10 дней

10 дней — 1 год

1–2 года

3–7 лет

8–11»

12— 15»

16–20»

 

21–35»

36–55»

56–75»

76–90»

Старше 90 лет

 

Физическое развитие — это в то же время и процесс изменения размеров, форм тела и функций организма человека на протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие — основа крепкого здоровья и высокой работоспособности человека. Для изучения физического развития обычно пользуются измерением его важнейших показателей, поддающихся цифровому выражению: длины тела (роста), обхвата груди, массы тела, определяющих структурно-механические свойства организма, а также спирометрии, динамометрии и др. [1]

Физическое развитие проходит ряд последовательных периодов и зависит от возраста человека. В период становления организма отмечается нарастание всех признаков, характеризующих физическое развитие, в период зрелости — стабилизация большинства морфологических признаков. С началом старения значения ряда признаков регрессируют (уменьшаются). Понятие физического развития у взрослых людей и у детей неодинаково. Под физическим развитием в морфологии обычно понимают некоторую условную меру физической дееспособности организма, определяющую запас его физических сил. [4]

В текущем столетии отмечается ускорение темпов физического развития детей и подростков — так называемая акселерация (от лат. acceleration — ускорение).

Термином «акселерация» характеризуют явление ускорения роста и развития детей, а также увеличения размеров тела у взрослого населения. [1] Акселерация проявляется, в частности, в том, что по сравнению со средними значениями параметров новорожденного прошлого века средние значения этих же параметров (массы, длины тела) современного новорожденного стали больше, увеличились размеры частей тела детей и подростков всех возрастов, отмечаются более раннее половое созревание и ранняя стабилизация роста, отодвинулся срок наступления старения и увеличилась продолжительность жизни. [1]

Исследования антропологов показали, что возрастание средних размеров тела взрослых началось еще во второй половине XIX века и наиболее интенсивно продолжается в настоящее время. Акселерация отражает влияние сложного комплекса факторов, которые в настоящее время еще недостаточно выяснены. Существует много различных гипотез о причинах акселерации.

К тотальным размерным признакам относятся наиболее крупные антропометрические признаки: длина тела (рост), периметр (обхват) груди и масса, отображающие внешнюю форму тела человека и являющиеся наиболее важными признаками физического развития.

Длина тела обнаруживает возрастную, половую, групповую, внутригрупповую и эпохальную изменчивость. Средняя длина тела у новорожденных, по данным НИИА МГУ, равна: у мальчиков — 51,5 см, у девочек — 51,0 см. График возрастной динамики длины тела человека представлен на рис. 1.

Наибольший прирост длины тела у детей, равный в среднем приблизительно 25 см, наблюдается в первый год жизни. Затем темпы роста постепенно замедляются. С 10 до 12 лет девочки растут несколько быстрее, чем мальчики. Поэтому средняя длина тела у девочек в этот период становится больше, чем у мальчиков.

К 13 годам средняя длина тела у мальчиков и девочек выравнивается, а затем у мальчиков возрастает быстрее, чем у девочек (табл. 2). Большая длина тела у девочек в период 10–12 лет объясняется тем, что половое созревание и связанное с ним ускорение роста начинается у девочек значительно раньше (примерно на 2–3 года) и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Вследствие этого в течение определенного периода времени девочки бывают крупнее мальчиков того же возраста. Антропологи считают, что окончательной длины тело у девушек достигает в среднем к 16–17 годам, а у юношей — к 18–19 годам [2,3]

Таблица 2

Средние годичные прибавки длины тела детей, см (г. Москва)

 

Периметр (обхват) груди. В антропологии наиболее изучен так называемый антропометрический обхват груди, определяющий периметр скелетной основы грудной клетки. С возрастом обхват груди непрерывно увеличивается, что связано с ростом костного скелета, мышц и подкожно-жирового слоя, и лишь к старости несколько уменьшается. По данным НИИА МГУ, к концу первого года жизни обхват груди у мальчиков равен около 49 см, у девочек — около 48 см. График возрастной динамики обхвата груди показан на рис.1. Увеличение обхвата груди по годам происходит неравномерно. Максимальный годичный прирост обхвата груди у девочек (5–6 см) наблюдается в возрасте 11–12 лет, у мальчиков (4–4,5 см) — в возрасте 12–14 лет (табл. 2.). Стабильности в обхвате груди у взрослых людей не отмечается, так как с возрастом он постепенно увеличивается. Уже после 20 лет обычно наблюдается интенсивное увеличение обхвата груди вследствие увеличения подкожно-жирового слоя. По данным НИИА МГУ, у взрослых людей младшего возраста (18–29 лет) средний обхват груди примерно на 6–7 см меньше, чем у людей старшего возраста (50–59 лет). [2,3]

