Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации
Авторы: Стефанко Александра Викторовна, Филатова Анна Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 11.01.2023
Статья просмотрена: 105 раз
Библиографическое описание:
Стефанко, А. В. Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации / А. В. Стефанко, А. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7930/ (дата обращения: 16.11.2024).
Авторы методической разработки «Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации» описывают технологию разработки и проведения проектов организации развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольной организации, а также представляют реализуемый проект в виде технологической карты с подробным описанием задач, оборудования и действий педагога и детей. С помощью организации таких проектов в группах ДОО воспитатели не только учитывают возраст дошкольников, но и их идеи, замыслы, переживания, интересы, а также решают образовательные задачи.
В ФГОС ДО (п. 3.3) прописаны основные требования к развивающей предметно-пространственной среде (РППС), а также в этом документе указываются основные принципы дошкольного образования, которые педагоги должны учитывать в организации образовательного процесса (п. 1.4. «построение образовательной деятельности на основе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»). Поэтому современная педагогика акцентирует свое внимание на вопросах стимулирования посредством развивающей среды субъектных качеств ребенка, а именно: его активности, инициативы, самостоятельности с учетом пространства детской реализации. Где пространство детской реализации, это особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, ориентированном на будущее, а взрослый, в системе социальных отношений, обеспечивает процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний [4 с. 11–14]. То есть ведущая роль принадлежит ребенку, который в пространстве реализации, участвует в создании «нового», где взрослый помогает ребенку реализовать его замысел, культура уподобляется ребенку (Н. Е. Веракса).
А также требования педагогического стандарта говорят о том, что современный педагог должен быть самостоятельным творческим человеком, который проявляет свою креативность в образовательном процессе, в том числе и при организации развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Стимулирование игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей возможно посредством обновления игрового материала, внедрения новых предметов. Такое полинасыщение образовательного пространства способствует максимальной реализации образовательного потенциала детей, созданию комфортных условий для разных видов деятельности ребёнка. Благодаря эффективной организации развивающей предметно-пространственной среды педагоги имеют возможность качественно работать над раскрытием индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Для педагога ДОО РППС в группе зачастую, соотносится с неким набором предметов, игр, пособий и определенным зонированием пространства. Тогда возникает вопрос, а как же сделать так, чтобы для ребенка эта среда была не просто набором предметов и мебели. А стала РППС, в которой ребенок может себя реализовать как личность, развивать самостоятельность, инициативу. Он мотивирован к открытию нового с учетом его субкультуры и интересов. Это и есть основные задачи, о которых говорит нам ФГОС ДО.
Поэтому одним из эффективных способов организации РППС, по нашему мнению, это разработка и реализация проектов организации РППС с учетом пространства детской реализации, что соответствует принципам и требованиям стандарта. Эффективность этого способа в том, что педагоги в совместной деятельности с детьми преобразуют материалы, игры, оборудование с помощью проектов организации РППС, при этом учитывается не только возраст дошкольников, но и их идеи, замыслы, переживания, интересы, а также решаются образовательные задачи.
Проект организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей старшей группы ДОО на тему «Игрушки» с учетом пространства детской реализации разработан с учетом темы, в соответствии с планированием педагога. Он может длиться от 1 до 2 недель, во время, отведенное на совместную деятельность детей с педагогом и самостоятельную деятельность детей.
Цель проекта: развитие речи дошкольников, посредством проекта организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом пространства детской реализации.
Дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, охотнее и с удовольствие играют с теми предметами, игрушками, играми и атрибутами, которые сделали сами или принимали участие в их создании. В итоге продукты детской деятельности создаются детьми с учетом их идей, замыслов, переживаний и интересов. На протяжении всего проекта педагог вносит «провоцирующие» материалы, для создания мотивирующего характера РППС по освоению образовательных задач.
Например: педагог, до прихода детей, вносит некий привлекающий внимания детей предмет и оставляет его на видном месте в группе, а также в определенных центрах выкладывает атрибуты, предметы, игрушки в виде подсказок или как средства мотивации, которые будут побуждать к дальнейшим познавательным действиям и заключениям ребенка. После этого, с помощью наводящих вопросов педагога или самостоятельно, ребенок может, например: создать, раскрасить или слепить недостающий элемент для понравившейся игры, чтобы поиграть в неё; познакомиться с новой сказкой, рассматривая иллюстрации и найдя привлекательные рисунки, атрибуты, предметы и куклы, разыграть театральную сценку вместе со сверстниками.
