Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 03.06.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Макерова, Н. В. Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Макерова, Н. М. Ратникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 586-589. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114929/ (дата обращения: 30.06.2024).



Данный материал посвящен определению понятия «художественно-изобразительные навыки», а также выделению особенностей овладения ими детьми дошкольного возраста.

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для разностороннего развития детей. Являясь для них одной из самых интересных, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

В дошкольном возрасте необходимо формировать изобразительные умения для разностороннего развития личности ребенка, для более успешного обучения в школе. В ряде исследований встречаются также такие понятия как «графическая техника», «графические навыки», «изобразительная техника», «графические исполнительские действия». Разведем близкие, на первый взгляд, понятия «умение» и «навык». Многими учеными и практиками они используются как синонимы. Однако навык определяется как часть более общего понятия — умение (Комарова Т. С.).

Первым рассмотрим определение понятия «умение». Так, Пидкасистый П. И. дает следующее определение понятию «умение»: умение — способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. В свою очередь словарь Ожегова С. И. приравнивает одно понятие к другому: умение — это навык в каком-нибудь деле, опыт.

Отечественные психологи предлагают рассматривать умение как промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка (Давыдов В. В., Запорожец А. В., Ломов Б. Ф. и другие).

Исследователь Полонский В. М. определяет умение как освоенный учащимся способ выполнения определенных знаний и навыков, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий возможность выполнения различного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных и новых условиях.

В разных источниках разные авторы дают свое определение понятия «навык». Так в толковом словаре русского языка Ожегов С. И. дает следующее определение понятию «навык»: умение, выработанное упражнениями, привычкой. Психолог Бернштейн Н. А. определяет навык, как доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что навык это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием автоматизации и контроля, и формирующиеся в деятельности и обслуживающее тот или иной вид деятельности человека . Умение же вслед за Комаровой Т. С. будем определять, как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач (например, в самостоятельной художественной деятельности).

Особую группу навыков составляют навыки художественно-изобразительные. На основе приведенного выше определения понятия «навык» можно сделать вывод о том, что художественно — изобразительные навыки — это опыт в изобразительной, наглядной деятельности, сформированный в результате регулярных упражнений.

Любые навыки формируются в разных видах деятельности. Изобразительные навыки формируются в изобразительной деятельности. Исследователи детского рисунка, изобразительного творчества детей признавали необходимость целенаправленному обучению рисованию, а также формированию графических навыков.

При овладении графическими навыками и умениями важную роль играет зрительный контроль, особенно в начале обучения, так как опыт движения только образуется. Они отрабатываются в результате многократного повторения действия, так как требуют доведения его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых вертикальных и горизонтальных линий и др.). Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи. (Комарова Т. С).

Овладение графической техникой происходит на основе развитой моторной сферы, формирующейся в процессе овладения действиями с предметами и орудиями в разных видах деятельности ребенка. Таким образом, в результате многократных повторений движений по контуру предмета у дошкольников формируются обобщенные представления о графических операциях.

А также существует понятие изобразительная техника (рисунка) под которой следует понимать умение владеть материалами и инструментами, овладение способами их использования для целей изображения и художественного выражения, согласованную деятельность глаза и руки, правильное изображение контура, формы предметов.

Графические исполнительские действия — это система последовательно организованных операций. В норме освоение изобразительных операций начинается с каракуль, затем совершенствование его зрительно-двигательной координации приводит к более точным линиям, усилению нажима на лист и т. д.

Неумение правильно держать карандаш и кисть приводит к быстрому утомлению руки, затруднению изображения и нежеланию рисовать. (Москалькова С. Н. Нестерова, Т. В.).

Изобразительная деятельность представляет собой художественно- творческую деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому (Комарова Т. С.). Изобразительная деятельность — образное познание действительности, отражение ее в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Для передачи их в рисунке ребенку необходима «память руки» (Москалькова С. Н. Нестерова, Т. В.).

Рассмотрим знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета.

Необходимо отметить, что дети дошкольного возраста, по мнению ряда авторов, не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности (Москалькова С. Н. Нестерова, Т. В.). Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в: передаче окраски предмета, в соблюдении правильных пропорций, строении формы предмета.

Основным свойством, позволяющим устанавливать сходство воображаемых предметов с действительными, является форма. Передачей этого свойства дети овладевают постепенно. С каждой возрастной группой требования к точности передачи форм усложняется. Первые формы, которые учатся изображать дети это округлые и прямоугольные (форма передаётся приблизительно). Чем лучше у детей, получается, контролировать свои движения взглядом, тем отчетливее и точнее они передают (форму предмета).

Дети научаются изображать круг, квадрат, прямоугольник. Постепенно знакомство с формами и умение изображать их, расширяются. Дети начинают различать большее количество форм, а также определять разницу пропорций (узкий — широкий, более длинный — короткий). Теперь детям можно предложить изображение предметов значительно отличающихся по форме от простых геометрических форм, например: груша, свекла, помидор (их форма неравнозначна форме шара).