Рис. 1. График возрастной динамики обхвата груди мальчиков (1) и девочек (2)

 

Таблица 3

Средние годичные прибавки и средние арифметические величины обхвата груди, см (г. Москва)

Динамика изменения массы. Наибольшее увеличение массы наблюдается в первые годы жизни ребенка. По данным НИИА МГУ, масса новорожденного мальчика в среднем составляет 3,5 кг, девочки — 3,4 кг. За первый год жизни масса тела возрастает в три раза. В возрасте от 1 года до 7 лет годичная прибавка постепенно уменьшается. После 7 лет вновь наблюдается увеличение годичной прибавки. Максимума (4–5 кг за год) она достигает у девочек в 12–15 лет, у мальчиков — в 14–17 лет.

Пропорции тела. Пропорциями тела человека называют соотношения размеров его отдельных частей (имеются в виду так называемые проекционные размеры тела). Пропорции тела изменяются в зависимости от возраста, пола; они различны у людей даже в пределах одной половозрастной группы.

Возрастные изменения пропорций тела. Пропорции тела человека существенно изменяются в зависимости от возраста (рис. 2.). Изменения выражаются в основном в уменьшении относительных размеров головы и туловища и увеличении относительной длины конечностей. Например, высота головы новорожденного составляет примерно 25 % длины тела, длина ног — около 33 %, а обхват головы равен обхвату груди. У взрослого человека высота головы составляет только 13–14 % длины тела, в то же время длина ног — 53 % длины тела (для мезоморфного типа пропорций), обхват головы почти в два раза меньше обхвата груди. Возрастные изменения заключаются, с одной стороны, в увеличении длины тела и размеров всех его частей, а с другой стороны, в резком изменении соотношений между отдельными частями. Например, высота головы взрослого человека больше, чем у новорожденного, в два раза, в то время как длина тела и длина туловища больше в три, рук — в четыре раза, ног — почти в пять, а шеи — в семь раз. Обхват головы при этом увеличивается всего в полтора раза, а обхват груди — в три раза длины конечностей. Например, высота головы новорожденного составляет примерно 25 % длины тела, длина ног — около 33 %, а обхват головы равен обхвату груди. У взрослого человека высота головы составляет только 13–14 % длины тела, в то же время длина ног — 53 % длины тела (для мезоморфного типа пропорций), обхват головы почти в два раза меньше обхвата груди. [1]

Возрастные изменения заключаются, с одной стороны, в увеличении длины тела и размеров всех его частей, а с другой стороны, в резком изменении соотношений между отдельными частями. Например, высота головы взрослого человека больше, чем у новорожденного, в два раза, в то время как длина тела и длина туловища больше в три, рук — в четыре раза, ног — почти в пять, а шеи — в семь раз. Обхват головы при этом увеличивается всего в полтора раза, а обхват груди — в три раза [2]

Рис. 2. Изменение пропорций тела человека от рождения до взрослого состояния (по данным Штратца): а — новорожденный; 6–2 года; в — 6 лет; г — 12 лет; д — 25 лет

 

Изменение пропорций отдельных размеров тела детей в процессе роста происходит по годам неравномерно. Поэтому одежда для детей по своим размерам не может быть ни уменьшенной копией одежды для взрослых, ни одинаковой по своим пропорциям с одеждой для детей различных возрастов.

В классификации осанки, предложенной польским исследователем Н. Волянским, в зависимости от кривизны позвоночника выделяются три комплекса (рис. 3, а), включающие по три типа осанки (рис. 3, б — г). [4]

Рис. 3. Кривизна позвоночника и типы осанки тела детей и подростков (по данным Н. Волянского)

 

Первый комплекс, кифотический (К), характеризуется большим изгибом грудного отдела позвоночника, чем поясничного: вертикальная линия, проведенная через шейную точку вниз, проходит впереди лордотической (поясничной) точки. Эта точка находится в наиболее глубокой части поясничного лордоза. Преобладание грудного кифоза над поясничным лордозом может быть малым, средним и большим, в соответствии с чем выделяются три кифотических типа осанки: KI, KII и KIII (см. рис. 3, б).

Второй комплекс, равновесный (R), характеризуется более или менее одинаковыми по величине изгибами грудного и поясничного отделов позвоночника: вертикальная линия, проведенная через шейную точку, проходит через лордотическую точку или вблизи ее. Степень выраженности изгибов всех отделов позвоночника может быть слабой, средней и сильной соответственно, чему выделяются три равновесных типа осанки: RI, RII и RIII (см. рис. 3, в).