Продукты проектов организации РППС могут быть разные, например игровые макеты для разного вида игр, атрибуты для сюжетно ролевых игр, лэпбуки, элементы для настольных и театрализованных игр, коллажи, познавательные альбомы, алгоритмы, настольные квесты и ещё может быть множество вариантов, в зависимости от творческого, познавательного потенциала детей и педагога.
На протяжении проекта «Игрушки», педагог решает не только образовательные задачи речевого развития, но и включает разные виды детской деятельности из других образовательных областей. В течение проекта дети оформляют коллекционную коробку «Любимые игрушки», заполняют её своими любимыми игрушками и различными играми по развитию речи, которые ребята сделали и собирали своими руками, исходя из своих интересов и идей.
Мы предлагаем нижеописанную форму разработанного проекта, для дошкольников старшей группы [Таблица 1.], где расписаны:
— решаемые образовательные задачи по развитию речи;
— «Провоцирующие» материалы и оборудования, вносимые в РППС;
— предполагаемые действия педагога, которые будут мотивировать, и поддерживать инициативу детей для дальнейшей деятельности;
— предполагаемые действия детей;
— продукт, созданный совместно с детьми, который становится частью развивающей среды в группе и может быть многофункциональным.
Таблица 1
Задачи по речевому развитию |
«Провоцирующие» материалы, пособия, оборудование, элементы РППС |
Поддержка педагога (действия) |
Действия детей |
Развитие пассивного словаря и активизация словаря по теме «Игрушки» |
Современные детские журналы «Классный», «Непоседа», альбом «Современные игрушки», книги: «Лёвка, или История одной игрушки» Бузуев А. Н., Дракончик Пыхалка Дмитрий Емец, «Лисенок Фыр-Фыр и его друзья» Ольга Вербицкая |
Организует выставку журналов и книг в центре книги, знакомит с новой детской литературой детей |
Рассматривают иллюстрации в книгах, журналах, альбомах, делятся впечатлениями |
Планшет «Логика малыш» с карточками на тему игрушки |
Вносит в центр речи игру и знакомит с ней |
Играют в игру, подбираю картинки по лексической теме |
|
Большая коробка с любимой игрушкой педагога. Разнообразные цветные картинки с изображениями современных игрушек, наклейки и декоративные элементы, ножницы, клей, разноцветные маркеры |
Вносит в центр творчества коробку и показывает свою любимую игрушку. Узнаёт, какие у детей есть любимые игрушки. Предлагает собрать коллекцию из их любимых игрушек. Принести игрушку из дома и для этого украсить нашу коллекционную коробку. Принимает участие в совместном творчестве с детьми |
Рассказывают о своей любимой игрушке. Вырезают и приклеивают понравившиеся картинки, украшают декоративными элементами, подписывают при помощи педагога, цветными маркерами свои имена или название игрушки |
|
Формирование и совершенствование грамматического строя речи |
Маленькие картинки-раскраски с изображениями игрушек в конверте, разноцветные стаканчики, камешки «Марблс», настольно-дидактическая игра «Чего не стало?» (направленная на совершенствование образования формы родительного падежа единственного числа и активизация словаря прилагательных) |
Вносит в речевой центр коллекционную коробку с новым содержанием. Предлагает детям поучаствовать в соревновании с их игрушками и помочь в создании элементов игры. Организует совместную игру «Чего не стало?» и объясняет правило игры. Правило: каждый ребенок берет свою игрушку и по стаканчику, прячет под него любую из изготовленных картинок. Ведущий спрашивает у каждого ребенка: «Чего не стало на столе?». Ребенок называет свою картинку и отвечает полным предложением: «Мишка. На столе не стало маленького, коричневого мишки» и картинка возвращается на стол. За каждый правильный ответ ребенок получает камешек «Марблс». Выигрывает та игрушка, у которой будет больше камешков |
Достают из конверта в коробке маленькие картинки-раскраски с изображениями игрушек, раскрашивают их. Дети участвуют в игре, сначала с поддержкой взрослого, а далее самостоятельно |
Развитие фонетико-фонематической системы речи |
Интерактивная игрушка Ферби, воздушный пластилин, игровое поле с дорожкой из букв, игровой кубик. Игра «Подарок для Ферби» на совершенствование простых форм фонематического анализа |
Вносит в центр речи коллекционную коробку с игровым полем и говорящей игрушкой Ферби. Разворачивает игровое поле и ставит игрушку на её домик. Ферби говорит детям, что у неё сегодня день рождение и приглашает их игрушек к себе на праздник. Педагог с помощью проблемных вопросов подводит детей к идее создания фишек-подарков при помощи, которых дети дойдут на праздник Ферби. Объясняет правило игры. Правило игры: Нужно поставить фишки-подарки на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фигурку вперед на столько шагов, сколько выпало точек на кубике и придумывает слово на заданный звук, на котором он оказался. Игроки по очереди, дойдя до Ферби, дарят свои фигурки |