Одно из средств выразительного изображения предмета — это передача величины предметов и его частей. Различать предметы как большой и маленький, дети учатся со второй младшей группы. В последующих группах это умение всё более усложняется. Передача двух разных по величине предметов не составляет труда, сложнее передать тонкие градации: большой, маленький ещё меньше. От ребёнка требуется точное движение рук и пристальный взгляд. Передать пропорциональное отношение, насколько один предмет больше или меньше другого доступно лишь детям старшего дошкольного возраста. Подбирая соответствующую тематику занятий или упражнений, воспитатель формирует у детей умение передавать эти отношения в рисунке, лепке или аппликации.

Каждый предмет имеет свои составные части, которые дети учатся выделять уже со второй младшей группы. Таким образом, дети постепенно подводятся к передаче строения предмета . Относительная простота и сложность предмета для изображения зависят от его строения. Детей учат тому, что части предмета, могут быть разными по величине и форме, они расположены известным образом по отношению друг к другу (например, при лепке человека), а также могут быть расположены в простом чередовании, симметрично, или в сложном чередовании несимметрично.

Чтобы дети могли правильно передавать строение предмета из нескольких частей, надо их знакомить с обозначением пространственных отношений — выше, ниже, внизу, слева и т. д.

Необходимо отметить, что дети дошкольного возраста могут передавать форму предмета в рисунке только плоско, отмечается стремление «выставить» все объекты на одну линию — фризовая композиция. Но всё же без передачи пропорций, т. е. правильного отношения частей предмета по величине, форме и положению, не может быть правдивого изображения. Всё это с трудом даётся детям дошкольного возраста. При изображении предметов, состоящих из нескольких частей необходимы способности: сравнивать, сопоставлять, учитывать величины частей, устанавливать различия их форм, окраску. Эти способности развиваются у детей постепенно.

И последнее, что необходимо для изображения предмета — это передача цвета. Как правило, многие дошкольники без специального побуждения не используют цветового разнообразия материалов. Лишь постепенно под воздействием педагога дети начинают замечать, цветовое богатство окружающего мира и у них проявляется желание передать это в рисунке.

Нас интересуют умения и навыки по технике рисования. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Если ребёнок не умеет правильно держать карандаш и кисть, это значительно тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами, рисовать карандашом с разным нажимом, для получения на бумаге светлых и ярких оттенков, тонких, лёгких или сильных и энергичных линий.

Дети учатся правильно закрашивать изображения предметов, закрашивая их в одном направлении и не выводить штрихи за пределы контура. Передавать фактуру предмета: гладкую, шероховатую. Осваивают разные способы работы кистью и красками. Детей учат получать новые цвета и оттенки путём смешивания красок, уметь пользоваться палитрой.

Получать различные оттенки цветов, используя разные способы рисования, применять разную технику рисования при создании изображений.

Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Когда ребёнок овладел техникой изображения, процесс создания рисунка для него станет приятным, а значит, повысит его интерес к данному виду деятельности и разовьёт его творческие возможности.

В старшем дошкольном возрасте изобразительные действия должны быть более точными, уверенными и смелыми, самостоятельными, разнообразными, обобщёнными, творческими.

Для развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребёнок — взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюёт зёрна, рыбка плавает в разных направлениях и т. д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Проанализировав программу «Детство» раздел «Ребенок в мире изобразительного искусства», мы выделили следующие художественно — изобразительные навыки, развитию которых следует уделить внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста:

— Композиционные умения: правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально); выделять планы (по всему листу, два плана — небо и земля);

— Навык передачи формы: выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчетливо основные формы; составлять изображение из нескольких частей; передавать в работах позы, движение, жесты персонажей, некоторые детали соотносить предметы по величине.

— Навык передачи цвета: педагог создает ситуации подбора детьми цвета, соответствующего изображаемому предмету. Поддерживает желание использовать разнообразные цвета, применять цвет как средство выразительности; передавать состояние, характер образа (добрый — злой, теплый — холодный), свое отношение к герою или явлению, признаки сказочности при рисовании по мотивам сказок (цветовым решением, атрибутами).

— Технические навыки: педагог формирует у детей умение отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом.

В этом возрасте надо научить ребёнка располагать предметы согласно задуманному содержанию, так чтобы изображение было не только понятным, но и выразительным. Совершенствуя навыки изображения предмета, дети получают возможность шире отражать явление окружающего его мира. Ребёнок уже может уверено держать карандаш, а не сжимать его всеми пальцами, как в начале обучения. Конечно, надо следить за тем чтобы дошкольник заканчивал свои рисунки, даже если он рисует не на занятие. Умение владеть карандашом или кисточкой во многом способствует облегчению изучения ребёнка технике письма.

В завершение отметим, что для того, чтобы овладеть художественно-эстетическими навыками и умениями необходимо формировать представление о предметах, потребуется знания об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Литература:

  1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII –с.345–349.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.: ил.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунов, Л. Б. Ительсон и др.; Под. Ред. А. В. Петровского — М.: Просвещение, 1979г (стр.5–6)
  6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
  7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. № 2 1980г.
  8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223с.
  9. Исследование проблем психологии творчества. /Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.
  10. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. — М.: Просвещение, 1991г (стр.24–25, 26–29)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, навык, умение, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изображение предметов, карандаш, Нестеров, предмет, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Задать вопрос