Третий комплекс, лордотический (L), характеризуется большим поясничным лордозом и меньшим грудным кифозом: вертикальная линия, проведенная через шейную точку, проходит сзади лордотической точки. Преобладание поясничного лордоза над грудным кифозом может быть малым, средним и большим соответственно, чему выделяются три лордотических типа осанки LI, LII и LIII (см. рис.3, г).

Эта схема, разработанная Н. Волянским для осанки детей и подростков 11–17 лет, может быть применена для характеристики осанки взрослого населения. Типы осанки RI, RII и RIII характерны для людей любого возраста; типы LI и LII, по мнению П. Н. Башкирова [6], также встречаются у людей всех возрастов, но у детей чаще, чем у взрослых. Тип LIII представляет собой особую, так называемую «петушиную», осанку, которая характерна главным образом для детей младшего возраста (до 11 лет). Лордотические типы осанки применительно к детям рассматривают как нормальные, кифотические (особенно тип КIII) для детей вообще не характерны [6]. С возрастом у детей происходит изменение осанки вследствие смещения по мере роста организма центра тяжести вниз.

Позвоночный столб человека состоит из пяти отделов: шейного (с-1), грудного (1–2), поясничного (2–3), крестцового (3–4) и копчикового (4–5). Он имеет изогнутую форму. Грудной и крестцовый отделы позвоночника имеют изгибы, направленные назад (кифозы), а шейные и поясничные — вперед (лордозы). Величины изгибов непостоянны и зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека. У новорожденного ребенка позвоночник почти прямой. По мере того как он учится держать голову, у него образуется шейный изгиб, при сидении развивается грудной изгиб. Поясничный развивается, когда ребенок начинает ходить. Окончательно изгибы позвоночника формируются к 17–18 годам и сохраняются до 60–65 лет. С возрастом увеличивается изгиб грудного отдела позвоночника, приводящий в преклонном возрасте к появлению так называемого старческого горба.

В швейной промышленности ряд точек позвоночника служат ориентирами для снятия мерок. Одним из основных ориентиров является наиболее выступающий позвонок шейного отдела, т. е. седьмой. Он служит для снятия таких мерок, как Пк, Дт.с, Ош, Вш.т, Вг, Дтп и др. Вторым ориентиром является «поясничная точка», т. е. наиболее удаленная точка поясничного лордоза. Она используется при снятии мерок ГтI, ГтII, Дт.с, От, Вт, Впк, Всиденья и др.

Если тотальные размеры тела позволяют выделить типы фигур, встречающиеся среди населения, то все остальные измерения дополняют морфологическую характеристику фигур этих типов, необходимую для конструирования одежды. [1]

Таким образом изучены основные морфологические признаки детского населения характеризующие размеры и форму тела, особое внимание уделено изучению строения тела. Были изучены тотальные морфологические признаки, пропорции тела, телосложение, осанка. Дети наше будущее, поэтому при проектировании изделий необходимо глубоко знать физическое развитие ребёнка, строение и становление их фигур. Здоровье, подвижность, любознательность и усвоение школьного материала ребёнком во время учёбы, напрямую связано с удобством одежды на нем.

 

Литература:

 

1.      Дунаевская Т. Е. и др. «Размерная типология с основами анатомии и морфологии человека». Учебное пособие. М. Легкая индустрия, 2001

2.      ГОСТ 17917–86 «Типовые фигуры мальчиков. Размерные признаки для проектирования одежды».

3.      ГОСТ 17916–86 «Типовые фигуры девочек. Размерные признаки для проектирования одежды».

4.      Акилова З. Т. Проектирование корсетных изделий. — M., 1979.

Основные термины (генерируются автоматически): длина тела, обхват груди, физическое развитие, обхват головы, тип осанки, возраст, девочка, поясничный лордоз, LII, взрослый человек.


Похожие статьи

Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании

Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал посвящен определению понятия «художественно-изобразительные навыки», а также выделению особенностей овладения ими детьми дошкольного возраста.

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации

Авторы методической разработки «Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации» описывают технологию разработки и проведения про...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...

Особенности эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими расстройствами

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора материнско-детских отношений на формирование психосоматических расстройств у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются особенности эмоционально...

Похожие статьи

Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании

Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал посвящен определению понятия «художественно-изобразительные навыки», а также выделению особенностей овладения ими детьми дошкольного возраста.

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации

Авторы методической разработки «Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации» описывают технологию разработки и проведения про...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...

Особенности эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с психосоматическими расстройствами

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора материнско-детских отношений на формирование психосоматических расстройств у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются особенности эмоционально...

Задать вопрос