Рассматривают игровое поле и знакомятся с игрушкой Ферби. Предлагают свои идеи фишек-подарков для Ферби. Находят в коробке воздушный пластилин и лепят фишки. Участвуют в игре, сначала с поддержкой взрослого, а далее самостоятельно |
Развитие активного словаря, связной речи и навыков речевого общения |
Ведро, мяч, меч, щит, драконий плащ, маска или шапочка лисы (костюм). Коллекционная коробка с программкой для театра и конвертом, в котором находятся карточки с изображениями: героев сюжета из книги «Лисенок Фыр-Фыр и его друзья», кассира, костюмера, гримера, помощника, зрителей |
Размещает в центре театра и сюжетно-ролевых игр материалы и оборудования для обыгрывания сюжета книги «Приключения лисенок Фыр-Фыр». Вносит коллекционную коробку, открывает и обращает внимание детей на изменения содержимого. С помощью проблемных вопросов подводит детей к идее инсценировки сюжета из книги |
Рассматривают картинки из конверта и предлагают свои идеи. Распределяют роли для обыгрывания сюжета рассказа и посещение театра. Подбирают атрибуты, элементы и костюмы для игры. Организуют театральную постановку и показывают сценку зрителям |
Обучение элементами грамоты |
Конверт с заготовками буквы «А», плакат «Школа игрушек» |
Вносит в центр речи коллекционную коробку с новым содержимым. Знакомит с наполнением коробки, сообщает, что игрушки подросли, пошли в школу и познакомились с буквой «А». С помощью проблемных вопросов подводит детей к идее каждому украсить свою букву и помочь игрушкам оформить плакат. После оформления плаката размещает его в центре речи |
Рассматривают содержимое коробки. Предлагают свои идеи в украшении букв, используя различные способы и средства. После украшения букв, оформляют плакат «Школа игрушек» |
Развитие мелкой моторики рук |
Пинцеты, цветные фигурки, бумажные формочки для запекания кексов, противень для кексов, кубик с цветными точками и кубик с цифрами или точками |
Вносит в центр речи коллекционную коробку с новым содержимым. Знакомит с наполнением коробки. С помощью проблемных вопросов подводит детей к идее создания угощения для своих игрушек. Предлагает детям украсить кексы и поиграть. Правило игры: Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и кладет пинцетом фигурки в кекс в соответствии с цветом и количеством, обозначенном на кубике. Выигрывает тот, кто быстрее наполнит свой кекс |
Рассматривают содержимое коробки. Предлагают свои идеи о способе и средстве оформления бумажных формочек. После завершения оформления формочек участвуют в игре, сначала с поддержкой взрослого, а далее самостоятельно |
Продукт проекта: коллекционная коробка с изготовленными, совместно с воспитанниками, играми по теме «Игрушки» |
|||
Литература:
- Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. — М: Юрайт, 2021. — 165 с.
- Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. Науч. Конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2019. С. 93–95.
- Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду [Текст] / сост. О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова, Н. П. Рахманова. — ООО «ТЦ Сфера», 2015, — 347 с
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — c. 336
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/kip/2018/n2/Veraksa.shtml [Детское развитие: две парадигмы — Культурно-историческая психология — 2018. Том. 14, № 2] дата обращения 23.11.2022 г.
Похожие статьи
Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...
Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада
В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...
Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...
Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития
Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...
Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе
В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...
Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения
В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...
Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании
Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...
«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО
В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...
Похожие статьи
Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...
Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада
В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...
Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...
Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития
Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...
Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе
В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...
Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения
В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...
Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании
Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...
«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО
В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...